Найти в Дзене
Опять уехала

Чулково: терема, Левитан и сундуки

Чулково — место особенное. Село это на высоком берегу Оки и по живописности не уступает любимым уголкам художников разных эпох, и по исторической насыщенности может опередить многих. Тут и про летописную мурому истории хранятся (а еще и могильники, являющиеся памятниками археологии, под боком), и про Льва Голицына, винодела и владельца этих земель, помнят, и про визит Левитана с Софьей Кувшинниковой не забывают. А еще хранятся и по сей день по чердакам да светлицам тут да там знаменитые чулковские сундуки, составлявшие достойную конкуренцию и макарьевским, и ново-ликеевским. Именно сундучный промысел и был основным доходом чулковских жителей. Кто-то сам производил и на торг возил (рядом и Горбатов, и Макарьево, и Нижний, и Муром), а кто-то сдавал купцам местным, которые неплохую плату мастерам давали, а потом уж перепродавали большими партиями и в своих лавках на ярмарках. История сохранила фамилию главных местных сундучников — купцов Тулуповых. Основателем дела в 1830 году был Николай

Чулково — место особенное. Село это на высоком берегу Оки и по живописности не уступает любимым уголкам художников разных эпох, и по исторической насыщенности может опередить многих. Тут и про летописную мурому истории хранятся (а еще и могильники, являющиеся памятниками археологии, под боком), и про Льва Голицына, винодела и владельца этих земель, помнят, и про визит Левитана с Софьей Кувшинниковой не забывают. А еще хранятся и по сей день по чердакам да светлицам тут да там знаменитые чулковские сундуки, составлявшие достойную конкуренцию и макарьевским, и ново-ликеевским.

Именно сундучный промысел и был основным доходом чулковских жителей. Кто-то сам производил и на торг возил (рядом и Горбатов, и Макарьево, и Нижний, и Муром), а кто-то сдавал купцам местным, которые неплохую плату мастерам давали, а потом уж перепродавали большими партиями и в своих лавках на ярмарках.

История сохранила фамилию главных местных сундучников — купцов Тулуповых. Основателем дела в 1830 году был Николай Степанович Тулупов. Для обучения своих людей он пригласил мастеров из Макарьева Нижегородской губернии (Чулково на тот момент относилось к Владимирской), да и лавку на Нижегородской ярмарке имел в Макарьевском сундучном ряду. Прожив долгую жизнь, покой он нашел возле храма в Чулкове, на его же средства и построенного. А вот дело его продолжил внук Сергей Иванович, принявший все заботы о семейном предприятии еще при жизни деда.

В 1903 году годовое производство Сергея Ивановича оценивалось в 12 700 рублей, число мастеров было 36. В 1910 году — 20-25 000 в год, 45 наемных рабочих. А вот после революции сундуки, материалы и помещения отняла новая власть.

Большой тулуповский дом у самого храма в Чулкове сейчас занимает сельская администрация, а вот второй терем (точно неизвестно, принадлежал ли он также Тулуповым) — библиотека, почта и музей.

📍Чулково, Вачский район, Нижегородская область