Это ставит точку в одной из самых известных историй совместного автобизнеса в России. Японский концерн Mazda не воспользовался своим правом вернуться на завод во Владивостоке и окончательно утратил эту возможность в октябре 2025 года.
Помните, было время, когда Mazda CX-5 и CX-9 собирались прямо здесь, в России? Но в ноябре 2022 года японцы продали свою долю в совместном предприятии группе «Соллерс». Однако тогда все говорили: «Это не навсегда!». Сделку заключили с важным условием — опционом на обратный выкуп в течение трех лет.
И вот эти три года прошли. И что же? Тишина.
Почему Mazda не позвонила? Версия от «Соллерса»
Я связал воедино факты, и картина проясняется. В пресс-службе «Соллерса» сообщили предельно четко: от Mazda не поступало никаких предложений или запросов по обратному выкупу. Ни звонка, ни письма.
Более того, российский концерн прямо заявил: «…в текущих условиях мы не видим в этом необходимости». Эта фраза говорит сама за себя. Похоже, «Соллерс» полностью перезагрузил бизнес и больше не рассматривает японского партнера как необходимый актив. Они уверенно движутся своим курсом.
Так что теперь происходит на бывшем заводе Mazda?
А вот здесь история получает интересное продолжение. Завод не простаивает. Его не просто «перезапустили» в 2023 году — на его мощностях теперь кипит совершенно другая жизнь.
Здесь налажено производство междугородних и туристических автобусов под брендом Sollers. Получается, что бывший цех по сборке легковушек теперь выпускает автобусы для российских дорог. Довольно символичное преобразование, которое показывает реальный тренд на импортозамещение.
Что в итоге? Окончание эпохи и начало новой
Лично для меня этот эпизод — яркий маркер новой реальности в российском автопроме. Очередной мировой гигант не просто приостановил сотрудничество, а окончательно и бесповоротно закрыл для себя «российскую главу».
«Соллерс», в свою очередь, демонстрирует гибкость. Они не стали держаться за старые проекты, а быстро нашли новую нишу и адаптировали производство под актуальный спрос.
Вывод? Эпоха совместных предприятий с западными и азиатскими автогигантами в их прежнем виде завершена. На смену ей приходит время самостоятельных решений и перепрофилирования. И, кажется, этот поезд уже ушел. Mazda свой шанс вернуться не использовала, и вряд ли он представится ей снова.