Когда я слышу или вижу словосочетание «нарышкинское барокко», сразу представляю себе именно это похожее на резную шкатулку здание – храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Именно этот храм дал название целому направлению в отечественной архитектуре: по фамилии владельца вотчины, где был построен храм, русское барокко конца 17 – начала 18 веков стали называть нарышкинским. В начале 18 века Петр I введёт моду на всё европейское, в том числе и на архитектуру, а до этого русское барокко имело свои неповторимые черты. Храм Покрова – яркий образец русского или нарышкинского барокко.
Церковь Покрова в Филях построена в 1690-ых годах в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича Нарышкина.
Первый Покровский деревянный храм в Филях с приделом Зачатия Святой Анны был построен в 1619 году. Филевскими землями в то время владел князь Фёдор Иванович Мстиславский – политический деятель, который удержался во властных структурах и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, возглавил правительство при семибоярщине в Смутное время, а затем стал приближённым первого царя из рода Романовых. Несмотря на три брака, у Фёдора Ивановича не оказалось прямых наследников. Его дети умерли либо во младенчестве, либо в юные годы. Бездетным был и брат Фёдора Ивановича. В 1622 году, после смерти князя, Фили перешли к его сестре Ирине, инокине московского Воскресенского монастыря, а после её кончины отошли в казну.
Царь Алексей Михайлович пожаловал Фили своему тестю Илье Даниловичу Милославскому, после смерти которого эти земли снова отошли в казну. В 1689 году село Фили с окрестными деревнями было пожаловано юным царём Петром I в вотчину своему дяде, брату царицы Натальи Кирилловны, Льву Кирилловичу Нарышкину.
В 1690-ых годах Лев Кириллович занимается обустройством своей вотчины. Он делает это на европейский лад: отселяет подальше от усадьбы крестьянские дворы, а на территории стоит большой деревянный дом, больше похожий на дворец, с хозяйственными постройками, разбивает регулярный парк с каскадом прудов и фруктовым садом. И строит домовую церковь. Он строит каменный храм на фундаменте деревянной церкви, которая к тому времени сильно обветшала. Так и появился новый Покровский храм, давший начало нарышкинскому барокко. После постройки новой церкви вотчина стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож». Кстати, только храм и сохранился от усадебного комплекса, если не считать, конечно, территории бывшего парка-сада, который сейчас сохранился за храмом и превращён в газон и цветник.
Кто из архитекторов строил храм и как он выглядел на рубеже 17 и 18 веков не известно, как и точная дата завершения строительства. Дело в том, что в 1712 году в московском доме Нарышкиных случился пожар, который уничтожил весь архив, включая документы по храму. Искусствоведы по косвенным признакам могут только предполагать, кто был авторством проекта. Чаще всего называют имена Якова Григорьевича Бухвостова и гипотетического зодчего Петра Потапова. Имя Бухвостова упоминают, т. к. он был, пожалуй, самым известным московским архитектором того времени, а имя Потапова – из-за схожести Филёвской церкви с Успенской на Покровке, приписываемой зодчему. Есть предположения, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик Лев Нарышкин.
Не всегда храм был красно-белым, как сейчас. Во время реставрации, проведённой в середине 20 века, была осуществлена размывка стен. Она показала, что в 18 веке стены были окрашены в голубой цвет, а на протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета.
Церковь Покрова в Филях представляет собой пятиярусный центрический храм. Здание имеет четырёхлепестковый план двух нижних ярусов. На уровне подклета оно опоясано аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Церковное здание совмещает в себе зимний и летний храмы и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
Вертикальная структура храма представляет собой бесстолпный двусветный четверик, на котором расположены три поярусно убывающих восьмерика. Последний восьмерик увенчан гранёной главой. Четверик обрамляют четыре экседры – полукруглые ниши большого размера, завершённые конхами – полукуполами (сводами в виде четверти сферы). Их так же венчают гранёные главы на глухих восьмигранных барабанах. В традиции православной архитектуры пять глав храма означают Христа и четырёх апостолов-евангелистов. При Нарышкине в знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом.
Особую нарядность храму придаёт богатый белокаменный декор. Искусствоведы считают его эклектичным, находя в нём элементы европейского ренессанса, польских костёлов и храмов Малороссии. Для искусствоведов – это благодатная почва для исследований. Мы же отметим, что все эти элементы, собранные вместе, создали уникальный декор нарышкинского барокко.
По углам четверика и восьмериков храм украшают колонны, поддерживающие сложно-профилированные карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки. Другими словами ярусы отделяют друг от друга узорчатые пояса-аттики, с так называемыми «петушьими гребнями». Гребешки также украшают колончатые оконные наличники, при чем самые пышные наличники находятся на самом верхнем ярусе храма. Парапеты гульбища украшены ширинками с вставками и фиалами с бобышками.
Архивные поиски реставраторов и искусствоведов привели к интересному результату: первоначально храм имел лестницы на один сход с девятигранной формой нижнего марша без парапетов. Сделать такой вывод позволили найденные обмерные чертежи храма конца 18 века, проведённые под руководством Матвея Казакова.
Нижний тёплый храм задумывался как приходской для окрестных жителей. Именно он был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В его алтаре был установлен престол из старой деревянной церкви.
Первоначальные интерьеры нижнего храма не сохранились. Сначала его разграбили наполеоновские солдаты в 1812 году, устроив в помещении конюшню. Стены расписали заново в 19 веке. В советское время храм некоторое время был открыт для прихожан, но в 1941 году его закрыли. Тогда же в целях маскировки от авианалётов были сняты купола и разобран верхний восьмерик. В годы войны в нижнем храме размещался госпиталь, а в послевоенные годы – склад. Росписи были закрашены.
В 1955 году началась реставрация храма, которая в основном завершилась к 1980 году. В это время был восстановлен верхний ярус церковного здания, на нём снова появились купола с крестами. С 1971 года храм был превращён в музей: в нем располагался филиал Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Реставрация продолжилась. Стены нижнего храма были размыты, наиболее хорошо сохранившиеся участки росписи оставили открытыми, причём во время реставрации были обнаружены фрагменты двух слоёв росписи.
В храме появился резной дубовый иконостас, резное оформление икон притвора.
В конце 1990 года по ходатайству патриарха Алексия II церковь вернули верующим. Но тогда был возвращён только нижний Покровский храм, который не представляет особой художественной ценности. Там регулярно совершаются богослужения. Верхний храм до 2019 года был собственностью музея, хотя и сейчас на сайте храма он числится таким. В настоящее время в верхнем храме летом по большим праздникам проходят богослужения. Но в притворах храма остались музейные витрины и в свободное от богослужений время проводятся экскурсии.
Итак, верхний храм. Он устроен, как домовый при усадьбе и освящён во имя Спаса Нерукотворного. Этим Лев Кириллович Нарышкин выразил свою кротость пред Богом и благодарность за спасение во время стрелецкого бунта, когда погибли его братья Иван и Афанасий – Лев Кириллович молился перед этой иконой во время бунта.
Верхний храм сохранился значительно лучше, чем нижний. Иконостас, многие иконы, настенная роспись в основном относятся к 19 веку, но в иконостасе сохранилось несколько икон работы мастеров Посольского приказа Карпа Золотарева и Кирилла Уланова.
Потолок западного притвора покрыт росписями, датируемыми 19 веком и украшен многочисленными позолоченными резными элементами.
Здесь же представлена небольшая музейная экспозиция, посвящённая роду Нарышкиных и истории храма.
Помещение верхнего храма не велико, но поражает своим убранством. Резьбой, покрытой позолотой, украшен иконостас, оформлены иконы и окна, подчёркнуты арки сводов.
По бокам иконостаса расположены богато декорированные клиросы, а на западной стене перед иконостасом, там, где в православных храмах обычно размещаются хоры, словно висит в воздухе узкий балкончик. Это отдельная ложа для владельца и его гостей, прозванная «царской». На этот балкончик можно попасть по лестнице в стене храма, которая, поднимаясь выше, ведет на колокольню. И хоть это необычное место названо «царской ложей», посещая филевский храм, Петр I никогда туда не поднимался. Как правило он оставался во время богослужений на клиросе с певчими и пел вместе с ними. И иконостас, и клиросы, и «царская ложа» бережно отреставрированы с восстановлением утраченных элементов резьбы.
Восстановлено позолоченное паникадило.
Все эти реставрационные работы были проведены в 70-ых годах прошлого века. Руководили работами реставраторы Евгений Васильевич Михайловский и Ирина Валентиновна Ильенко.
Северный и южный притворы также отреставрированы, восстановлены золочёные обрамления икон.
В южном притворе работает церковная лавка, а в северном представлена небольшая экспозиция, посвящённая реставрации храма.
Кстати, реставрационные работы после 1980 года проводятся в храме почти постоянно. Последняя реставрация завершилась в 2023 году. За два года реставраторы обновили фасады, очистили белокаменный декор, а стены окрасили в красный цвет с белыми швами между кирпичами. Внутри храма были обнаружены мощи святых. Вероятно, они были спрятаны реставраторами при проведении реставрации в 1970-ых годах.
Ещё больше фотографий здесь http://www.peshkompomoskve.ru/church_of_intercession_in_fili/