Найти в Дзене

Модель выше высокомерна, а модель ниже - удивлена и недовольна: живопись Яна Слёйтерса

Ян Слёйтерс - нидерландский художник со своеобразным чувством юмора: видно, что он умел рисовать и смело брал цвет, однако его подход к образам был еще более смелым и забавным. Его картины нередко вызывали споры и попадали в центр скандала. В этом обзоре посмотрим его картины. Про скандалы попозже расскажу, а пока отмечу, что художник был мастер передачи характера модели через взгляд: взгляд у его моделей всегда какой-то провокационно-безумный, нелепый, но очень выразительный. Нет ли у вас ощущения, что модель выше высокомерна, а модель ниже - удивлена и недовольна? Все это делает взгляд. Насчет скандалов, например, был такой случай. В честь шестидесятилетия художника в Городском музее Амстердама прошла ретроспектива. Несколько картин Слёйтерса в стиле ню, включая "Розовую сорочку" (1930) пришлось убрать как слишком откровенные. И вот тут уже я в замешательстве, какую именно сорочку, в карусели еще вариант, это один из значимых мотивов у художника. Но вернёмся к характерным "взглядам"

Ян Слёйтерс - нидерландский художник со своеобразным чувством юмора: видно, что он умел рисовать и смело брал цвет, однако его подход к образам был еще более смелым и забавным. Его картины нередко вызывали споры и попадали в центр скандала. В этом обзоре посмотрим его картины.

-2

Про скандалы попозже расскажу, а пока отмечу, что художник был мастер передачи характера модели через взгляд: взгляд у его моделей всегда какой-то провокационно-безумный, нелепый, но очень выразительный. Нет ли у вас ощущения, что модель выше высокомерна, а модель ниже - удивлена и недовольна? Все это делает взгляд.

Насчет скандалов, например, был такой случай. В честь шестидесятилетия художника в Городском музее Амстердама прошла ретроспектива. Несколько картин Слёйтерса в стиле ню, включая "Розовую сорочку" (1930) пришлось убрать как слишком откровенные. И вот тут уже я в замешательстве, какую именно сорочку, в карусели еще вариант, это один из значимых мотивов у художника.

Ян Слёйтерс, "Грета с велосипедом"
Ян Слёйтерс, "Грета с велосипедом"

Но вернёмся к характерным "взглядам" моделей на портретах Слёйтерса. Выше девушка смотрит не нелепо, но скептически, хотя ее огромные глаза написаны красиво и с большой теплотой. Грета - это вторая жена художника, часто служившая ему моделью.

Шарлота Кёллер - это голландская актриса, художник сделал несколько ее портретов, в разных образах. Кстати, Кёллер довольная важная фигура для голландского театра, видела пьесы Брехта, когда они только выходили:

Что такое "фомка" по сравнению с акцией? Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое убийство человека по сравнению с использованием его в своих интересах? - Бертольд Брехт, "Трехгрошовая опера"

Она создала свою уникальную экспрессионистскую манеру игры, увидев пьесы Брехта, и - среди прочего - отказалась сотрудничать с культурным центром немецких оккупантов в 1942 году - и на время ее карьера прекратилась.

Но вернемся опять к "взглядам" моделей Слёйтерса!

Гезина Антония Мильгенс - еще одна неожиданная фигура в творчестве художника. Она работала домашней прислугой, но также была профсоюзной активисткой, её считают первой чернокожей профсоюзной деятельницей в Нидерландах. Она называла себя "доктором силы воли":

В ваших собственных интересах, как и в наших, мы призываем вас присоединиться к нам в наших усилиях и, если того потребуют обстоятельства, присоединиться к нам в борьбе. Где это необходимо, мы без колебаний будем отстаивать наши права везде, насколько это возможно

Кстати, обратите внимание, что несмотря не всегда реалистическую манеру изображения, модели на разных картинах узнаваемы, что еще раз доказывает мастерское умение подчеркнуть характер человека Слёйтерсом.

Что же касается Мильгенс, то она вообще достойна отдельной статьи, потому что жизнь у нее была интересная, и позировала она не только Слёйтерсу, но об этом, может, в другой раз.

Ян Слёйтерс, "Портрет девочки"
Ян Слёйтерс, "Портрет девочки"

И еще раз обратим - в последний раз для этого обзора - внимание на взгляд девочки. Каждый портрет - новый характер и новый образ. Я считаю, вот этим прежде всего ценен художник Ян Слёйтерс.

Ну а также своим интересом откровенным изображениям, которые, как мы выяснили, убирали даже с юбилейной выставки. У художника получалось изобразить этут тему особенно чувственно и даже на грани. Забавно, что он входил в жюри первого конкурса "Мисс Голландия", то есть был признанным экспертом в области женской красоты.

Картина Яна Слёйтерса
Картина Яна Слёйтерса

Очень здорово написано, и кстати, заметно, что в течение жизни художник пробовал себя в самых разных стилях, потому его в кого только не записывали, я бы назвал его самобытным художником.

Картина Яна Слёйтерса
Картина Яна Слёйтерса

Меня также заинтересовал период у него, когда он писал стоящих девушек, как бы вытягивая их торсы, удлиняя, подобно тому, как это делал Эль Греко:

Картина Яна Слёйтерса
Картина Яна Слёйтерса

Особенно хорошо это заметно на картине ниже, которой я и хотел бы завершить этот обзор.

Картина Яна Слёйтерса
Картина Яна Слёйтерса

Спасибо за внимание!

К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.

Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!