Найти в Дзене

Александр ГРАДСКИЙ про секрет успеха: «У Макаревича* была база в виде тех групп, которые работали до него»

Сегодня, в д/р Градского, небольшой отрывок из его интервью, которое мы некогда делали для Первого канала (в эфир не попало по соображениям хронометража):

— Что надо сделать, чтобы обрести славу и популярность?

— Работать надо над собой каждодневно. И тогда либо у тебя будет слава, либо не будет. Но работать-то надо. У одного результатом работы будет пшик, а у другого — популярность, а потом непопулярность. А у третьего результатом работы будет слава, а у четвертого — вечная память, вечная жизнь. После смерти его будут еще слушать десять, двадцать, пятьдесят, а, может быть, сто лет. Кому как повезет, на самом деле.

— Вот вы начинали с Макаревичем* с дистанцией в несколько лет…

— Лет пять-шесть.

— Хотя разница в возрасте у вас минимальная, но…

— Ну, такая же точно. У нас разница в пять лет, четыре с половиной года. Ну, пять-шесть лет разница. Я в 1965 году активно начал, он — в 1970—1971 годах. Ну, шесть-семь лет разница.

— В чем была принципиальная разница в условиях, когда вы начинали?

— Никакой почти. Единственный плюс был у него, потому что когда он начинал — то, что делали мы, уже стало общепринятым. Понимаешь, это было общепринято, пускай на уровне тусовки, информации городской, и так далее. А когда мы начинали — вообще никто этого не делал. Просто рядом ничего не стояло. И отсюда был и плюс, потому что никто на нас внимания не обращал, никто не мешал. А информативно — были минусы, естественно. В каждом времени есть плюсы и минусы. У Макара* был плюс, потому что у него уже была какая-то база, в виде тех групп, которые работали до него. Минус был в том же самом, поскольку до него уже были какие-то группы, которые кому-то понравились и т. д., и т. д. Чтобы создать группу, которая выделилась бы на фоне тех пятидесяти или семидесяти коллективов, известных в городе, тоже надо было постараться. И он смог сохранить и свою музыку, и свои идеи, и свои стихи и лэйбл до сегодняшнего времени.

А где группы, которые были до него и в его время? Какую группу мы можем назвать, кроме «Оловянных солдатиков», которые до сих пор играют — с того времени еще? Ну, опять же, они сидят дома, сочиняют песни, играют и т. д., и т. п. Почти в том же самом составе. Но они так не получили ни славы, ни популярности, ничего. Но я знаю их название, и знаю, кто там играл. И знаю, что сделала группа «Оловянный солдатик» в то время и чем они занимаются сейчас. При этом, они никому, может быть, и не известны… Тем не менее они существуют до сих пор. И им тоже больше сорока пяти лет, кстати.

— Есть ли какие-то фундаментальные характерологические черты, которые, как ты считаешь, должны быть присуще рок-н-ролльщикам, которые добиваться славы. Есть ли какие-то требования по личному характеру, который стоит за музыкой? По образу человека в жизни и соотношению этого образа с тем, что он производит…

— Ты знаешь, да, наверно да. Но это всегда очень трудно предсказуемо, особенно в России, потому что западная музыка и западный, скажем так, шоу-бизнес, в хорошим смысле этого слова, построены немножко по-другому. Там выясняется спрос аудитории, на что сегодня мода и запускается какой-то персонаж, в соответствии с тем, что запрашивает публика, аудитория и вообще, скажем, данный срез, данного народа, или контингента, который ходит в какие-то клубы и так далее. Выясняется, что интересно. Создается некий персонаж, его раскручивают, делают ему музыку, пускают его на МТV и так далее и так далее. Вот этот ход называется, в моём понимании, профессиональным ходом. У нас очень все спонтанно, схоластически и никогда невозможно прочитать, кто понравится, а кто не понравится.

«Оловянные солдатики» — одна из самых первых отечественных групп, исполнявшая рок на русском языке. В конце 60-х и 70-х годах прочно удерживала лидирующие места в рейтинге популярности русскоязычных групп Москвы. Группа была создана в 1967 году студентами МЭИ и МИФИ. В 1968 году к группе присоединяется Андрей Горин, студент Московского Авиационного Института, группа получает свое название «Оловянные солдатики». Решено писать свои песни, да еще и на русском языке. Группа становится популярной, играет много концертов, ездит с гастролями по стране.
-2
В 1976 «Оловянные Солдатики» выпускают второй магнитоальбом «Воспоминания», который был записан на студии «Союзмультфильм». Этот альбом пользовался такой же популярностью, как и первый альбом группы. В 70-х годах «Солдатики» пишут музыку к различным постановкам Московского Драматического Театра им. А. С. Пушкина, Тюменского Театра Кукол, Ростовского ТЮЗа. Из того времени сохранились их магнитоальбомы «Шторм», «Сказка о Добре и Зле», «Снежная королева». Все 70-е «Оловянные» много и радостно выступали, но в 80-е живых выступлений стало меньше, группа много записывала в студии, продолжая время от времени выступать в московских клубах.
-3
А в начале 90-х под давлением музыкальной общественности музыканты перезаписали свои старые песни на студии фирмы «Мелодия», и издали их на компакт-диске под названием «Водосточная труба». Лидер «Оловянных» Андрей Горин, продолжая гнуть свою творческую линию, сочинял и записывал музыку для театра, кино и мультфильмов, телевизионных сериалов, выступая в концертах со своими друзьями — музыкантами. И, хотя, к сожалению, трое из первого состава группы уже ушли из жизни, неутомимый лидер «Оловянных» собрал своих старых друзей, которые уже много лет занимались с ним музыкой, барабанщика Андрея Отряскина и бас-гитариста Андрея Колпакова, и предложил им возродить «оловянную» историю.
-4
В августе 2025 года группа «Оловянные солдатики» стала лауреатом Московского международного фестиваля прогрессивной рок-музыки Sandlerfest 2025, с успехом выступив с программой своих песен…

* 2 сентября 2022 года Минюст РФ внёс Макаревича в реестр физических лиц — «иностранных агентов».