Владимир Гиляровский или "дядя Гиляй" был, конечно, нетривиальной личностью. И выставка посвящённая ему, тоже устроена в нестандартном месте: Музее русского импрессионизма.
Выставка пользуется популярностью, поэтому билет лучше приобрести электронный на сайте музея. Мы брали за день, уже были только сеансы дневные.
Интересно, что в гардеробе одежду у вас возьмут только когда подтвердишь билет и получишь бумажный браслет. Тогда и вещички возьмут. Сколько же это браслетов надо! Весьма расточительно и неэкологично.
Теперь о выставке. Вернее, ещё раз о здании. Так оно со стороны кажется небольшим, но, оказывается, у него есть "бункер", минус первый этаж. Там и была размещена большая часть выставки. Хотя начало - на втором этаже. Вот так и получилось, что сначала мы посмотрели внизу, спустились по лестнице, а потом уже поняли, что надо ещё и наверх съездить. Похоже, что многие также увидели выставку.
Итак, чем интересна выставка. Она словно ведёт по страницам известнейшей книги Гиляровского "Москва и москвичи", на страницах которой оживают образы представителей разных сословий: от аристократии, разночинцев, до рабочих и обитателей самого дна. А как он рассказывает о московских ресторанах и трактирах! Это на голодный желудок вообще нельзя читать.
Москва рубежа XIX-XX веков предстаёт перед нами как живой организм, в котором всё находится в движении, всё подчинено каким-то своим законам и порядкам.
- И эту Москву, через призму взглядов репортёра и журналиста Гиляровского, мы видим во множестве живописных полотен, зарисовках, рисунках, инсталляциях на этой выставке. Множество разных экспонатов, собранных из разных музеев страны, которые до этого и не видел ни разу. Сколько же сокровищ содержат музейные запасники! Благодаря таким сборными выставкам можно увидеть совершенно прелестные вещи.
Так кто же такой Владимир Гиляровский? Его жизненный путь был тернист и извилист до того, как он попал в Москву.
Он был и бурлаком, и разнорабочим, и артистом, и циркачом, и табунщиком. Да кем он только не был! Этот жизненный путь можно проследить прямо по картинами.
Помотавшись изрядно по Поволжью, Владимир оказывается в Москве. Полученных жизненных впечатлений и опыта хватило, чтобы начать пробовать себя в качестве выездного репортёра разных газет, которым были нужны ежедневные свежие новости. И Гиляровский старается быть сразу везде одновременно, параллельно оттачивая проявившийся у него литературный дар и рисовальные способности.
Через работу газетчиком он познакомился со многими известными в литературных кругах людьми. Одним из самых колоритных фигур был Максим Горький, с которым они облазили чуть не всю Москву, изучая даже её социальное дно для литературного творчества.
Какой была Москва того периода? На выставке столько совершенно прелестных московских пейзажей, что хочется всё сфотографировать.
А вот эта картина, на которой изображена панорама Москвы с какого-то холма, напомнила фильм "Женитьба Бальзаминова". Там тоже есть похожие кадры.
На некоторые полотна смотришь и, конечно, не узнаёшь пейзаж того времени. Например, Лубянская площадь на двух картинах ниже. Что-то знакомо?
Город - это люди, прежде всего. И Гиляровский много пишет о них, разных типажах: торговцы на рынках, рабочие и работницы, трактирщики и половые, городовые, студенты, литераторы и фабриканты, парикмахеры и врачи, нищие побирушки и богачи. Да много кого повидал дядя Гиляй, кто стал героем его репортажей, а потом и книги.
Конечно, многие лучше помнят в его книге те моменты, которые были посвящены московской кухне. Гиляровский был любителем поесть вкусно и с многими известными личностями продегустировал меню московских ресторанов и трактиров. А как аппетитно он это всё расписал!
Гиляровский жил и работал в переломный период российской истории, на стыке двух эпох: царской и советской. Он был свидетелем важных событий в жизни страны.
Как репортёр он оказался на печально известном празднике на Ходынском поле во время коронации Николая II, когда в давке за бесплатным угощением для народа погибло множество людей. Владимир чудом избежал этой участи, сумев выбраться из толпы. И он единственный, кто разместил в печати безпристрастный репортаж о том событии.
Будучи не кабинетным писателем, а репортёром, Гиляровский должен был хорошо чувствовать настроения в разных слоях общества. Но как он воспринял смену старого строя новым? Об этом он не писал. А ведь революционные события привели и к смене типажей на улицах Москвы: появились "товарищи" в кожанках и гимнастерках, последовавшая за революциями Гражданская война привела к появлению массы беспризорников, а в годы НЭПа ещё один новый типаж - нэпман.
Это уже была другая Москва, другой мир, не очень интересный дяде Гиляю. Хотя он впоследствии и признавал, что Москва начала преображаться. Там, где ютились халупы, зарастали сорняками заболоченные берега речушек, строятся новые многоквартирные дома, прокладываются широкие проспекты, возводятся современные фабрики и заводы, прокладывается метро, на котором ему очень хотелось прокатиться.
Он ещё застал и сталинскую индустриализацию. Но остался ли кураж той, прошлой жизни, в которой ему было так интересно? С грустью он вспоминал о встречах со старыми знакомыми по тому времени, которые казались уже какими-то чудом уцелевшими осколками прошлого, к которому принадлежал и он сам.
Музей находится на Ленинградском проспекте, на территории зданий кондитерской фабрики "Большевик". Очень интересное место, можно сказать, даже атмосферное.
Есть и фирменный магазин фабрики с кофейней. Но пирожные и торты весьма дороговаты.