Toyota Prius — это имя, которое стало синонимом гибридных автомобилей по всему миру. С момента своего дебюта он зарекомендовал себя как пионер и икона экологичного транспорта. Однако на китайских дорогах встретить Prius — большая редкость. Почему же автомобиль, столь популярный в Европе, США и Японии, почти не виден в самом крупном автомобильном рынке мира?
Производят ли Prius в Китае?
Краткий ответ: да, но в очень ограниченных количествах и лишь одно поколение.
В отличие от многих других моделей Toyota, которые активно локализуются в Китае через совместные предприятия (FAW-Toyota и GAC-Toyota), Prius никогда не удостаивался массового местного производства.
Единственным исключением стало предыдущее, 4-е поколение Prius (XW50), которое с 2018 года небольшими партиями выпускалось на совместном предприятии FAW-Toyota под названием Toyota Prius PHEV (модель ZVW55).
Это была именно подзаряжаемая гибридная версия (plug-in), ориентированная на ограниченный круг потребителей. Обычные гибридные версии нового Prius в Китае официально не производятся и не продаются.
Текущее, 5-е поколение Prius (XW60), которое получило восторженные отзывы по всему миру, в Китай официально не поставляется, и планов по его локализации нет.
Главные причины непопулярности и отсутствия производства Prius в Китае
1. Жесткая политика поддержки новой энергетики (NEV Policy).
Это ключевая причина. Китай сделал стратегическую ставку на подзаряжаемые гибриды (PHEV) и, в особенности, на электромобили (BEV). Государственные субсидии, налоговые льготы и преимущества при получении номерных знаков (которые в мегаполисах поднебесной выдаются по квоте и могут стоить очень дорого) были в основном сфокусированы на этих типах транспорта.
Обычный гибрид (HEV), каким является базовый Prius, долгое время не считался в Китае новоэнергетическим автомобилем. Он не давал своим владельцам столь желанных зеленых номерных знаков и значительных субсидий, что делало его покупку менее выгодной по сравнению с электрокарами или PHEV.
2. Высокая цена и восприятие.
Будучи импортной моделью (или производимой мелкими сериями), Prius всегда имел высокую цену. Для китайского потребителя он оказывался в одном ценовом сегменте с более престижными моделями или просторными кроссоверами. При этом дизайн Prius, часто футуристичный и нестандартный, не всегда находит отклик у консервативной части китайского рынка, которая ценит статусность и пространство.
3. Ожесточенная конкуренция и смещение фокуса Toyota.
Понимая политику правительства, сама Toyota сместила свой фокус в Китае. Вместо продвижения Prius компания начала активно развивать и продвигать:
- Локализованные подзаряжаемые гибриды (PHEV). Например: Toyota Corolla/Levin PHEV.
- Электромобили на собственной платформе e-TNGA. Например: bZ4X и bZ3.
- Гибридные системы в популярных моделях: Технологию HEV теперь можно найти в самых ходовых моделях, таких как Camry, RAV4, Corolla и Levin. Для многих покупателей логичнее купить привычный и популярный Camry Hybrid, чем более дорогой и менее практичный Prius.
Какие есть аналоги в Китае?
Рынок гибридных и электромобилей в Китае невероятно развит, и у Prius есть множество сильных аналогов, которые обходят его по продажам и популярности.
А. Подзаряжаемые гибриды (PHEV) — главные конкуренты:
- BYD Qin Plus DM-i / Seal DM-i: Лидеры рынка. Сочетают низкий расход топлива в гибридном режиме, возможность езды на чистом электричестве и очень привлекательную цену.
- BYD Song Plus DM-i: Гибридный кроссовер, невероятно популярный в своем классе.
- Geely Xingyue L PHEV (Emgrand L): Технологичный и комфортабельный гибридный SUV.
Б. Обычные гибриды (HEV):
- Toyota Corolla/Levin Hybrid: По сути, являются "народными" наследниками Prius в Китае. Используют ту же надежную гибридную технологию, но в более привычном и доступном кузове.
- Honda Accord/Civic Hybrid: Предлагают альтернативный подход к гибридной трансмиссии (i-MMD) и являются прямыми конкурентами гибридных моделей Toyota.
Заключение
Судьба Toyota Prius в Китае — это наглядный пример того, как глобальный автомобильный бренд адаптируется к уникальной и жестко регулируемой рыночной среде. Вместо того чтобы пытаться продвигать икону, не подпадающую под государственные льготы, Toyota перенаправила свои усилия на локализацию технологий в тех моделях и форматах, которые востребованы китайским потребителем и поддерживаются государством. Таким образом, дух Prius — его гибридная эффективность — живет в Китае не в единственной модели, а в десятках тысяч гибридных Corolla, Camry и RAV4, а также в растущем семействе электромобилей bZ.
Заказать авто из Китая с растаможкой и доставкой в РФ под ключ вы можете у наших партнёров из города Харбин.
Р. S. Понравилась статья? Поддержите канал лайком и не забудьте подписаться.)