Найти в Дзене

Скотч на Луне: как копеечное решение спасло многомиллионную миссию

Когда мы думаем о полётах на Луну, в воображении возникают сложные приборы, громоздкие скафандры и сверхточные расчёты. Но один из самых надёжных инструментов в арсенале космонавтов — обычный скотч. Во время первых высадок на Луну астронавты передвигались пешком и таскали за собой двухколёсную тележку — её прозвали «рикшей». На ней перевозили приборы и контейнеры с образцами пород. Но вскоре инженеры NASA решили: исследователям нужен настоящий транспорт. Так появился лунный электромобиль — лёгкая складная машина весом около 200 килограммов (на Луне — всего несколько десятков). Он работал на одноразовых батареях, имел два сиденья, антенну для связи с Землёй и систему гироскопов, которая помогала не потеряться на поверхности без ориентиров. На Луне горизонт близок — всего около двух километров. Корабль легко скрывается за изгибом местности, и без навигации астронавты могли бы просто заблудиться среди одинаковых серых камней и кратеров. Система гироскопов позволяла точно понимать своё пол
Оглавление

Когда мы думаем о полётах на Луну, в воображении возникают сложные приборы, громоздкие скафандры и сверхточные расчёты.

Но один из самых надёжных инструментов в арсенале космонавтов — обычный скотч.

От «рикши» до электромобиля

Во время первых высадок на Луну астронавты передвигались пешком и таскали за собой двухколёсную тележку — её прозвали «рикшей». На ней перевозили приборы и контейнеры с образцами пород.

Но вскоре инженеры NASA решили: исследователям нужен настоящий транспорт.

Так появился лунный электромобиль — лёгкая складная машина весом около 200 килограммов (на Луне — всего несколько десятков). Он работал на одноразовых батареях, имел два сиденья, антенну для связи с Землёй и систему гироскопов, которая помогала не потеряться на поверхности без ориентиров.

Астронавт Юджин Сернан управляет лунным вездеходом (LRV) в начале первого выхода в открытый космос в рамках миссии «Аполлон-17»
Астронавт Юджин Сернан управляет лунным вездеходом (LRV) в начале первого выхода в открытый космос в рамках миссии «Аполлон-17»
На Луне горизонт близок — всего около двух километров. Корабль легко скрывается за изгибом местности, и без навигации астронавты могли бы просто заблудиться среди одинаковых серых камней и кратеров.

Система гироскопов позволяла точно понимать своё положение и возвращаться к модулю. Благодаря ей космонавты могли отъезжать на десятки километров, исследовать холмы, кратеры и собирать новые образцы грунта.

Колёса луномобиля не были надувными — они были сплетены из тонкой металлической сетки. Чтобы лунная пыль не забрасывала всё вокруг, над колёсами установили специальные защитные «крылья». Это оказалось очень полезным:

пыль на Луне невероятно липкая и абразивная — она оседала на приборах и скафандрах, забивала шарниры и могла повредить оборудование.
Пилот лунного модуля «Аполлон‑17» Харрисон Шмитт использует черпак для отбора проб. Его скафандр покрыт слоем лунной пыли
Пилот лунного модуля «Аполлон‑17» Харрисон Шмитт использует черпак для отбора проб. Его скафандр покрыт слоем лунной пыли

Поломка и гениальное решение

Во время последней лунной миссии — «Аполлон-17» — при разгрузке электромобиля одно из крыльев случайно зацепили и сломали. Сначала показалось, что ничего страшного, но как только машина проехала несколько метров, колёса начали выбрасывать пыль фонтанами. Она оседала на скафандрах, оборудовании и мешала работе.

Из Хьюстона пришёл приказ: «Машину не использовать».

Но бросить луномобиль после такого пути было обидно. Астронавты всю ночь ломали голову, как решить проблему. И нашли выход — с помощью скотча.

Они оторвали обложку от бортового журнала, прикрепили её к сломанному крылу и плотно зафиксировали скотчем. Получился самодельный «козырёк», который прекрасно справился с задачей.

Обложка от бортового журнала, которую прикрепили к сломанному крылу лунного вездехода с помощью скотча
Обложка от бортового журнала, которую прикрепили к сломанному крылу лунного вездехода с помощью скотча

С этим импровизированным ремонтом экипаж проехал более 30 километров по Луне — без единой поломки.

Кто положил скотч?

Позже, уже на Земле, никто в NASA не смог точно вспомнить, кто именно положил рулон скотча на борт.

Но этот случай вошёл в историю как пример того, как простое решение может спасти сложнейшую миссию. С тех пор скотч стал обязательным элементом во всех космических экспедициях — от шаттлов до Международной космической станции.

Сегодня его используют для временного ремонта, крепления инструментов, изоляции и даже для мелких бытовых задач — например, чтобы приклеить блокнот на стену или зафиксировать кабель.

Изобретение, стоящее копейки, спасло многомиллионную миссию.

И теперь ни один полёт в космос не обходится без рулона скотча — самого надёжного союзника астронавтов.

Об авторах:

  • Сергей Суганеев — физик, отобрал и проверил материал статьи.
  • Владимир Кивгазов — редактор, адаптировал для широкой аудитории.