Всем привет! Меня зовут Денис, мне 26 лет и я уже четвёртый год работаю в обычной средней школе учителем труда и изобразительного искусства (мое образование в сфере декоративно-прикладного искусства позволяет).
На заре моей учительской «карьеры», в 2021 году, когда я только пришёл в школу появились конструкторы программ, ФОП и обновлённый ФГОС. Эти страшные аббревиатуры до сих пор вызывают у меня трепет, а составление урока в рамках ФГОС — настоящее испытание. Но не об этом речь!
Согласно новым требованиям, обучение по предмету «Труд» должно проходить без гендерного разделения: у мальчиков на появились темы, связанные с готовкой и, что особенно важно, с шитьём. А это направление деятельности вызывает у меня настоящий душевный трепет! За два года работы я продвинулся в этом нелёгком деле лишь в теории. Конечно, можно было бы поменяться группами детей с коллегой, которая умеет шить, но в этом есть определённые сложности.
Нужно что-то менять!
И я решил начать с самых простых вещей.
Итак, 5 класс. Какая там тема? «Текстильные материалы». Рассказ об изготовлении, свойствах и видах тканей. А что предлагает «конструктор» для практики? «Определение направлений нитей основы и утка, основной и изнаночной стороны…» *Зевнул*… Даже при чтении задания захотелось уснуть! Предлагаю ещё ниточки пересчитать и записи об этом сделать! И так везде: писанина, таблички и проектные тетради, а где практика? Открою секрет: её должно быть 75%. Скажу честно, такого объёма практики невозможно достичь без полностью оборудованной мастерской и лаборанта. Но, посмотрев в миллионный раз выпуск «Галилео» о производстве тканей, я попытался полностью вникнуть в процесс и освоить это ремесло.
И с этого момента всё завертелось!
Но нужно с чего‑то начинать — и мы начнём с проверенного способа: плетения из полосок. Сначала познакомимся с основными видами плетений, а затем попробуем выполнить узорное плетение самостоятельно.
Думаю, многим это знакомо: подобные задания часто дают в начальной школе. По моим воспоминаниям, мы осваивали такое ещё в детском саду. Кстати, ребята из 5‑го класса очень успешно справились с этой работой.
Далее необходимо усложнить задачу. Самый простой вариант — плетение на картонке. Хотя этот метод работоспособен, он не даёт желаемого эффекта.
Нужен рабочий инструмент! Покупать? На учительскую зарплату станками, средняя стоимость которых находится в пределах 15 000 рублей, особо не закупишься.Администрация также не готова выделить более 100 000 рублей на оборудование для одного занятия.
Поиск альтернативы не принёс успеха.
Видимо, это СУДЬБА — буду делать ткацкий станок своими руками!
После уроков я решил сделать эту «шайтан-машину» из фанеры. Мне потребовались: электролобзик, шуруповёрт и карандаш с линейкой. Выпилить основу и собрать стенки станка несложно, но я не попал ни в один размер, потому что нужно было сначала купить кругляк, а потом чертить разметку! Тут спасает 3D-принтер — на нём я напечатал часть деталей, в том числе заглушки и ручки для поворота валов.
Сделав это поистине волшебное приспособление, я попробовал в три часа ночи его заправить и сделать первые ряды. Остатки ниток отправились в мусорку. Попытка второго дня стала успешной. А на что нитки накручивать? Челнока нет, зато полно картона после переезда! Намотал на него несколько мотков пряжи и сделал первый пробный запуск. Удовольствию не было конца: каждый новый ряд утка радовал всё сильнее и сильнее! После этого куча пряжи разного качества, цены и толщины наполняла мой дом и мастерскую.
Всё готово, можно давать урок.
Презентация, схемы, видео и рабочий станок.
Подготовка, словно на «Учителя года».
Продумываю каждый этап.
И….
Реакция не заставила себя долго ждать. Начало урока, и словно на пьедестале стоит ОН. Вопросы полились рекой, а урок принёс небывалое удовольствие!
В моей группе одни мальчики. Я считал, что стереотип о том, что ткачество — традиционно женское ремесло, отпугнёт их. Но неожиданный успех превзошёл мои ожидания. Мальчики с энтузиазмом включились в процесс, а интерес к предмету вырос многократно. Даже перемены использовались для работы на станках.
А где-то между делом я посетил методическое собрание учителей нашего города. Наш прекрасный методист предложила мне поучаствовать с какой-нибудь своей идеей (я же молодой, нужно что-то новенькое преподнести) и дать мастер-класс на городском педагогическом форуме. «Ха-ха, да у меня материала полно!» — подумал я. (Но мой нездоровый перфекционизм так не думал).
До форума оставался месяц, надо что-то делать…
Решил разделить статью на несколько логических частей, чтобы не было «каши»
Часть 2