Я прочла все книги Сапковского (кроме разве что «Башни Ласточки», не успела еще) и посмотрела все сезоны сериала на Netflix. И небольшая ремарка: если вы так же любите мир «Ведьмака», рекомендую комбинировать книгу и сериал. Сначала посмотреть сериал – а потом углубиться в книги, чтобы узнать все нюансы. Лучше прочесть все части вплоть до «Крещения огнем» (именно этот роман лег в основу событий 4 сезона). Так вы и насладитесь шоу, и не проспойлерите себе основные повороты.
В книгах – более глубокие диалоги, острый фирменный юмор без цензуры, мир Геральта предстаёт во всей своей сложной и мрачной красоте, многие персонажи там прописаны тоньше. В сериале же – зрелищные поединки, эффектные «монстры недели», шикарные костюмы и атмосфера, а актёрская игра зачастую выше всяких похвал. В общем, оба формата дополняют друг друга, и истинному фанату стоит оценить и то, и другое. Ну а теперь – к самой серии!
Сказание Стрибога и маленькая Нимуэ: гениальное решение со сменой Геральта
Наверняка вы знаете, что в 4 сезоне роль Геральта перешла к другому актёру – вместо Генри Кавилла теперь Лиам Хемсворт. Фанаты волновались: как шоу объяснит смену внешности ведьмака? Не переживайте – создатели придумали элегантный и остроумный ход. В самом начале серии мы видим нового персонажа: странствующий сказитель по имени Стрибог (в исполнении актёра Клайва Рассела) рассказывает группе ребятишек легенду о «Мяснике из Блавикена». Вам это ничего не напоминает? Правильно, это знаменитая сцена из самой первой серии, где Геральт сражался с чудовищем кикиморой. Только на этот раз мы видим её глазами рассказчика – и в его версии Геральт выглядит иначе(привет, Лиам!) и даже подробности боя отличаются.
Маленькая девочка по имени Нимуэ (её играет юная Ив Ридли) слушает сказку и вдруг возмущается: «Вы рассказываете неправильно!» – говорит она старику. Оказывается, имеется книга «Полвека поэзии» за авторством никого иного, как барда Лютика. Этот «истинный летописец» (как шутливо называет его Нимуэ) записал приключения ведьмака совсем не так, как их пересказывает Стрибог. И тут перед нами разворачивается калейдоскоп сцен из прошлых сезонов, но переосмысленных. В них Геральт Лиама Хемсворта проходит через ключевые моменты сериала, которые прежде мы видели с лицом Генри Кавилла. Например, битва с кикиморой теперь куда масштабнее – Геральту приходится рубиться не с одной болотной тварью, а сразу с целой стаей кикимор! Узнали отсылку? Это же наша любимая вступительная сцена сериала, только в пересказе она стала эпичнее и крупнее, с лихой магией и эффектной хореографией боя.
Зачем это сделано? Шоураннер Лорен Хиссрич объяснила, что тема изменчивости легенд – одна из ключевых в саге о Ведьмаке. История меняется в зависимости от рассказчика, и сериал решил обыграть это, чтобы не игнорировать замену актёра. По сути, нам показали, что все три предыдущих сезона были лишь одной из версий сказания, а теперь слово взял новый рассказчик – оттого и герой выглядит по-другому.
И вы знаете, мне такая идея пришлась по душе. Вместо неловких попыток «не заметить перемен» нам честно говорят: в мире Ведьмака искажённые легенды – дело обычное. Помните, даже в книгах разные люди по-разному описывали Геральта и его подвиги. Так что сериал остроумно сослался на первоисточник, убив двух зайцев: и зрителя развлечь, и логическое объяснение дать. Кстати, маленькая Нимуэ – персонаж не случайный. В книжном финале именно она, юная чародейка из будущего, пытается разобраться, что же на самом деле произошло с Геральтом и Цири. Её присутствие в сериале – своего рода привет фанатам и намёк на грядущее. Как по мне, блестящее начало!
Лиам или Генри? Ведьмак в новом обличье – моё мнение и мнения других
Конечно, главный вопрос, который волновал всех: а как же новый Геральт? Скажу честно: сравнивать Лиама Хемсворта с Генри Кавиллом мне не хочется – каждый привнёс в образ ведьмака что-то своё, и каждый по-своему удался в этой роли. Кавилл был великолепен – его Геральт получился молчаливым, угрюмым, сдержанным, настоящим волком-одиночкой, и многие из нас полюбили сериал именно благодаря харизме Генри. Лиаму досталась задача куда сложнее: во-первых, ему нужно завоевать зрителя, уже привыкшего к другому лицу. А во-вторых, его версия Геральта по сюжету проходит через очень тяжёлый период. После Танеддского переворота ведьмак изранен физически и морально: он сломлен, потерял веру в победу, его приёмная дочь Цири исчезла, кругом война. И тем не менее ему предстоит подняться и пойти спасать Цири, невзирая ни на что. Покажи-ка тут героя – и сильного, и усталого, и отчаявшегося, но не сломленного! Согласитесь, роль непростая.
На мой взгляд, Лиам Хемсворт справился достойно. Он привнёс свои краски: его Геральт получился чуть более открытым эмоционально в некоторых сценах, местами – ещё более яростным в бою (в первом же эпизоде есть пара драк, где новый ведьмак буквально звереет – мурашки по коже!). Внешне, конечно, есть отличия – кто-то из критиков отметил, что Хемсворт менее фактурен физически и даже говорит другим тембром. В первых минутах мне и самой было непривычно слышать голос Лиама, ведь Генри задавал особую манеру речи Геральта (тот самый знаменитый хрипловатый баритон). Хемсворт решил не копировать предшественника и интерпретирует речь ведьмака по-своему. Сначала режет слух, но потом втягиваешься. К тому же все знакомые приметы образа – белые волосы, желтые ведьмачьи глаза, шрамы – при нём, и буквально через полчаса я уже видела перед собой просто Геральта, а не «того или этого актёра». Может, я снисходительна, но правда – втянулась и переживала за героя, не отвлекаясь на замену лица.
В сети, конечно, мнения разделились. Некоторые зрители и критики восприняли нового ведьмака в штыки. Например, первые отзывы привели к тому, что на Rotten Tomatoes четвёртый сезон стартовал с невысоким рейтингом – около 50% положительных рецензий, что стало самым низким показателем для сериала. Журналисты из Radio Times поставили сезону лишь 2 звезды из 5 и написали, что видеть и слышать другого Геральта крайне непривычно, что Лиам якобы «не такой внушительный физически и не обладает прежней химией с партнёрами». Жёстко, правда? Но многие фанаты, включая меня, готовы дать Лиаму шанс. Ведь, как метко заметила шоураннер, «шоу больше, чем один актёр», и образ Геральта – это не только внешность, но и путь героя. Я вижу, что Хемсворт старается и местами буквально погружается в роль, делая боль и ярость Геральта осязаемыми. Вспомните, как ведьмак, стиснув зубы, идёт на сломанной ноге через весь континент, или как в бою его тихая злость выплёскивается наружу – в этих моментах новый актёр меня убедил. Так что лично я примирилась с переменой и собираюсь наслаждаться историей дальше.
Возвращение Йеннифер: мудрое решение сценаристов
Помимо Геральта, у нас же ещё две любимые героини – Цири и Йеннифер. И вот тут сериал тоже немного отходит от книжного оригинала, на мой взгляд, к лучшему. Дело в том, что в романах на отрезке, соответствующем 4 сезону (а это «Крещение огнём»), Йеннифер практически исчезает из повествования. После событий на Танедде она пропадает без вести, и все думают, что она либо погибла, либо, хуже того, переметнулась к злодею Вильгефорцу (так её по крайней мере подозревают союзники). И в книге ведьмак вынужден один отправиться на поиски Цири, терзаемый ещё и мыслью о пропавшей возлюбленной.
Согласитесь, было бы обидно, если б Аня Чалотра (исполнительница роли Йен) выпала из целого сезона – да и мне лично не хватало бы Йеннифер на экране. Сценаристы нашли выход: в сериале Йеннифер получила расширенную линию, не противоречащую, впрочем, общей канве. В первой серии мы видим, что Йен жива-здорова и активно действует: она одержима целью выследить того самого Вильгефорца из Роггевеена и отомстить ему за всё (что ж, понять можно – этот гад едва не прикончил Геральта и похитил Цири). Йеннифер методично объезжает разные уголки – и пляж на Танедде, усеянный трупами эльфов-скоя’таэлей, и таверну, и даже забредает на секретную заставу Нильфгаарда, – пытаясь найти зацепки. Сказать, что я радовалась её появлению – ничего не сказать. Йен вновь блистает на экране: дерзкая, решительная, могущественная чародейка, которая не опустила руки, даже когда судьба разбросала её семью по разным углам света.
В Гросс-Велене разъярённая толпа штурмует убежище чародеек, и Йеннифер видит, что Вильгефорц наплодил себе приспешников-магов и сеет хаос руками этих тайных агентов. Она даже захватывает одну ведьму по имени Бернита, одержимую влиянием Вильгефорца, и вытягивает из неё информацию самым радикальным образом (способ довольно жуткий – помните, как Тиссаия пытала Кагыра телепатией? Вот и тут Йен лезет пальцами в мозг пленнице). Сцена вышла мощная, пробирающая до дрожи, особенно когда Вильгефорц прямо через сознание Берниты начинает разговаривать голосом дьявола. Брр! И хотя злодей ухитряется скрыть следы (глаза бедной ведьмы буквально взрываются от наведённого заклятья– зрелище не для слабонервных), Йеннифер не сдаётся. Она объявляет другим чародейкам: «Нам нужна собственная армия», если они хотят противостоять силе Вильгефорца. Что ж, звучит интригующе – именно из этого решительного шага Йеннифер, видимо, вырастет та самая Ложа чародеек, о которой читатели знают по книгам.
Мне понравилось, как сбалансировали линии персонажей: пока Геральт занят поисками, Йеннифер не сидит без дела, а ведёт свою опасную игру. Некоторые книжные пуристы могут ворчать, мол, «этого не было у Сапковского» – действительно, в оригинале Вильгефорц не рассылал по землям проклятых колдунов и не набирал армию, в его интригах участвовали другие лица. Но я понимаю, зачем сценаристы добавили эту часть: чтобы связать воедино истории Геральта, Цири и Йен. В книгах в это время нить Йеннифер словно выпадает, и повествование концентрируется на «мужской компании» ведьмака. А сериал – формат другой, зрителю хочется видеть всех ключевых героев, да и актрису терять глупо. Так что лично я одобряю: больше Йен – больше удовольствия!
«Крысы» без острых зубов? Спорная интерпретация банды Цири
Теперь переходим к самой спорной части серии – по крайней мере для меня. Это, конечно, линия Цири и банды “Крыс”. Напомню, к концу 3 сезона юная наследница Цинтры, пережив жуткие события, оказалась в компании шайки подростков-разбойников по прозвищу Крысы. И вот 4 сезон стартует как раз с того, что Цири (теперь представляется как Фалька) держится рядом с этими самыми Крысами, пытаясь найти свой путь.
Что мы видим в сериале? Уставшую, потерянную Цири, которая сбежала от охотников за наградой и буквально ввалилась в круг Крыс посреди резни. Теперь же Крысы предлагают Цири передохнуть с ними: сперва они хотят сводить ее в близлежащее селение, на танцы и выпивку, мол, “расслабься, принцесса”. Перед нами предстают шестеро юных бандитов: их главарь Гисселер, бойкая Искра, безумная Риф, рубаха-парень Ассе, ухмыляющийся Кайлей и та самая Мистле. На первый взгляд – компания как компания, такие себе бесшабашные подростки, живущие одним днём. Они шутят, веселятся, беззаботно пляшут на деревенской вечеринке, подмигивают друг другу.
И вот тут у меня случился когнитивный диссонанс. Как читательнице, образ Крыс в книгах запомнился совсем другим. У Сапковского эта шайка – настоящие отморозки, пусть и обиженные жизнью. Они грабят караваны, убивают без сожаления, могут и изнасиловать несчастных путников – в общем, юные психопаты без морали. Автор совершенно не идеализирует их, скорее показывает как печальный продукт эпохи войны: когда детей калечит жестокость взрослых, они сами вырастают жестокими чудовищами. Цири, оказавшись среди них, тоже начинает ожесточаться, превращаясь в дикого зверька, и это одна из самых мрачных глав её биографии.
Что же делает сериал? Смягчает углы. Наших Крыс словно пригласили прямиком из какого-то приключенческого диснеевского фильма: они скорее проказники, чем убийцы, скорее милые разбойники, чем маньяки. В первом эпизоде они почти никого не убивают. Насилие и аморальность банды сведены к минимуму, чтобы зритель им симпатизировал. Честно? Мне такое обеление образов не слишком понравилось. Возникает ощущение, что сценаристы пытаются заставить нас полюбить Крыс, понять их и даже пожалеть. Недаром Netflix выпустил спин-офф под названием «Крысы: Ведьмачья сказка» – короткий фильм о происхождении этой шайки. Я, правда, его пока не посмотрела (не нашла в русской озвучке), но, видимо, он тоже призван очеловечить разбойников, показать, как тяжёлая жизнь сделала их такими. Возможно, кому-то это поможет проникнуться персонажами, но мне пока их интерпретация не по душе.
Почему? Потому что сериал упрощает сложную тему. Вместо морально серой истории о детях-ворах, ставших монстрами из-за пережитого ада, мы получаем почти что «Весёлых разбойников» с плаката. Приведу пример: ключевая скандальная сцена в книге – попытка изнасилования Цири одним из Крыс, Кайлеем, и последующее «утешение» Цири со стороны Мистле, – подана в сериале совсем иначе, чем у Сапковского. В первоисточнике всё жёстко: Кайлей нападает на Цири, Мистле его отгоняет, но затем сама пользуется беспомощностью Цирии вступает с ней в интимную близость, на которую девочка не давала явного согласия. То есть по факту Мистле тоже совершает насилие, просто более мягко – Цири была травмирована, растеряна, и старшая девушка хитро этим воспользовалась, чтоб привязать её к себе. Это накладывает огромный отпечаток на восприятие их «романа»: в книгах Цири вовсе не влюблена в Мистле, она просто тянется к любому, кто проявил заботу в тот жуткий момент, ей страшно остаться одной, она ищет защиту в объятиях даже такой сомнительной подруги. Это горькая, тяжёлая драма, после которой Цири, кстати, чувствует себя отвратительно – помните, у Сапковского она наутро лихорадочно моется в реке, пытаясь смыть «пятно» этой ночи. Очень недетские травмы.
Так вот, сериал заметно переписал эту сцену. Кайлей по-прежнему лезет к Цири – мерзавца хватает ровно на несколько секунд, потому что Мистле быстро вступается и бьёт его. Цири в шоке, плачет – всё как должно. Но дальше Netflix делает ход конём: Мистле остаётся утешить Цири, и делает это крайне тактично. Она спрашивает Цири, может ли остаться с ней, явно давая понять, что не навязывается. Цири отвечает тихое «нет, не уходи».
То есть нам показывают, что Цири сама дала согласие на близость с девушкой. Более того, в сериале актрисе Фрейе Аллан уже 22 года, Цири у нас хоть и подросток по сюжету, но выглядит достаточно взрослой – поэтому вся сцена воспринимается не так шокирующе, как в книге, где 15-летний ребёнок становится жертвой домогательств. Авторы сериала явно смягчили момент, добавив элемент добровольности. Многие зрители, кстати, это оценили: согласие – важная вещь, особенно в контексте современных обсуждений отношений. Журналисты отметили, что благодаря этой перемене пара Цири и Мистле показана «в более выгодном свете», и фанатам легче её принять.
Но признаюсь, у меня остался осадок. Возможно, во мне говорит книжный пурист, но мне не хватило трагичности, неприглядности ситуации. Получилось почти как романтическая сцена: две девушки нашли утешение друг в друге. В принципе, и такой подход имеет право на жизнь – тем более Фрейя Аллан сама в интервью говорила, что хотела показать отношения Цири и Мистле «сложными, неидеальными, не розовыми соплями», и что для Цири это прощание с детством, попытка убежать от одиночества. Это в сериале тоже отражено: утренний эпизод, где Цири входит по колено в озеро, глядя на своё отражение в воде, – просто красивейший кадр! Она вспоминает все ужасы, что с ней случились, и шепчет : «Что-то кончилось, что-то началось…». Символично, правда? Словно Цири прощается со своей прежней жизнью и принимает решение остаться с Крысами, выбрав путь разрыва со своим прошлым. В сериале у этой сцены именно такое значение: Цири пытается убежать от судьбы и предназначения, решить, что она больше не принцесса, не игрушка в чужих войнах, а просто свободная девушка среди таких же оторванных душ. Она надеется, что выйдя из игры великих сил, сможет не причинять боли своим близким и не переживать новых потерь. Очень по-человечески.
И всё же, зная исход этой затеи (ой, чувствую, впереди нас ждёт ещё та кровавая драма с Крысами…), я не могу отделаться от мысли: а будь они показаны злее, жестче, финал истории ударил бы по нам с куда большей силой. Ведь та же «Игра престолов» не боялась показывать омерзительные поступки героев, но при этом заставляла нас им сочувствовать – от чего трагедия становилась только сильнее. Здесь же сценаристы выбрали более лёгкий путь. Возможно, они хотели сделать акцент на любви и поддержке, дать Цири момент счастья перед бурей – ведь правда, милая сцена, когда все Крысы дружно хохочут и пьют эль, – прям тепло на душе. Но я скучаю по той мрачной глубине, которую заложил в эту линию Сапковский. Впрочем, судить пока рано – посмотрим, как всё обернётся дальше. Пока же первый эпизод оставил у меня смешанные чувства насчёт Крыс: с одной стороны, интерес (новый коллектив персонажей, новая среда для Цири), с другой – не хватает грозной интриги и остроты. А как вам такая версия Крыс? Сочувствуете им или кажется, что их чересчур отмыли для экрана?
Император, заговоры и лже-Цири: что нового у Нильфгаарда?
Перенесёмся на юг – в империю Нильфгаард, где тоже кипят события. В первой серии нам показывают Императора Эмгыра вар Эмрейса у себя во дворце. Честно, я не ожидала, что Эмгыр получит столько экранного времени уже в премьерном эпизоде, да ещё и в таком виде! Он предстает с новой причёской – сразу заметен редизайн образа. Помните, в книгах Эмгыр – суровый тиран, держащий всех в страхе? В сериале же здесь он показан в более бытовой обстановке – беседует за столом с советниками и своей приёмной «дочерью». Эта сцена не только информативная, но и здорово очеловечивает императора. Он, представьте, даже интересуется мнением юной девушки на важный вопрос!
Итак, кто же эти советники? Нам представляют сразу двух новеньких: Стефан Скеллен по прозвищу Филин (его играет харизматичный Джеймс Пьюрфой) и придворный маг (актер Саймон Пэйсли Дэй)winteriscoming.net. В книгах Скеллен – тайный начальник имперской разведки, мрачный тип, серый кардинал, точно филин (отсюда и прозвище). Здесь его вывели из тени и посадили рядом с Эмгыром, что слегка удивляет (у Сапковского такой фамильярности не было, Скеллен не заседал бок о бок с императором). Но надо признать, Пьюрфой великолепен – сразу чувствуешь в Скеллене скрытую угрозу, двойное дно. Не зря в романе за ним тоже водились грязные делишки на стороне… Что до мага, то это явная отсылка к книжному астрологу, которому Эмгыр не особо доверял. Здесь же этот чародей имеет вес – Эмгыр выслушивает его прорицания. Думаю, сценаристы реабилитировали бедолагу-астролога, превратив его в полноценного придворного мага с влиянием.
Но самый интересный участник сцены – это, конечно, лже-Цири. Помните девицу, которую в финале 3 сезона Вильгефорц выдал Эмгыру под видом настоящей Цири? В книгах она была просто пешкой, без особого характера. А вот сериал опять-таки решил добавить глубины: лже-Цири получает имя (Террин), актрису (Фрэнсис Пули) и даже некоторые полномочия. Мы видим, как Эмгыр с ней говорит почти по-отечески. Когда к императору приводят солдата, дезертировавшего с поста, чтобы передать весточку (тот самый стражник, которого Геральт пощадил), Эмгыр вдруг спрашивает у девушки: «Как наказать изменника?». Террин смущена, мнётся – всё-таки перед ней казнь человека, – и шёпотом отвечает: «Он должен быть наказан».* Император согласно кивает и выносит приговор: четвертовать солдата. Брр, кровожадно. Нильфгаард остаётся верен себе – жестокость у них в порядке вещей. Но сам факт, что Эмгыр прислушался к мнимой дочери, говорит о многом. В книгах Эмгыр никому душу не раскрывал, а тут он, кажется, пытается сыграть роль заботливого отца (пусть и странными методами). Мне эта деталь показалась любопытной: император вдруг выглядит чуть более человечным, уязвимым, что ли. Возможно, ему действительно одиноко на троне.
Кстати, занятно заметить: Эмгыра тоже перетряхнули визуально. В предыдущих сезонах он мелькал как загадочный безликый лидер в тени, а теперь – полноценный персонаж. Новый облик лично мне понравился. Актёр Барт Эдвардс играет здорово, показывая двуликость императора: перед Террин он мягче, а стоит зайти разговору о войне – в голосе сталь. Да и сцена с казнью напоминает, что тиран никуда не делся. Просто добавились нюансы.
Эта нильфгаардская сцена ещё важна тем, что из её диалогов вырисовывается обстановка в мире. Советники докладывают Эмгыру: Кагыр, бывший «Чёрный всадник», скорее всего погиб при перевороте на Танедде. Северные Королевства слабеют, вторжение Империи идёт по плану. То есть на политической арене Эмгыр побеждает, но вот парадокс: он всё ещё одержим поисками настоящей Цири (о чём и говорит весть от дезертира). Похоже, вся мощь Нильфгаарда брошена на то, чтобы найти беглянку – и на этом пути Эмгыру точно предстоит столкнуться с ведьмаком, который «идёт за ним». Ох, что-то назревает грандиозное… Очень жду, как они разовьют линию противостояния Геральта и Императора, особенно учитывая их тайную связь (тут спойлеры, но кто знает, тот знает).
Новые друзья Геральта: Золтан, гном Персиваль и первые подвиги
Вернёмся к Геральту – ведь ему в серии тоже нашли интересную компанию! Как я уже сказала, наш ведьмак покинул Брокилонский лес (где зализывал раны после битвы) и теперь путь держит на юг, к реке Яруге, за которой лежат захваченные Нильфгардом земли. Цель – искать Цири хоть на вражеской территории. Компанию Геральту составляют верные Лютик (он же Йаскьер) и Мильва – та самая отважная лучница из Брокилона, согласившаяся сопровождать ведьмака. Уже эта троица – занятный контраст характеров, и мне очень понравились их взаимоотношения: Мильва подстёбывает Геральта, Лютик ворчит и поёт песенки – душевно.
Но чем дальше, тем веселей: буквально на первой стоянке к ним присоединяются ещё парочка колоритных персонажей. Геральт с друзьями натыкаются в лесу на обоз и группу выживших, среди которых – краснолюд Золтан Хивай (фанатам игр он хорошо знаком) и его напарник, гном по имени Персиваль Шуттенбах. Эти двое везли телегу с беженцами, но по дороге попали в переделку. Ах да, с ними ещё болтливый попугай по кличке Фельдмаршал – крайне ругливый пернатый, создающий комичные ситуации. В книге у Золтана был такой попугай – и счастлива, что сериал сохранил этот забавный штрих.
Вообще, признаться, каст этих персонажей – просто попадание в яблочко. Золтана играет актёр Дэнни Вудберн (знакомый нам по комедийным ролям), и он точь-в-точь книжный Золтан – хитрый прищур, густая борода, бодрый характер. Персиваля воплотил Линден Порко – тоже отличный выбор, сразу видно, что будет отжигать. Даже парочка сцен, где они присутствуют, уже подарили мне улыбки. Особенно забавно, как Лютик пускается с ними в песни – наш певец не может устоять, услышав, как Золтан горланит походную балладу, и азартно подпевает. Это настолько в духе Лютика!
К тому же встреча с Золтаном – не просто фан-сервис, а важный сюжетный узел. Правда, наутро ведьмак снова порывается уйти один, по привычке считая свою миссию слишком опасной для спутников. Но, к счастью, друзья его не отпускают – и Мильва, и Лютик, и даже новички Золтан с Персивалем настаивают, что пойдут с ним до конца. Так формируется та самая знаменитая «ханза» Геральта – его отряд товарищей, о котором многие мечтали увидеть на экране. Лично мне очень зашла динамика в этой компании. Видно, что Геральт уже не волк-одиночка, он начинает ценить друзей, хоть и ворчит для вида.
Ну и наконец, ближе к концу серии нас ждёт первый большой бой сезона – проверка, так сказать, боем для нового ведьмака. Отряд Геральта натыкается на тех самых разбойников, которые охотились на беженцев. Завязывается сражение у заброшенной деревенской фермы. Тут шоу не подвело: драка поставлена отлично – стремительная, жесткая, с парой очень крутых приёмов. Лиам Хемсворт показал себя в бою не хуже Кавилла, а может, и более брутально: в один момент его Геральт берёт противника за голову и с силой швыряет – такое могучее звериное движение. Действительно, как и обещали, ведьмак стал будто крупнее и яростнее, и это пошло экшену на пользу.
Бой заканчивается победой, но один из бандитов успевает вскочить на лошадь и пуститься за подмогой. Казалось бы, теперь друзьям придётся туго – но вдруг откуда ни возьмись появляется Кагыр! Да-да, тот самый рыцарь Нильфгаарда (помните, с которого началась вся гонка за Цири?), которого Геральт пощадил ранее. Оказывается, Кагыр всё это время незримо следовал за отрядом Ведьмака – и теперь отплатил добром за добро. Сценаристы изящно свели концовки: помните, в середине серии был эпизод, где Геральт нашёл Кагыра, пленённого в гробу, и не убил его. Причём в сериале ведьмак объясняет, почему оставил врага в живых: он говорит, что Цири однажды пощадила Кагыра на Танедде, и он уважает её выбор. После этих слов Геральт бросает Кагыру свой кинжал и уходит, предоставив шанс спастись. В книге, напомню, Геральт не убил Кагыра по более прозаической причине – ему помешали друзья (Лютик и Мильва). Здесь же это сделано гораздо более эмоционально и символично: ведьмак действует из уважения к выбору своей дочери, которая когда-то увидела в враге человека. Это было сильно. И вот теперь Кагыр вернул долг, воспользовавшись тем самым кинжалом Геральта. Мне этот момент очень понравился. Он показывает, что даже в тёмные времена благородство не напрасно – иногда враги становятся если не друзьями, то союзниками по чести.
Первая серия 4 сезона лично для меня оказалась насыщенной, эмоциональной и местами неожиданной. Я, признаться, волновалась, что без Кавилла магия пропадёт – ан нет, сериал по-прежнему держит марку. Да, он меняется – появляются новые акценты, кое-что делается иначе, чем в книгах. Видно, что создатели, несмотря на сложности, стараются быть верными духу истории. Множество деталей взято прямиком из «Крещения огнём», и даже придуманное вполне логично вплетается.
Как автор канала и просто фанатка, могу сказать: я довольна стартом сезона. Конечно, есть спорные моменты, о которых мы поговорили (та же линия Крыс – будем наблюдать, может, ещё раскроется). Но в целом 4 сезон начал рассказывать свою легенду о ведьмаке смело и увлекательно. А вам как первая серия? Почувствовали ли вы ту самую атмосферу «Ведьмака», несмотря на перемены? Делитесь мнениями – обсудим!