Найти в Дзене

Выставка, посвященная утраченному полотну «Штурм Перекопа». Севастополь

В этой статье посмотрим выставку, которая расскажет нам о создании первой батальной и самой масштабной советской панорамы в довоенный период истории, которая была утрачена. Ну что, давайте смотреть выставку? Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены. Выставку можно посмотреть в кинотеатре «Украина» (улица Ленина, 35) с 31 октября 2025 года до 15 февраля 2026 года. Вход свободный! Выставка посвящена Перекопско-Чонгарской операции. Открылась в преддверии важной исторической даты — 105-й годовщины окончания Гражданской войны на Юге России. Именно с этой операции 7-го ноября 1920 года началось наступление Красной Армии. Экспозиция посвящена не самой операции, а панораме «Штурм Перекопа», которая так и не была создана. Панорама планировалась как первая батальная и самая масштабная советская панорама в довоенный период истории. Была проведена большая работа, но судьба подготовленных
Оглавление

В этой статье посмотрим выставку, которая расскажет нам о создании первой батальной и самой масштабной советской панорамы в довоенный период истории, которая была утрачена.

Ну что, давайте смотреть выставку?

Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены.

Где и когда проходит выставка?

Выставку можно посмотреть в кинотеатре «Украина» (улица Ленина, 35) с 31 октября 2025 года до 15 февраля 2026 года.

Вход свободный!

О выставке

Выставка посвящена Перекопско-Чонгарской операции. Открылась в преддверии важной исторической даты — 105-й годовщины окончания Гражданской войны на Юге России. Именно с этой операции 7-го ноября 1920 года началось наступление Красной Армии.

Экспозиция посвящена не самой операции, а панораме «Штурм Перекопа», которая так и не была создана.

Панорама планировалась как первая батальная и самая масштабная советская панорама в довоенный период истории. Была проведена большая работа, но судьба подготовленных материалов, макетов оказалась трагичной. Панорама в 1942 году при эвакуации из Крыма погибла в Керченском проливе.

Работа над полотном велась с 1934 по 1940 годы. Над ним трудилась группа художников-баталистов, многие из которых были учениками Франца Рубо — создателя знаменитой панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов». Целью было отразить ключевые моменты Перекопско-Чонгарской операции: форсирование Сиваша, взятие Турецкого вала и другие.

На выставке показаны созданные в 1940 году проекты здания панорамы, которое планировали построить в Москве на территории Новоспасского монастыря.

Часть представленных экспонатов находилась в фондах музея обороны Севастополя, а проекты здания были взяты из Самарского архива.

Описание взято из группы музея в ТГ.

Выставка

Вот такое описание есть на самой выставке:

1.
1.

И так она выглядит:

2.
2.

Текст можно попробовать прочитать, увеличив фото:

3.
3.

Весь полностью я не буду переписывать, только то, что не упоминалось ранее.

Коллектив художников первоначально возглавил Митрофан Борисович Греков, а после его скоропостижного ухода руководителем был назначен Георгий Константинович Савицкий.

В разные годы над полотном работали художники М.И. Авилов, Д.Ф. Бек, Г.Н. Горелов, П.С. Добрынин, В.П. Епифанов, П.И. Котов, В.В. Мешков, Н.Б. Терпсихоров и другие (состав коллектива менялся).

В качестве консультанта от Академии художеств был привлечён академик Н.С. Самокиш, от Главного политического управления Красной Армии — участник штурма Перекопа Д.М. Карбышев.

Члены коллектива выезжали в Крым, встречались с непосредственными участниками тех событий. А в ноябре 1935 года специально была проведена реконструкция событий взятия Перекопа.

С началом войны макеты, рабочие материалы диорам и панорамы использовались для поднятия морального духа советских людей. С этой целью были организованы выставки художественных работ, созданных в процессе написания батального полотна. Одна из них открылась в Симферополе.

27 октября 1941 года при попытке эвакуации из Крыма материалов выставки корабль с музейным собранием картинной галереи Симферополя был потоплен (по другим сведениям — экспонаты сгорели на складах) в Керченском порту.

Часть оригинальных работ, написанных в процессе создания панорамы, удалось сохранить. Сначала они находились в запасниках Севастопольского художественного музея имени Крошицкого, а затем переданы в Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.

На выставке также присутствуют предметы вещевого фонда, которые позволяют почувствовать дух довоенной эпохи (по крайней мере, так написано в описании к выставке в группе музея обороны Севастополя).

Начинаем смотреть.

4.
4.

5.
5.

Попыталась сделать фото газеты:

6.
6.

7.
7.

Эскиз к панораме «Штурм Перекопа»:

8.
8.

1940 г, холст, масло. Савицкий Г.К., Ефанов В.П., Христенко Н.П.

Сделала несколько фото эскиза поближе:

9.
9.

10.
10.

11.
11.

На стене было несколько плакатов, но их я не стала подробно снимать. Если есть желание, то фото можно увеличить и прочитать.

12.
12.

13.
13.

14.
14.

Группа художников, прибывших в Крым для исполнения этюдов:

15.
15.

Группа художников за работой на Турецком валу:

16. Н.П. Терписхоров, М.И. Авилов, Г.Н. Горелов (слева направо). Фото сделано 8 ноября 1934 года.
16. Н.П. Терписхоров, М.И. Авилов, Г.Н. Горелов (слева направо). Фото сделано 8 ноября 1934 года.

Дальше на выставке показаны портреты художников, их краткая биография и картины.

17.
17.

18.
18.

19.
19.

20.
20.

Картины я не все фотографировала.

Савицкий Г.К. Этюд. Командир и красноармеец. 1935 год. Холст, масло.

21.
21.

Савицкий Г.К. Красноармеец. 1940 г. Холст, масло.

22.
22.

23.
23.

Христенко Н.П. Этюд. В атаку (1940-1941 гг.) Холст, масло.

24.
24.

Христенко Н.П. Этюд. Раненный в голову. 1940 г. Холст, масло.

25.
25.

26.
26.

27.
27.

28.
28.

29.
29.

30.
30.

31.
31.

Генерал Н.П. Врангель в Панчевском госпитале, март 1922 г.

32.
32.

33.
33.

34.
34.

35.
35.

36.
36.

37.
37.

38.
38.

39.
39.

1. Соколов-Скаля П.П. Этюд. Будёновец и генерал. 1940 г. Холст, масло

2.. Соколов-Скаля П.П. Этюд. Первая конная.1940 г. Холст, масло

40.
40.

41.
41.

1. Иогансон Б.В. Этюд. Лошади. 1935-1937 гг. Холст, масло.

2. Иогансон Б.В. Этюд. У ящика с патронами. 1935-1937 гг. Холст, масло.

3. Иогансон Б.В. Этюд. Обувающийся. 1935-1937 гг. Холст, масло.

4. Иогансон Б.В. Этюд. Кавалерист. 1930-е гг. Холст, масло.

42.
42.

43.
43.

1. Соловьёв М.М. Этюд. Мельница в Отраде. 1930-е гг. Холст, масло.

2. Соловьёв М.М. Этюд. Дворик. 1930-е гг. Холст, масло.

44.
44.

Соловьёв М.М. Этюд. С пулемётом. 1930-е гг. Холст, масло.

45.
45.

46.
46.

Ещё один эскиз к диораме «Переход через Сиваш». Иогансон Б.В., Крайнев В.В., 1940 г. Холст, масло.

47.
47.

Покажу ближе некоторые фрагменты:

48.
48.

49.
49.

50.
50.

А дальше мы видим проекты панорамы.

Напомню, что документы и проекты хранились в РГА г. Самары и Научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева. Здание панорамы планировали построить в Москве на территории Новоспасского монастыря.

Конкурсный проект. Авторы — А.А. Генералов, А.И. Диденко, 1941 г. Москва

51.
51.

Так выглядел план 2-го этажа:

52.
52.

Следующий проект был:

53.
53.

Автор — Г.Н. Миндлин. Москва, 1940 г. похвальный отзыв.

54.
54.

Авторы — М.В. Лисициан, Г.Г. Малян. Москва, 1941 г. Вторая премия.

55.
55.

Авторы — В.Д. Кирхоглани, М.К. Бенуа. Москва, 1940 г. Поощрительная премия.

Выиграл проект архитектора Диденко (самый первый из представленных), где в центре — круговое полотно панорамы, а по бокам — четыре диорамы, отражавшие ключевые моменты: переход Красной армии через Сиваш, взятие Турецкого вала — события ноября 1920 года, последнего крупного сражения Гражданской войны. А самая главная панорама объединила и дополнила диорамы, должна была на едином полотне показать в комплексе показать Перекопско-Чонгарскую операцию.

Дальше представлены экспонаты:

56.
56.

57.
57.

Членский билет и портсигар Врангеля Михаила Александровича, который с 1921 по 1937 год был главным архитектором Севастополя:

58.
58.

59.
59.

Представлены пояснительные записки архитекторов к проектам здания панорамы:

60.
60.

61.
61.

62.
62.

И отдельно есть ещё один вариант конкурсного проекта:

63.
63.

Его автор — А.К. Буров, 1940 г. Москва

Завершают выставку слова Митрофана Грекова:

64.
64.

И отдельно стоят две витрины.

Давайте посмотрим первую:

65.
65.

Здесь ничего не подписано, никакой информации музей не предоставил. Но посмотреть интересно.

66.
66.

67.
67.

68.
68.

69.
69.

70.
70.

Годичный акт в Севастопольском Константиновском реальном училище, 23 ноября 1911 года:

71.
71.

О реальном училище не так давно была статья и рассказывалось на одной выставке. Ссылки будут в конце. В этом училище учился Михаил Врангель, чуть раньше мы видели его личные вещи.

И его не стоит путать с главнокомандующим частями Белой армии на Юге России Петром Врангелем, фото которого мы тоже видели на этой выставке.

Очень меня заинтересовала эта сахарница:

72.
72.

73.
73.

А снизу представлены копии приказов, агитационных листовок:

74.
74.

Жаль, что их нельзя полностью посмотреть.

75.
75.

76.
76.

И вторая витрина:

77.
77.

78.
78.

79.
79.

80.
80.

На этом выставка завершается.

Спасибо, что посмотрели выставку вместе со мной!

Все выставки, которые проходили в кинотеатре «Украина», собраны в этой подборке:

Выставки в кинотеатре «Украина» | Прогулки по Севастополю | Дзен

О Константиновском реальном училище было в этих статьях: