1. Понятие «социализация» и ее сущность
2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации
3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
4. Психосоциальная концепция развития индивида Эриксона
5. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
1. Понятие «социализация» и ее сущность
Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе
интериоризации социальных установок и ценностей.
Интериоризация - это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения.
Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).
В развитии выделяются такие стадии интериоризации:
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. В общем, процесс социализации можно характеризовать как:
— постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;
— развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.
В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.
Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.
Есть основания полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия — не синонимы.
В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация Я личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.
Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение»,
«воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» — все-таки синонимы.
Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация — это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.
Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный — состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.
Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.
Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.
2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации
Каждый человек с момента рождения получает свое общество в «готовом» виде, как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он вольно или невольно сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями всем тем, что принято называть социальными нормами.
Социальные нормы — это официальные и неофициальные кодексы предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы стандарты. Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида.
Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается «правильным», «обязательным», «желаемым», «одобряемым»; «ожидаемым», «отклоняемым» в деятельности и поведении индивидов.
В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида основные социальные нормы бывают следующими.
Организационно-административные нормы: определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений, порядок и регламент их работы, обязанности исполнителей и должностных лиц, правила взаимодействия с внешними организациями.
Экономические нормы: устанавливают формы собственности и порядок их использования, систему оплаты труда, систему использования финансовых средств при обеспечении производственного процесса.
Правовые нормы (внутренние и международные): фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права.
Технологические нормы: определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции, устанавливают требования и правила обращения работников с орудиями труда, различными техническими средствами в целях обеспечения безопасности производителей и потребителей произведенной продукции, а также защиты природы (среды обитания).
Моральные нормы: выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми. Выступают в виде внешнего (обычаи, традиции, кодексы, общественное мнение) и внутреннего (принципы, кредо) регуляторов, когда та или иная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания индивида.
Одинаковая реакция людей, составляющих какую-либо общественную группу и находящихся в одинаковых условиях, означает, что в их поведении сложились привычки, которые в силу тех или иных причин закрепляются, превращаются в обычай.
Обычай — это установившееся вследствие неоднократного, неуклонного применения в течение длительного времени правило, которое регулирует поведение людей в определенной области общественной жизни. Новые обычай и традиции зарождаются в периоды общественного возбуждения на основе наиболее распространенных и впечатляющих мнений и настроений. Мнения и настроения перерастают в обычай или традицию иногда стихийно, иногда под влиянием сознательных усилий людей. В первом случае утверждающаяся норма поведения может иметь характер моды, несущий в зародыше некоторые признаки обычая. Чаще всего факт, событие в духовной атмосфере общности отражаются в виде мнений и настроений. Повторяющиеся действия людей образуют социальные привычки как способ реагирования индивидов на требования общества, способ отношения к социальным нормам поведения.
Нормы общественных объединений и движений: выражают мировоззренческие, организационные и религиозно-нравственные установки, правила и традиции поведения, добровольно принимаемые в качестве регуляторов поведения членами соответствующих объединений.
Нормы неформальных групп и объединений: выражают общие ценности и взгляды, стереотипы поведения, принятые членами данного объединения.
В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются на следующие виды.
Нормы-рамки: жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем.
Нормы-идеалы: проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее.
Нормы-дозволения (нормы-права): здесь и далее в отношениях права — указывают на нормы, которые не запрещают те или иные варианты поведения, для общества часто желательные, но не обязательные.
Нормы-предписания (нормы-обязанности): требуют, обязывают индивида выбирать соответствующие модели поведения.
Нормы-запреты: указывают на действия, которые запрещены для применения.
Анализ литературы по проблеме социализации показывает, существует не вполне корректный подход в постановке самой этой проблемы. Дело представляется таким образом, что общество, которое дается субъекту в момент его рождения как некая объективная реальность, само по себе позитивно, здорово, и субъекту надлежит лишь стать таким, чтобы соответствовать ему, т.е. социализироваться. Как-то упускается из виду тот факт, что общество может весьма и весьма негативно влиять на процесс социализации индивида. Это делает вопрос о социализации членов общества отнюдь не однозначным.
3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
Любые социальные нормы нуждаются в психологическом освоении индивидом, в их превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние, при этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы — позитивная, нейтральная или негативная.
Считается, что психологические и социально-психологические механизмы освоения и интериоризации различных норм зачастую близки или идентичны. Это обусловлено следующим обстоятельством.
Исторически дело происходило таким образом, что, осознаваясь в качестве соответствующих ситуаций и необходимых (а нередко единственно возможных) вариантов действий, реакций, суждений в повторяющихся внешних событиях, явлениях, определенные стереотипы отдельных людей становились групповыми, сословными, этническими нормами, которые впоследствии через межгрупповое и межэтническое взаимодействие расширялись, обогащались, разнообразились. В конечном счете, многие из таких норм стали восприниматься как общечеловеческие требования и естественно оформлялись в официальные предписания. Можно предположить, что человек стал человеком именно через внутреннее принятие социальных норм, когда он осознавал их наличие и необходимость.
Социализация индивида осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены, интериоризированы социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти только тогда, когда та или иная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира индивида, перешла в его подсознание.
Для правильного усвоения нормы необходимо ее познание личностью и сопоставление со своими внутренними параметрами — с тем, насколько ее будущая реализация соответствует интересам, потребностям, ценностным ориентациям, возможностям и способностям индивида.
В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, к примеру, такой: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно из числа референтной группы - семья, близкие, официальное руководство на службе и др. Их мнения и оценки наиболее значимы для индивида.
Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:
— внутреннее убеждение индивида в необходимости соблюдения нормы;
— самоактуализация индивида, его личностный рост, самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование;
— осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;
— выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;
— соблюдение групповых требований и интересов;
— подражание авторитетам;
— конформизм, нежелание быть «белой вороной» и др.
Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:
— негативное отношение индивида к «создателю» нормы, будь то личность или орган. Соответствующее отношение распространяется на саму норму;
— неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма, хотя индивид, как правило, признает норму как таковую;
— противоречия и расхождения в понимании нормы;
— «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведения провозглашателей норм;
— противоречия личных и групповых интересов и др.
Для трансформации внешних норм во внутренние ориентиры поведения необходимы следующие условия:
— всемерное сближение социально оправданных норм с интересами, запросами членов общества;
— подбор из традиционных культурных источников-систем (религия, народная мудрость, фольклор, литература) норм и ценностей общечеловеческого характера, раскрытие социально-психологической и исторической неизбежности их возникновения;
— практическая поддержка норм окружающими и следование нормам, обязательное для представителей властных структур, авторитетных лиц;
— общественная оценка, меры порицания или поощрения, которыми должны сопровождаться нарушения норм и их эффективная реализация.
Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса, его социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями; которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого — это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Не случайно, юристы говорят, что общественный правовой произвол предопределяется избирательной правоприменительной практикой.
4. Психосоциальная концепция Эриксона
Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».
В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее.
Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», хотя процесс этот сложный и динамичный. Формирование эгоидентичности включает ряд стадий, или этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом. Однако решение этих задач определяется исключительно индивидуальным уровнем психологического развития человека, с одной стороны, и духовной атмосферой социума, в котором он живет, — с другой. Основные стадии психосоциального развития индивида таковы.
Младенчество. Период характеризуется тем, что главную роль в
жизни ребенка играет его мать — она кормит ребенка, ухаживает за ним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств — чувство стыда.
Предшкольное детство (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего — познавательные.
Младший школьный возраст. К этому периоду общения в семье
оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего — школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает ему технологический эгос культуры. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности.
В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребёнок испытывает чувство тревоги вследствие боязни:
— какого-либо несчастья с родителями;
— отсутствия денег в семье;
— физического насилия;
— личной несостоятельности;
— неопределенности в будущем.
У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.
Подростковый возраст (в России: от 10 до 17 лет; призывной возраст в армию — 18 лет; в некоторых цивилизованных странах: от 10 до 20 лет, призывной возраст в армию — 21 год). Период формирования центральной формы эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, гиперсексуальность. Муки сравнения себя с другими. Поиски смысла жизни. Любовь и разочарования. Смятение души. Профессиональное самоопределение.
Основные психологические проблемы подростков:
— будущее;
— стрессы;
— коммуникативная некомпетентность;
— сопротивление манипулированию;
— отношения с родителями;
— любовь и близость;
— принятие собственного гнева;
— принятие собственного тела;
— принятие своего характера.
Основные психологические реакции подростков:
— оппозиция;
— группирование;
— конфронтация;
— эмансипация.
Созревание познавательных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. В процессе социализации группа сверстников в значительной мере замещает подростку родителей и становится для него референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи.
Несмотря на это, отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Влияние семьи в период взросления уменьшается, но она по-прежнему остается для подростка важной референтной группой. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.
Молодость. На этой стадии актуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми.
Взрослость. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.
Старость. Эго-идентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает нею жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Проявляется отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего — семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.
Переходы от одного периода к другому — это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущее деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими
людьми,
5. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
Жизненная позиция личности выражает связи личности и общества, является интегральной социально-психологической характеристикой личности. Чем богаче по содержанию и разнообразнее по форме общественные отношения, тем активнее формируются признаки социализации — психологические, идеологические, нравственные, культуральные.
Вместе с тем, подчиняясь влиянию общественных отношений, личность проявляет себя избирательно и индивидуально. Социализация личности непосредственно обусловлена возможностями ее самоактуализации. Подобная способность проявляется ярче при наличии у субъекта целостного мировоззрения, четкой всесторонней ориентации в общественной жизни.
Жизненная позиция личности, будучи способом включения ее в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Жизненную позицию личности представляет не любой, отдельно взятый поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности.
Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности последовательно, определить
границы ее социальной значимости. Эти уровни следующие:
— активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;
— жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности ;
— пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом;
— пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом;
— активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом.
Активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом:
Социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека.
Жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности: относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития.
Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, способный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками.
Пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности.
Активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития.
Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственного всестороннего развития.
Полагаем, однако, что вопрос о критериях социализации достаточно корректно все же еще не решен. Что считать результатов социализации — социальную адаптивность и адекватность социуму, независимо от того, каков этот социум, или активную жизненную позицию личности с позитивным духовным потенциалом? Кто из субъектов социума более социализирован — законопослушный трудящийся, безразлично относящийся к социальным язвам бытия, или тот, кто ведет борьбу с этими язвами, навлекая на себя уголовные репрессии самого социума? Решения этого вопроса пока еще нет.