Найти в Дзене
Жёлтая мастерская

Эпопея ткацкого станка, или как разработка для одного урока переросла в полугодовую работу.(Часть 1)

Всем привет! Меня зовут Денис, мне 26 лет и я уже четвёртый год работаю в обычной средней школе учителем труда и изобразительного искусства (мое образование в сфере декоративно-прикладного искусства позволяет). На заре моей учительской «карьеры», в 2021 году, когда я только пришёл в школу появились конструкторы программ, ФОП и обновлённый ФГОС. Эти страшные аббревиатуры до сих пор вызывают у меня трепет, а составление урока в рамках ФГОС — настоящее испытание. Но не об этом речь! Согласно новым требованиям, обучение по предмету «Труд» должно проходить без гендерного разделения: у мальчиков на появились темы, связанные с готовкой и, что особенно важно, с шитьём. А это направление деятельности вызывает у меня настоящий душевный трепет! За два года работы я продвинулся в этом нелёгком деле лишь в теории. Конечно, можно было бы поменяться группами детей с коллегой, которая умеет шить, но в этом есть определённые сложности. И я решил начать с самых простых вещей. Итак, 5 класс. Какая там

Всем привет! Меня зовут Денис, мне 26 лет и я уже четвёртый год работаю в обычной средней школе учителем труда и изобразительного искусства (мое образование в сфере декоративно-прикладного искусства позволяет).

На заре моей учительской «карьеры», в 2021 году, когда я только пришёл в школу появились конструкторы программ, ФОП и обновлённый ФГОС. Эти страшные аббревиатуры до сих пор вызывают у меня трепет, а составление урока в рамках ФГОС — настоящее испытание. Но не об этом речь!

Согласно новым требованиям, обучение по предмету «Труд» должно проходить без гендерного разделения: у мальчиков на появились темы, связанные с готовкой и, что особенно важно, с шитьём. А это направление деятельности вызывает у меня настоящий душевный трепет! За два года работы я продвинулся в этом нелёгком деле лишь в теории. Конечно, можно было бы поменяться группами детей с коллегой, которая умеет шить, но в этом есть определённые сложности.

Нужно что-то менять!

И я решил начать с самых простых вещей.

Итак, 5 класс. Какая там тема? «Текстильные материалы». Рассказ об изготовлении, свойствах и видах тканей. А что предлагает «конструктор» для практики? «Определение направлений нитей основы и утка, основной и изнаночной стороны…» *Зевнул*… Даже при чтении задания захотелось уснуть! Предлагаю ещё ниточки пересчитать и записи об этом сделать! И так везде: писанина, таблички и проектные тетради, а где практика? Открою секрет: её должно быть 75%. Скажу честно, такого объёма практики невозможно достичь без полностью оборудованной мастерской и лаборанта. Но, посмотрев в миллионный раз выпуск «Галилео» о производстве тканей, я попытался полностью вникнуть в процесс и освоить это ремесло.

И с этого момента всё завертелось!

Но нужно с чего‑то начинать — и мы начнём с проверенного способа: плетения из полосок. Сначала познакомимся с основными видами плетений, а затем попробуем выполнить узорное плетение самостоятельно.

Думаю, многим это знакомо: подобные задания часто дают в начальной школе. По моим воспоминаниям, мы осваивали такое ещё в детском саду. Кстати, ребята из 5‑го класса очень успешно справились с этой работой.

Далее необходимо усложнить задачу. Самый простой вариант — плетение на картонке. Хотя этот метод работоспособен, он не даёт желаемого эффекта.

Для создания рамки использован обычный картон. Функцию челнока выполняет стандартная пластмассовая игла, предназначенная для вязания.
Для создания рамки использован обычный картон. Функцию челнока выполняет стандартная пластмассовая игла, предназначенная для вязания.

Нужен рабочий инструмент! Покупать? На учительскую зарплату станками, средняя стоимость которых находится в пределах 15 000 рублей, особо не закупишься.Администрация также не готова выделить более 100 000 рублей на оборудование для одного занятия.
Поиск альтернативы не принёс успеха.

Видимо, это СУДЬБА — буду делать ткацкий станок своими руками!

После уроков я решил сделать эту «шайтан-машину» из фанеры. Мне потребовались: электролобзик, шуруповёрт и карандаш с линейкой. Выпилить основу и собрать стенки станка несложно, но я не попал ни в один размер, потому что нужно было сначала купить кругляк, а потом чертить разметку! Тут спасает 3D-принтер — на нём я напечатал часть деталей, в том числе заглушки и ручки для поворота валов.

Сделав это поистине волшебное приспособление, я попробовал в три часа ночи его заправить и сделать первые ряды. Остатки ниток отправились в мусорку. Попытка второго дня стала успешной. А на что нитки накручивать? Челнока нет, зато полно картона после переезда! Намотал на него несколько мотков пряжи и сделал первый пробный запуск. Удовольствию не было конца: каждый новый ряд утка радовал всё сильнее и сильнее! После этого куча пряжи разного качества, цены и толщины наполняла мой дом и мастерскую.

-5

Всё готово, можно давать урок.

Презентация, схемы, видео и рабочий станок.

Подготовка, словно на «Учителя года».

Продумываю каждый этап.

И….

Реакция не заставила себя долго ждать. Начало урока, и словно на пьедестале стоит ОН. Вопросы полились рекой, а урок принёс небывалое удовольствие!

В моей группе одни мальчики. Я считал, что стереотип о том, что ткачество — традиционно женское ремесло, отпугнёт их. Но неожиданный успех превзошёл мои ожидания. Мальчики с энтузиазмом включились в процесс, а интерес к предмету вырос многократно. Даже перемены использовались для работы на станках.

Ученики 5 класса за работой
Ученики 5 класса за работой

А где-то между делом я посетил методическое собрание учителей нашего города. Наш прекрасный методист предложила мне поучаствовать с какой-нибудь своей идеей (я же молодой, нужно что-то новенькое преподнести) и дать мастер-класс на городском педагогическом форуме. «Ха-ха, да у меня материала полно!» — подумал я. (Но мой нездоровый перфекционизм так не думал).

До форума оставался месяц, надо что-то делать…

Решил разделить статью на несколько логических частей, чтобы не было «каши»

Часть 2

Вязание
2735 интересуются