Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Якопо делла Кверча: титан, который научил Микеланджело ваять

Представьте: конец XIV века, Италия только просыпается от средневекового сна. В маленьком городке Кверча-Гросса рождается мальчик, которому суждено стать одним из трёх великих революционеров скульптуры — наряду с Гиберти и Донателло. Но в отличие от них, Якопо делла Кверча останется в тени истории, хотя именно его работы спустя столетие потрясут юного Микеланджело. Якопо был настоящим бунтарём своего времени. Пока другие скульпторы застенчиво отходили от готических канонов, он с размахом ломал все правила. Его фигуры обладали такой физической мощью и драматизмом, что казались вырвавшимися из камня живыми людьми. Современники называли его работы «ужасающе реалистичными» — и это в эпоху, когда скульптура только училась быть человечной! В Лукке, этом тосканском городе-крепости, Якопо оставил несколько произведений, которые до сих пор заставляют замирать: "Гробница Иларии дель Карретто" (1406-1408, собор Сан-Мартино) — это его самая поэтичная работа и одна из самых трогательных надгробны
Оглавление

Представьте: конец XIV века, Италия только просыпается от средневекового сна. В маленьком городке Кверча-Гросса рождается мальчик, которому суждено стать одним из трёх великих революционеров скульптуры — наряду с Гиберти и Донателло. Но в отличие от них, Якопо делла Кверча останется в тени истории, хотя именно его работы спустя столетие потрясут юного Микеланджело.

-2

Мятежный гений из Сиены

Якопо был настоящим бунтарём своего времени. Пока другие скульпторы застенчиво отходили от готических канонов, он с размахом ломал все правила. Его фигуры обладали такой физической мощью и драматизмом, что казались вырвавшимися из камня живыми людьми. Современники называли его работы «ужасающе реалистичными» — и это в эпоху, когда скульптура только училась быть человечной!

-3

Когда камень дышит

В Лукке, этом тосканском городе-крепости, Якопо оставил несколько произведений, которые до сих пор заставляют замирать:

-4

"Гробница Иларии дель Карретто" (1406-1408, собор Сан-Мартино) — это его самая поэтичная работа и одна из самых трогательных надгробных скульптур в истории. Молодая жена правителя Лукки умерла в 26 лет при родах. Якопо изобразил её спящей — не мёртвой, а именно спящей! Она лежит в своём лучшем платье, руки сложены на груди, у ног дремлет верный пёс (символ супружеской верности). Её лицо настолько умиротворено, что кажется, вот-вот приоткроются веки.

Но гениальность в деталях: по краю саркофага Якопо вырезал гирлянду из херувимов — пухлых младенцев-ангелов, которые держат тяжёлые фестоны. Они такие живые, такие осязаемые, что хочется потрогать их мраморную кожу. Это был полный разрыв со средневековой традицией!

-5

Якопо делла Кверча делал то, что до него не решался делать никто: он возвращал античную мощь человеческого тела, но наполнял её христианской эмоциональностью. Его фигуры одновременно героичны и уязвимы. Когда Микеланджело в 1494 году увидел работы Якопо в Болонье, он был потрясён: вот она, формула! Мощь плоти + драма духа = новое искусство.

Трагедия в том, что Якопо умер, не закончив свой главный проект — портал церкви Сан-Петронио в Болонье. Но даже незавершённые рельефы «Сотворения Адама» и «Грехопадения» с их мускулистыми, полными достоинства фигурами прямо предвосхищают Сикстинскую капеллу.

В Лукке, стоя перед надгробием Илария, вы видите рассвет Ренессанса — момент, когда искусство показало, что люди прекрасны, даже когда они смертны.​​​​​​​​​​​​​​​​

Гид по Риму Светлана Синица romaturism.ru