В этой статье посмотрим выставку, которая расскажет нам о создании первой батальной и самой масштабной советской панорамы в довоенный период истории, которая была утрачена.
Ну что, давайте смотреть выставку?
Статья написана автором канала на Дзен «Прогулки по Севастополю». Копирование или использование материалов без согласования с автором запрещены.
Где и когда проходит выставка?
Выставку можно посмотреть в кинотеатре «Украина» (улица Ленина, 35) с 31 октября 2025 года до 15 февраля 2026 года.
Вход свободный!
О выставке
Выставка посвящена Перекопско-Чонгарской операции. Открылась в преддверии важной исторической даты — 105-й годовщины окончания Гражданской войны на Юге России. Именно с этой операции 7-го ноября 1920 года началось наступление Красной Армии.
Экспозиция посвящена не самой операции, а панораме «Штурм Перекопа», которая так и не была создана.
Панорама планировалась как первая батальная и самая масштабная советская панорама в довоенный период истории. Была проведена большая работа, но судьба подготовленных материалов, макетов оказалась трагичной. Панорама в 1942 году при эвакуации из Крыма погибла в Керченском проливе.
Работа над полотном велась с 1934 по 1940 годы. Над ним трудилась группа художников-баталистов, многие из которых были учениками Франца Рубо — создателя знаменитой панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов». Целью было отразить ключевые моменты Перекопско-Чонгарской операции: форсирование Сиваша, взятие Турецкого вала и другие.
На выставке показаны созданные в 1940 году проекты здания панорамы, которое планировали построить в Москве на территории Новоспасского монастыря.
Часть представленных экспонатов находилась в фондах музея обороны Севастополя, а проекты здания были взяты из Самарского архива.
Описание взято из группы музея в ТГ.
Выставка
Вот такое описание есть на самой выставке:
И так она выглядит:
Текст можно попробовать прочитать, увеличив фото:
Весь полностью я не буду переписывать, только то, что не упоминалось ранее.
Коллектив художников первоначально возглавил Митрофан Борисович Греков, а после его скоропостижного ухода руководителем был назначен Георгий Константинович Савицкий.
В разные годы над полотном работали художники М.И. Авилов, Д.Ф. Бек, Г.Н. Горелов, П.С. Добрынин, В.П. Епифанов, П.И. Котов, В.В. Мешков, Н.Б. Терпсихоров и другие (состав коллектива менялся).
В качестве консультанта от Академии художеств был привлечён академик Н.С. Самокиш, от Главного политического управления Красной Армии — участник штурма Перекопа Д.М. Карбышев.
Члены коллектива выезжали в Крым, встречались с непосредственными участниками тех событий. А в ноябре 1935 года специально была проведена реконструкция событий взятия Перекопа.
С началом войны макеты, рабочие материалы диорам и панорамы использовались для поднятия морального духа советских людей. С этой целью были организованы выставки художественных работ, созданных в процессе написания батального полотна. Одна из них открылась в Симферополе.
27 октября 1941 года при попытке эвакуации из Крыма материалов выставки корабль с музейным собранием картинной галереи Симферополя был потоплен (по другим сведениям — экспонаты сгорели на складах) в Керченском порту.
Часть оригинальных работ, написанных в процессе создания панорамы, удалось сохранить. Сначала они находились в запасниках Севастопольского художественного музея имени Крошицкого, а затем переданы в Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
На выставке также присутствуют предметы вещевого фонда, которые позволяют почувствовать дух довоенной эпохи (по крайней мере, так написано в описании к выставке в группе музея обороны Севастополя).
Начинаем смотреть.
Попыталась сделать фото газеты:
Эскиз к панораме «Штурм Перекопа»:
1940 г, холст, масло. Савицкий Г.К., Ефанов В.П., Христенко Н.П.
Сделала несколько фото эскиза поближе:
На стене было несколько плакатов, но их я не стала подробно снимать. Если есть желание, то фото можно увеличить и прочитать.
Группа художников, прибывших в Крым для исполнения этюдов:
Группа художников за работой на Турецком валу:
Дальше на выставке показаны портреты художников, их краткая биография и картины.
Картины я не все фотографировала.
Савицкий Г.К. Этюд. Командир и красноармеец. 1935 год. Холст, масло.
Савицкий Г.К. Красноармеец. 1940 г. Холст, масло.
Христенко Н.П. Этюд. В атаку (1940-1941 гг.) Холст, масло.
Христенко Н.П. Этюд. Раненный в голову. 1940 г. Холст, масло.
Генерал Н.П. Врангель в Панчевском госпитале, март 1922 г.
1. Соколов-Скаля П.П. Этюд. Будёновец и генерал. 1940 г. Холст, масло
2.. Соколов-Скаля П.П. Этюд. Первая конная.1940 г. Холст, масло
1. Иогансон Б.В. Этюд. Лошади. 1935-1937 гг. Холст, масло.
2. Иогансон Б.В. Этюд. У ящика с патронами. 1935-1937 гг. Холст, масло.
3. Иогансон Б.В. Этюд. Обувающийся. 1935-1937 гг. Холст, масло.
4. Иогансон Б.В. Этюд. Кавалерист. 1930-е гг. Холст, масло.
1. Соловьёв М.М. Этюд. Мельница в Отраде. 1930-е гг. Холст, масло.
2. Соловьёв М.М. Этюд. Дворик. 1930-е гг. Холст, масло.
Соловьёв М.М. Этюд. С пулемётом. 1930-е гг. Холст, масло.
Ещё один эскиз к диораме «Переход через Сиваш». Иогансон Б.В., Крайнев В.В., 1940 г. Холст, масло.
Покажу ближе некоторые фрагменты:
А дальше мы видим проекты панорамы.
Напомню, что документы и проекты хранились в РГА г. Самары и Научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева. Здание панорамы планировали построить в Москве на территории Новоспасского монастыря.
Конкурсный проект. Авторы — А.А. Генералов, А.И. Диденко, 1941 г. Москва
Так выглядел план 2-го этажа:
Следующий проект был:
Автор — Г.Н. Миндлин. Москва, 1940 г. похвальный отзыв.
Авторы — М.В. Лисициан, Г.Г. Малян. Москва, 1941 г. Вторая премия.
Авторы — В.Д. Кирхоглани, М.К. Бенуа. Москва, 1940 г. Поощрительная премия.
Выиграл проект архитектора Диденко (самый первый из представленных), где в центре — круговое полотно панорамы, а по бокам — четыре диорамы, отражавшие ключевые моменты: переход Красной армии через Сиваш, взятие Турецкого вала — события ноября 1920 года, последнего крупного сражения Гражданской войны. А самая главная панорама объединила и дополнила диорамы, должна была на едином полотне показать в комплексе показать Перекопско-Чонгарскую операцию.
Дальше представлены экспонаты:
Членский билет и портсигар Врангеля Михаила Александровича, который с 1921 по 1937 год был главным архитектором Севастополя:
Представлены пояснительные записки архитекторов к проектам здания панорамы:
И отдельно есть ещё один вариант конкурсного проекта:
Его автор — А.К. Буров, 1940 г. Москва
Завершают выставку слова Митрофана Грекова:
И отдельно стоят две витрины.
Давайте посмотрим первую:
Здесь ничего не подписано, никакой информации музей не предоставил. Но посмотреть интересно.
Годичный акт в Севастопольском Константиновском реальном училище, 23 ноября 1911 года:
О реальном училище не так давно была статья и рассказывалось на одной выставке. Ссылки будут в конце. В этом училище учился Михаил Врангель, чуть раньше мы видели его личные вещи.
И его не стоит путать с главнокомандующим частями Белой армии на Юге России Петром Врангелем, фото которого мы тоже видели на этой выставке.
Очень меня заинтересовала эта сахарница:
А снизу представлены копии приказов, агитационных листовок:
Жаль, что их нельзя полностью посмотреть.
И вторая витрина:
На этом выставка завершается.
Спасибо, что посмотрели выставку вместе со мной!
Все выставки, которые проходили в кинотеатре «Украина», собраны в этой подборке:
О Константиновском реальном училище было в этих статьях: