Найти в Дзене
Ленивое вязание

Как не застрять в чувстве вины после неудачи

Бывает, поражение пережито телом, но не сердцем. Спортсмен уже вернулся в зал, уже бежит, дышит, считает пульс, — а внутри будто камень. Мы снова и снова прокручиваем ту секунду, где могли поступить иначе. Почему вина такая липкая? Почему именно она не даёт двигаться дальше, даже если разум говорит: “Это уже прошло”? С точки зрения психологии, чувство вины — не враг. Оно сигнал, что нарушено некое внутреннее равновесие между “я хочу” и “я должен”. Как писал Л.С. Выготский в «Истории развития высших психических функций», эмоции — это не просто реакции, а форма смысловой регуляции поведения. Вина — знак, что поступок или результат противоречит значимому для нас смыслу. Но если смысл не осознан, вина превращается в болото. Б.С. Братусь в книге «Аномалии личности» отмечал, что деструктивная вина — это вина “без адреса”: она не ведёт к исправлению, а лишь фиксирует человека на собственных несовершенствах. Парадокс в том, что чем выше уровень ответственности личности, тем острее переживается

Бывает, поражение пережито телом, но не сердцем. Спортсмен уже вернулся в зал, уже бежит, дышит, считает пульс, — а внутри будто камень. Мы снова и снова прокручиваем ту секунду, где могли поступить иначе. Почему вина такая липкая? Почему именно она не даёт двигаться дальше, даже если разум говорит: “Это уже прошло”?

С точки зрения психологии, чувство вины — не враг. Оно сигнал, что нарушено некое внутреннее равновесие между “я хочу” и “я должен”. Как писал Л.С. Выготский в «Истории развития высших психических функций», эмоции — это не просто реакции, а форма смысловой регуляции поведения. Вина — знак, что поступок или результат противоречит значимому для нас смыслу. Но если смысл не осознан, вина превращается в болото.

Б.С. Братусь в книге «Аномалии личности» отмечал, что деструктивная вина — это вина “без адреса”: она не ведёт к исправлению, а лишь фиксирует человека на собственных несовершенствах. Парадокс в том, что чем выше уровень ответственности личности, тем острее переживается вина. Спортсмены — люди действия, и потому им особенно трудно принять пассивность, ошибку, поражение.

А.Н. Леонтьев в «Психологии деятельности» писал, что развитие идёт через “переосмысление мотивов”. Ошибка становится ростом только тогда, когда человек видит в ней не крах цели, а новую ступень понимания. Поэтому психологическая работа с виной — не в том, чтобы “отпустить”, а в том, чтобы перевести аффект в смысл. Спросить себя: “Чему это меня учит? Что я узнал о себе как о человеке, не только как о спортсмене?”

Ф.Е. Василюк в «Психологии переживания» подчёркивал: проживание вины — это труд восстановления жизненного смысла, разрушенного неудачей. Этот труд нельзя ускорить, но можно сделать осознанным. Принять вину — значит признать свою человеческую ограниченность, но и своё право на движение вперёд.

Когда вина становится внутренним учителем, а не тюремщиком, она теряет власть. Ошибка тогда перестаёт быть “позором” и становится опытом. Ведь главное не то, что мы упали, а то, как мы встаём. Вина учит уважению к собственным границам, ответственности без самоуничтожения.

И, может быть, именно в этот момент мы начинаем понимать, что сила — это не отсутствие слабостей, а способность идти, несмотря на знание о них.