Найти в Дзене

Это уже не Сапковский: 2 серия 4 сезона «Ведьмака» — фанфик или смелая экранизация?

Вспомним начало сезона – мой обзор первой серии Вторая серия 4 сезона «Ведьмака» от Netflix удивила меня своей смелостью. Это, пожалуй, самая «самодеятельная» серия – процентов на 20 взята из книги, не больше, остальное – выдумки сценаристов. Но, как ни странно, мне это понравилось! Вместо дословного следования роману мы получили живое шоу с неожиданными сценами и оригинальными решениями. Конечно, фанаты книг могут негодовать, но сама шоураннер Лорен Хиссрич уже ответила на упрёки: «У нас есть фанаты книг, есть фанаты игр, и те, кто вообще не знал этот мир до сериала. Мы не можем выбрать одну аудиторию… Мы помним, что делаем телешоу». И правда, сериал идёт своим путём, пытаясь угодить разным зрителям – и лично я не против такого подхода. Начнём с линии Геральта. Сценаристы сократили путешествие Геральта с беженцами и Золтаном до минимума – в книгах их долгий путь через леса и болота занимает главы, а здесь компанию Геральта сразу приводят к заброшенному эльфийскому кладбищу. Видимо,
Оглавление

Вспомним начало сезона – мой обзор первой серии

Вторая серия 4 сезона «Ведьмака» от Netflix удивила меня своей смелостью. Это, пожалуй, самая «самодеятельная» серия – процентов на 20 взята из книги, не больше, остальное – выдумки сценаристов. Но, как ни странно, мне это понравилось! Вместо дословного следования роману мы получили живое шоу с неожиданными сценами и оригинальными решениями. Конечно, фанаты книг могут негодовать, но сама шоураннер Лорен Хиссрич уже ответила на упрёки: «У нас есть фанаты книг, есть фанаты игр, и те, кто вообще не знал этот мир до сериала. Мы не можем выбрать одну аудиторию… Мы помним, что делаем телешоу». И правда, сериал идёт своим путём, пытаясь угодить разным зрителям – и лично я не против такого подхода.

Призрак на эльфийском кладбище – страшно, но интересно

Начнём с линии Геральта. Сценаристы сократили путешествие Геральта с беженцами и Золтаном до минимума – в книгах их долгий путь через леса и болота занимает главы, а здесь компанию Геральта сразу приводят к заброшенному эльфийскому кладбищу. Видимо, решили, что долго плестись с толпой беженцев – скучно. Вместо этого нам практически с ходу выдали атмосферную кладбищенскую сцену с призраком! В оригинале такого эпизода не было – в книге Лютик (он же Яaskier) никого из мёртвых не будил. Но, признаюсь, решение сценаристов мне понравилось.

Лютик по неосторожности тревожит духа, и начинается битва. Снято это здорово: я буквально вздрогнула, когда призрачная дама вынырнула из гробницы. А как оригинально придумано с Мильвой – она выстрелами из лука делает для Лютика ступеньки из воткнувшихся стрел, чтобы он мог выбраться из ямы! Знаете, постановка сцены напомнила мне другой сериал – «Властелин колец: Кольца власти». Во втором сезоне (что вышел прошлой осенью) герои тоже попадают в засаду на эльфийском могильнике, и призрак там был похожий, и также жертву утаскивали в склеп. Возможно, создатели «Ведьмака» вдохновлялись тем эпизодом (хотя съёмки шли параллельно, так что кто знает). В любом случае, вышло напряжённо и зрелищно.

Чего мне немного не хватило – особого говора Мильвы. В книгах эта лучница говорила колоритно, по-простецки, с деревенскими шуточками и мудрыми присказками. Здесь Мильва (её играет актриса Мэн’эр Чжан) более сдержана, без акцента, серьёзная охотница. Я скучаю по её простому жизнелюбивому юмору из романа. Но это мелочь. Куда важнее, что Геральт в новой серии остаётся верен себе – молчаливый, собранный. Хотя Геральта теперь играет Лиам Хемсворт, в этой сцене я особенно не замечала подмены: белые волосы, жёлтые ведьмачьи глаза, фирменное хмурое выражение лица – всё на месте. Netflix даже вставил в начале сезона небольшие флэшбеки, где Лиам «подменяет» Генри Кавилла в старых сценах, чтобы зритель привык. Смотрится чуть странновато, но терпимо. В бою с призраком новый Геральт проявил себя нормально – не блестяще, но и не оплошал. Видно, что создатели слегка прячут его за другими героями, чтобы он не совершил «греха быть запоминающимся» не в ту сторону. Ну, ничего, дальше будет поле для героизма и для него.

-2

Шайка Крыс по-новому: Disney style?

В этой серии нас знакомят ближе с Крысами – бандой юных разбойников, к которой примкнула Цири под именем Фалька. Сцена с Крысами – чистое творчество сценаристов, в книгах такого не было. Если после первой серии 4 сезона у меня ещё были сомнения, как покажут эту шайку, то теперь стало ясно: образ Крыс смягчили и немного отдают «диснеевской» стилистикой. Их приключения сняты лихо, местами даже комично. Может, кому-то это покажется лишним упрощением, мол, в романе они были жестокой бандой без особых характеров. Но, знаете, мне такая интерпретация даже зашла. Сцена ограбления с участием Цири получилась динамичной и забавной, я улыбалась. В книге каждому из Крыс вначале дали жутковатую предысторию, а потом они действовали довольно однообразно – честно, в романе эти персонажи плосковаты, автор не стал подробно их раскрывать. Он и сам признавался, что «Крысы» ему не слишком симпатичны и нужны лишь для определённого сюжетного хода. А вот сериал решил сделать их ярче, индивидуальней – вероятно, с прицелом на симпатию зрителей (недаром Netflix уже выпустил спин-офф «The Rats» про их похождения).

Мы видим шестерых разбойников, и у каждого свой штришок. Мистле тут показана жесткой, но уязвимой внутри. Кайлей – жизнерадостный ловкач, его кастинг прямо десятка из десяти, словно сошёл со страниц. Гиселлер – предводитель, но в сериале пока не особенно выделяется, харизмы маловато. Искра – дерзкая девчонка, но её образ раскрыт слабо, непонятно пока, что у неё за характер. А вот Ассе… Эх, единственный, кто мне не понравился. Его сделали пухлым неуклюжим парнем, который больше комичный, чем опасный. Сомневаюсь, что настоящие кни́жные Крысы стали бы держать в банде бесполезного толстячка – в книге Ассе был худощавым и кровожадным, если правильно помню.

Забавно, что одного из Крыс – Рифа (в русской транслитерации его звали Рей) – авторы превратили из парня в девушку. И знаете, это сработало! Теперь у Крыс три боевые девчонки, и новая версия Рифа получилась отпетой сорвиголовой. Она носится с двумя кинжалами, хохочет – прямо ведьмачья экшн-версия Тинкер Белл 🙂. Очень крутой персонаж, мне понравилась актриса.

Ну и, конечно, Цири. Наша Фалька (так она назвалась, в честь бунтарки-принцессы) старается заслужить место в банде. Её сцена драки – выше всех похвал. Все эти месяцы тренировки Фрейи Аллан явно не прошли даром: движения отточены, удары мощные, акробатика – браво! Честно, в экшене Фрейя уделывает даже нового Геральта, уж простите. Слышала, что Лиам Хемсворт старался копировать манеру Кавилла, но пока в первых эпизодах он довольно осторожен и блекловат на фоне буйства молодых Крыс. Не только мне это бросилось в глаза – критики тоже заметили, что Хемсворт играет слишком аккуратно и порой будто исчезает на втором плане. А вот Цири-Фрейя блистает: одновременно и смешно, и трогательно видеть, как она старается вписаться в новую компанию отчаянных подростков.

Правда, один эпизод с Крысами у меня вызвал вопросы. Это когда жители города вдруг помогают бандитам спастись от стражи. Помните момент: Цири перед погоней выбрасывает горсть монет в толпу, и потом вдруг толпа преграждает дорогу солдатам, давая Крысам уйти? Выглядело как-то неправдоподобно «по-доброму». Видимо, эту сцену добавили, чтобы объяснить, почему Крысы, вместо того чтобы бросить новичка-Фальку на произвол судьбы, решили всё-таки взять её в банду. Мол, её смекалка и щедрый жест спасли им шкуру, заслужила доверие. Что ж, как мотивировка – пойдёт. Хотя без этого можно было бы и обойтись; настоящие Крысы в книгах никому особенно не доверяли и добра от простых жителей не видели. Ну да ладно, сказка есть сказка.

-3

Чародейки вне канона: новые повороты и старые любимцы

Параллельно серия развивает линию чародеек. Честно скажу – эта часть пока самая слабая для меня. Все события с советом магичек, интриги Филиппы, возвращение Йеннифер к политическим играм – полностью выдуманы для сериала, такого в книгах не было. Помню, читая сагу, я даже скучала на главах про тайную Ложe чародеек. В книге эту Ложу создала и возглавила Филиппа, она же всё и провернула закулисно. Йеннифер там вообще была в эпизодах – её спасение после битвы на Танедде, плен у Вильгефорца, потом участие в финальной разборке. Но главной героиней она не была, сюжет крутился в основном вокруг Геральта и Цири.

Netflix же, напротив, сделал Йен одной из центральных фигур ещё с первого сезона. Они явно решили: раз уж актриса Аня Чалотра так полюбилась зрителям в роли Йен, надо расширить её роль. И расширили – теперь Йеннифер у нас и совет магов собирает, и с королями дипломатию ведёт, и вообще везде успевает. Понимаю, почему это раздражает некоторых фанатов (мол, «опять отступили от канона!»). Но с другой стороны, Аня Чалотра потрясающе играет Йен, ей веришь каждую эмоцию. Я, признаться, сама полюбила Йеннифер только благодаря сериалу. В книгах она казалась холодной и надменной, а на экране стала живым человеком с тяжёлой судьбой. Так что лично я не против, что ей уделили больше экранного времени. Даже критики отмечают, что шоу сознательно дало Йеннифер более весомую роль, чем в книге, и не всем это нравится – но создатели стоят на своём, стараясь подать историю по-своему.

Из интересных моментов магической линии: Вильгефорц хитро обманывает Истредда. Наш бедный историк-маг, похоже, до сих пор ищет знания о монолитах или что-то подобное, а злодей Вильгефорц водит его за нос. Забавно, что в сериале Истредд стал гораздо существеннее, чем в книгах. Там он фигурировал лишь в рассказе «Осколок льда», где соперничал с Геральтом за сердце Йеннифер, и больше его не было. Здесь же его превратили в друга и информатора Йен, да ещё и в хрониста событий. Ну а что поделать – сериал есть сериал, у него свои пути. Как сказала Хиссрич, книги никуда не денутся, каждый может иметь свою версию «Ведьмака», а это – их версия.

Зато дали маленький фан-сервис: в диалоге Геральта звучит моя любимая цитата из Сапковского о чудовищах. Помните? «Люди любят придумывать чудовищ и мерзости. Тогда им кажется, будто они сами не так мерзки… им так легче жить». Когда Геральт сказал нечто подобное в сериале, у меня мурашки побежали. Этот философский взгляд очень в духе Ведьмака – и приятно, что шоу такие вещи не забывает.

-4

Регис – долгожданный гость из тьмы

Но главная радость эпизода лично для меня – появление Региса. Да-да, того самого Эмиля Региса из книги «Крещение огнём», высшего вампира и будущего верного друга Геральта. Как только на экране мелькнула фигура таинственного цирюльника, живущего возле эльфийского кладбища, я уже вскочила на диване: «Неужели он?!». И точно – перед нами Регис, во всей красе.

Сериальный Регис именно такой, каким я его представляла. Спокойный, учтивый, с хитринкой в глазах. Актёр Лоренс Фишбёрн (да-да, Морфеус из «Матрицы» теперь в «Ведьмаке»!) справляется блестяще. Казалось бы, внешне он вовсе не похож на книжного Региса – в романе он описан как худощавый, бледный, с крючковатым носом и седыми волосами. Но, право слово, в книгах Сапковский уделяет внешности второстепенных героев пару строчек – поле для фантазии огромное. Фишбёрн привносит в образ такую харизму и глубину, что про несоответствие внешности быстро забываешь. Он говорит тихо, глядит понимающе – сразу чувствуешь: этот цирюльник непрост. В одной сцене взгляд Региса выдает его древнюю мудрость, и Геральт тоже начинает догадываться, что перед ним не обычный человек. В книге, кстати, Геральт тоже не сразу понял, кто такой Регис: тот спас его от виселицы, прокравшись в лагерь врагов ночью, а Геральт лишь почувствовал дрожь медальона и потом сложил два и два. Здесь же нам открыто показывают пару необычных способностей Региса – легкое внушение, сверхчуткий слух – так что зритель сразу понимает, что у него есть секрет. Но, думаю, далеко не все несведущие догадаются, что он вампир. Для читателей это, конечно, не сюрприз, но удовольствие – огромное.

Кстати, были критики в сети, кричавшие, что «Регис – мискаст!», мол, «не таким мы его ждали». Я вот что скажу таким знатокам: почитайте «Крещение огнём», на описания внешности там автор тратит не больше пары предложений на каждого героя. Уж кто-кто, а Сапковский всегда больше характерами брал, чем портретами. Так что у сериала был карт-бланш показать Региса по-своему, чем он и воспользовался. И, на мой взгляд, попал в точку. Регис получился обаятельным и загадочным одновременно. Он не выпячивается – речь у него вежливая, сдержанная, с ироничными нотками. Вспоминается, как в книге он травил анекдоты про нелепые способы убить вампира и давал друзьям лекции по медицине и алхимии. Здесь этого (пока) нет, но философскую жилку персонажа сохранили. В паре сцен Регис произносит тихие мудрые комментарии – и, признаться, даже затмевает Геральта в этих диалогах. Да и вообще, Фишбёрн в своих эпизодах так хорош, что Лиаму Хемсворту остаётся лишь стоять рядом и молча хмуриться. Что ж, тем лучше раскрывается идея, что Геральту повезло встретить такого друга. Я уже предвкушаю их совместные приключения.

-5

Трудное прощение для Фрингильи

Ещё одна неожиданная встреча серии – возвращение Фрингильи Виго. Честно? Мне это не зашло. Давайте вспомним, что натворила Фрингилья ранее. В сериале она показана очень неприятным персонажем: интриговала при дворе Нильфгаарда, подстрекала Кагыра к радикальным действиям, а на Танедде вообще устроила кровавую баню. В 3 сезоне мы узнали, что Фрингилья убила собственного дядю, Арториуса (того самого главы капитула магов), и от её рук погибли свои же соратники из Аретузы. Про массовое отравление генералов Нильфгаарда в 2 сезоне я уж молчу – зрелище было жутковатое. В общем, Фрингилья зарекомендовала себя как коварная и жестокая колдунья, готовая на любое предательство ради выгоды. В книгах у этой героини, к слову, роль эпизодическая: появляется в «Владычице Озера» на страницах о Туссенте, где у нее небольшой роман с Геральтом, и всё. Она не делает ничего настолько ужасного. Сериал же превратил её чуть ли не в главного антагониста среди магов. И вот теперь, во 4 сезоне, нам пытаются показать её перерождение: Фрингилья вроде бы раскаивается, хочет перемирия, дружит с эльфами (её подруга Франческа заставила её взглянуть на жизнь иначе). Сценаристы явно пытаются реабилитировать героиню, смягчить её образ.

Но лично я не верю Фрингилье. Каждый раз, когда вижу её на экране с виноватым лицом, думаю: «Ну-ну, знаем мы тебя…». От такого человека ждёшь удара в спину. Да и актрисе Мими Ндивени, по-моему, сложнее всего – её героиню мотает из стороны в сторону. В одном сезоне она ядовитая змея, в следующем – уже раскаявшаяся грешница. Может, конечно, впереди нас ждёт очередной поворот, и она снова покажет истинное лицо. Даже интересно, что по этому поводу говорят сами создатели. Недавно шоураннер защищала все эти творческие вольности, мол, пытаются угодить разным фанатам и всё такое, но конкретно про Фрингилью я интервью не видела. Хотелось бы узнать, как они планируют вернуть доверие зрителей к этому персонажу – или, наоборот, окончательно сделают из неё злодейку? Пока непонятно.

-6

Император и лже-Цири: драма с мечом

Напоследок – о Нильфгаарде и самом Императоре Эмгыре. Его линии в этом эпизоде немного, но она получилась на удивление сильной. Речь о сцене, где Эмгыр выясняет правду о девушке, которую ему выдавали за Цири. В книгах этот сюжет был своеобразным: Император Эмгыр (он же Дани) достаточно рано понял, что его при дворе обманули и подсунули фальшивую княжну. Но он делал вид, что верит, чтобы не уронить авторитет – мол, играет роль до конца, пока не найдёт настоящую дочь. Сериал же решил добавить драмы и эмоций в этот момент – и, на мой взгляд, не прогадал.

В 2 серии Эмгыр устраивает своей мнимой «дочери» испытание мечом. Он протягивает этой девочке тяжёлый двуручный меч и просит показать, чему её научил ведьмак. Бедняжка берёт клинок – и тут же роняет его, не удержав. Не потому, что она такая слабачка, а просто не знала, насколько весит настоящий меч – никогда его в руках не держала. В этот миг всё и раскрывается. Эмгыр смотрит на неё, и глаза у него… Нет, не зло, а скорее с сожалением. Он понимает, что его обманули – ведь настоящий ведьмак непременно обучил бы Цири обращаться с оружием. «Что ж, — говорит Император, — теперь всё ясно». Он не казнит её на месте (хотя мог бы в гневе), а приказывает стражникам ее не выпускать.

В общем, сцену сделали куда интереснее, чем в книге. Там всё происходило за кадром, мы потом узнали со слов Эмгыра, что он давно всё понял. А здесь мы стали свидетелями его проверки и разочарования. Добавлю, что играет Эмгыра актёр Барт Эдвардс – и играет достойно, с королевской осанкой и внутренним огнём.

Детали, на которые я обратила внимание

В заключение – пару наблюдений и интересных фактов:

  • Линзы и глаза ведьмака. Мне показалось, что в новом сезоне улучшили эффект ведьмачьих глаз. То ли Лиаму Хемсворту подобрали более удобные и реалистичные жёлтые линзы, то ли подключили графику, но глаза Геральта теперь выглядят натуральнее и живее. Помните, у Генри Кавилла были проблемы с линзами – он их носил до раздражения роговицы и чуть зрение не повредил. Так вот, возможно, для Хемсворта сделали комбинацию: немного линзы, немного CGI, зато взгляд теперь как настоящий кошачий. Я, по крайней мере, на светлых сценах не видела того «плоского» блика, что раньше. Так что технический прогресс налицо, и это радует глаз (во всех смыслах).
  • Бюджет сериала. Ходят слухи (и даже статьи попадались), что 4 сезон стал самым дорогим – около $220 млн на 8 серий. Это больше, чем у некоторых фильмов Marvel. Судя по качеству картинки, деньги потрачены на экшен и спецэффекты. Правда, тот самый призрак на кладбище все же выглядел немного пластиковым, и хореография боя с ним могла быть и лучше (кое-кто из фанатов вообще считает, что сцена рассчитана на зрителей TikTok и зрелищность ради зрелищности). Но мне лично душа призрака зашла – атмосферно. В любом случае, видно, что Netflix не жалеет средств на свой флагманский фэнтези-хит. Интересно, окупится ли? Судя по ажиотажу вокруг выхода сезона (его ждали два года!), просмотры должны быть высокими. Посмотрим статистику позже, а пока просто наслаждаемся.

Подводя итог: 2 серия 4 сезона «Ведьмака» получилась богатой на события, отступления от канона и свежие идеи. Как зритель и как читательница саги, я получила двойственное удовольствие. С одной стороны, моё сердце иногда вздрагивало («ой, а этого не было, куда же вы, сценаристы?»). С другой – мне искренне интересно наблюдать за новой версией истории. Ведь в ней сохраняется дух оригинала: размышления о монстрах и человечности, судьбоносные встречи, горькая ирония судьбы. Просто рассказ этот ведётся немного по-другому, более прямолинейно, где-то более зрелищно, где-то с поправкой на современную мораль.

Мне нравится, что сериал не стоит на месте. Пусть он и не может угодить всем фанатам сразу – как верно сказала его создательница, «каждый может иметь свою версию Ведьмака, и это – наша версия» Я, пожалуй, принимаю эту версию со всеми её призраками на кладбищах и веселыми «крысами». Ведь что самое важное? Чтобы история про Геральта, Йен и Цири продолжала удивлять и цеплять нас за живое. А эта серия меня определённо зацепила – и теперь с нетерпением жду, что же будет дальше. А вы?