Найти в Дзене
Жёлтая мастерская

Эпопея ткацкого станка, или как разработка для одного урока переросла в полугодовую работу. (Часть 2)

В прошлой статье я рассказал о том, как создавал свой первый ткацкий станок, а также поделился опытом его использования детьми во время учебного занятия.
А где-то между делом я посетил методическое собрание учителей нашего города. Наш прекрасный методист предложила мне поучаствовать с какой-нибудь своей идеей (я же молодой, нужно что-то новенькое преподнести) и дать мастер-класс на городском педагогическом форуме.

Продолжаем...

До форума оставался месяц, надо что-то делать…

Материала по урокам мало, оборудования ещё меньше. Не идти же с одним станком на 50 человек (пришло намного больше на нашу секцию). Меня успокоил методист, сказав, что не все будут участвовать в мастер-классе. Надо занять хотя бы пятую часть зала — человек 10. Значит, надо 10 станков (По началу это казалось просто).

Осмотр склада в мастерской выявил критическую нехватку материалов. Фанера закончилась ещё до Нового года.

У меня нет ни материалов, ни времени на это, а ещё нужно уроки вести и готовить!

Панику — под контроль, вперёд работать!

Рационализируем процесс.

Это первая версия мини‑станка стала отправной точкой! Теперь у меня есть новая — более удобная и практичная для мероприятий (Позже поделюсь ее разработкой).
Это первая версия мини‑станка стала отправной точкой! Теперь у меня есть новая — более удобная и практичная для мероприятий (Позже поделюсь ее разработкой).

Кругляк заменил на палочки от мороженого — они разного размера продаются и легко пилятся. Вместо фанерных стенок — штапики и обрезки наличников дверей, оставшиеся после ремонта в школе. Для уменьшения ремизок на бердо заказал плоские палочки для размешивания кофе. Первый станок готов. Замеры проведены, техническая карта готова. Нужны ещё 9.

Напомню о 75% практики на уроке труда. Выполняем. Заменяем темы по токарному делу (рабочих токарных станков в школе всё равно нет) на производственный процесс и называем это красиво — «проектная деятельность по технологии».
Дети всегда с удовольствием выполняют работы в материале, не нужно заставлять. 7 класс справился со «спецзаказом» на законную «пятёрку».

Немного кадров с урока:

Но мне было мало.

Я захватил параллели с 5 по 8 класс темой ткачества. Она заходила на ура любому возрасту (даже педагогам, но об этом позже). Все перемены ко мне бегали шестиклассники и просили поработать на станке. Они так бегали до начала мая, а подготовка к форуму шла с начала февраля.

-3

Данного материала хватило бы, но, мой нездоровый перфекционизм и трудоголизм берут верх. Идём к старшим детям...

Восьмиклассники — не малыши, не давать же старшим детям простое задание соткать кусочек материала. Но выход был найден.
Восьмиклассники работают по 40 минут, а не два урока, времени мало, да и тем таких уже нет. Значит, будем адаптировать! Что там у них? 3D-моделирование?Создаём учебные проекты для школьников!

Разрабатывать абстрактные детали им надоело, нужно применить знания к реальной задаче. Даже заказчик есть — я (а кто пойдёт против классного руководителя?)

Потратив все выходные, я разработал уже третий ткацкий станок, дополнил эту версию вторым рядом ремизок и ручкой для смены положения нитей без ручной перестановки бердо. В этот раз он состоял только из напечатанных на 3D-принтере деталей,круглых и плоских палочек для мороженого.

Первая версия готова!

На фото — вторая версия станка. Первую, скажем так,улетела в стен...  «аккуратно утилизировали» после того, как разобрались, в чём была конструкторская ошибка.
На фото — вторая версия станка. Первую, скажем так,улетела в стен... «аккуратно утилизировали» после того, как разобрались, в чём была конструкторская ошибка.

И, о чудо!

Оно работает! Изменённая конструкция работает даже лучше, чем классическая. Но чего-то не хватает.

Бердо (часть станка для подбивки нитей друг к другу) ужен не разместить все склеено накрепко. Разрабатываю пару новых деталей и печатаю новый станок. Всё работает идеально!

И снова подготовка к уроку. Все детали я разрабатывал в «Компас 3D», на каждую деталь был создан чертёж и сборка, чтобы дети могли повторить в рамках трёх занятий.

Время не просто течёт — оно бежит!

Чтобы успеть с восьмым классом (а они объединены по 30 человек), я решил разделить детей на различные группы.

На двух 3D-принтерах печатаются детали станка и выдаются группе «сборщиков», которая, опираясь на пример и чертежи, собирает изделие.

Группа «инженеров» подразделяется на две подгруппы: первая создаёт 3D-модели по чертежам, а вторая снимает мерки и создаёт чертежи к деталям.

А самые креативные ребята остаются в группе «рекламщиков» — разрабатывают и создают плакат, логотип и визитку. Работа кипит, как и моя голова.

В процессе творчества мои ребята смогли завершить все этапы работы. Мы набросали эскизы собственного логотипа, в котором объединили два аспекта: овечку — как символ пряжи — и традиционную русскую символику. дали прекрасное название: "Ткань сказаний". И в итоге отрисовали все это в векторной программе.

Работа выполнена: Копийчук Ольгой
Работа выполнена: Копийчук Ольгой

Наряду с разработкой логотипа был создан презентационный плакат, соответствующий общей концепции.

Работа выполнена: Алиевой Гулшан
Работа выполнена: Алиевой Гулшан

Работы проведено огромное количество, но мне нужна была конечная точка(растянувшаяся в троеточие). Я провёл открытый урок, в рамках которого смог реализовать все задумки, которые разрабатывал в течение этого месяца.

Я решил дополнить свои материалы и сделать 3D-версию станка, создать интегративный материал.Если сравнивать с современными образовательными инструментами, простые иллюстрации из старых учебников выглядят устаревшими: они не цепляют внимание!
Загрузил 3D-сборку станка на сайт

И уже на примере этой интерактивной 3D-модели показывал составные части.

Два дня до форума.

Надо всё подготовить.

Но как собрать всё это в единое целое? Объём материала настолько большой, что в буклет это не уместить, а на слайды -тем более. А хотелось, чтобы коллеги могли изучить материалы внимательнее. Осталось последнее — сайт. За пол вечера собрал простенький сайт на Taplink и загрузил ссылки, фотографии, чертежи и 3D-модели. Получилось удобное интерактивное меню без лишней мишуры.

-10

Проблема номер два — доступ. Самое простое — QR-коды. Это сильно упрощает процесс. А знаете, что ещё упрощает? NFC-метки. Я как раз тогда заказал 10 штук на пробу. Напечатал визитки, которые разработали мои «рекламщики», запрограммировал метку на сайт и заклеили с двух сторон, не забыв прогнать через ламинатор. Работает! (одна до сих пор у директора лежит)

А сонная голова занимается последними приготовлениями — презентацией и речью.

Настал час икс — педагогический форум.

С самого утра я готовился. Девочки из моего класса очень сильно меня поддерживали и участвовали в этом ответственном событии наравне со мной. Приехали заранее, всё подготовили.

Меня поставили первым, что немного смутило, но мне так даже привычнее — меньше волнений. Выступление прошло на ура, и все старания и вложения оправдались! Особое внимание проявили студенты педагогического колледжа. Надеюсь, я смог привнести что-то новое в жизнь своих коллег.

Все эти огромные старания, которые я и дети приложили в течение месяца, уже в этом учебном году выльются всего в 1–2 ознакомительных урока. Но я даже рад — второй раз такой объём я не потяну.

Этот проект показал мне, как одна идея может изменить подход к обучению. Несмотря на то, что масштабная реализация заняла месяц, результаты превзошли все ожидания. Главное — не бояться экспериментировать и искать новые пути в образовании. Хотел бы я на этом закончить… Эх…

Я так надеялся на конец этой мощной эпопеи, да и каникулы вот-вот начнутся, но нет...
Завуч попросила провести моё выступление для наших учителей на педсовете в каникулы. Благо всё было готово, нужно было только перезаправить (10 штук — 3 часа) станки и провести мастер-класс.

Я думал, что такой обмен опытом бесполезен для учителей разных направлений, но учителя начальной школы так не посчитали и даже провели мастер-класс по ткачеству в своих классах (тема урока по окружающему миру очень удачно совпала). Малыши были в восторге.

Кажется, что тема ткачества уже вшита в наш код — ни один человек пока не остался равнодушным к этому процессу.

Вскоре — очередное событие, фестиваль народов России. Мы впервые представили наши станки на городском мероприятии!

Неожиданно вписался бизнес-форум. Как связано ткачество и форум для людей с деньгами? Очень просто — экоотель. Опять непонятно? Раскрою карты.
9 класс у нас экспериментальный и является предпринимательским. Совместно с одним из ВУЗов города мы реализуем эту программу. И даже здесь мои ученики нашли способ применить ткацкий станок как одну из визитных карточек. Создали небольшой коврик из переработанных материалов для антуража выступления и как часть мерча.

Ну и последнее мероприятие — «День России».

Первый раз выходил с мастер-классом в городской парк. В этот же день мне сломали ручку у станка (не позволяйте пьяным что-то крутить на оборудовании). Мне довелось поработать с очаровательной группой малышей! Я познакомил их с удивительным миром ткачества и провёл практический мастер‑класс. Результат превзошёл ожидания: и дети, и их родители так увлеклись работой на станках, что не хотели расходиться. Так же проведённое мероприятие оказалось по‑настоящему продуктивным. Прежде всего, оно открыло возможность для новых профессиональных знакомств. Эти контакты станут важным стимулом для модернизации моих станков — в частности, для повышения их мобильности. В будущих публикациях я подробно расскажу о планах и первых шагах в этом направлении.

После двух постов я словно выдохнул: история моей полугодовой затеи наконец рассказана.
А теперь вопрос: имеет ли смысл показывать детям традиционные ремёсла, пусть даже мельком? Или эпоха цифровизации уже не оставляет им шанса развития?

Последний вариант станка доделал только в октябре. Поэтому позволю себе сказать ещё пару слов на эту тему,но не сейчас...

Вязание
2735 интересуются