Найти в Дзене
Прикосновения

«На генеральной репетиции он сказал: «Женя, я, наверное, умру на этой роли». Предательство друга и «разорванное сердце» Виталия Доронина

116 лет назад, 13 ноября 1909 года, родился народный артист РСФСР Виталий Доронин (1909-1976) Наверное, у каждого есть фильмы, которые он знает наизусть и готов их смотреть бесконечно. У меня один из таких – «Свадьба с приданым» (1953). Там просто невероятный актерский состав – Вера Васильева, Владимир Ушаков, Татьяна Пельтцер, актриса с колокольчиковым голосом Галина Кожакина… И там есть еще один удивительный актер. Помните «куплеты Курочкина»? «Хвастать милая не стану Знаю сам, что говорю. С неба звездочку достану И на память подарю». Это Виталий Дмитриевич Доронин. В следующем году исполнится 50 лет, как его нет с нами, а до сих пор поклонники на его странице в соцсетях пишут слова восхищения и благодарности за роли. Например, такое: «Те, кто думают, что Доронин - это «куплеты Курочкина», понятия не имеют о том, что это был за актёр!» И это - в точку! «МНЕ УЧИТЬ ВАС НЕЧЕМУ» Виталий Доронин родился 13 ноября (по новому стилю) 1909 года в Саратове. В семье железнодорожного слесаря Дми

116 лет назад, 13 ноября 1909 года, родился народный артист РСФСР Виталий Доронин (1909-1976)

Виталий Доронин в фильме "Центр нападения", 1946 год
Виталий Доронин в фильме "Центр нападения", 1946 год
Виталий Доронин. Фото из открытых источников
Виталий Доронин. Фото из открытых источников
Виталий Доронин. Фото из открытых источников
Виталий Доронин. Фото из открытых источников

Наверное, у каждого есть фильмы, которые он знает наизусть и готов их смотреть бесконечно. У меня один из таких – «Свадьба с приданым» (1953). Там просто невероятный актерский состав – Вера Васильева, Владимир Ушаков, Татьяна Пельтцер, актриса с колокольчиковым голосом Галина Кожакина… И там есть еще один удивительный актер.

Помните «куплеты Курочкина»?

«Хвастать милая не стану

Знаю сам, что говорю.

С неба звездочку достану

И на память подарю».

Это Виталий Дмитриевич Доронин.

В следующем году исполнится 50 лет, как его нет с нами, а до сих пор поклонники на его странице в соцсетях пишут слова восхищения и благодарности за роли. Например, такое:

«Те, кто думают, что Доронин - это «куплеты Курочкина», понятия не имеют о том, что это был за актёр!»

И это - в точку!

С Г. Кожакиной в фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
С Г. Кожакиной в фильме "Свадьба с приданым", 1953 год

«МНЕ УЧИТЬ ВАС НЕЧЕМУ»

Виталий Доронин родился 13 ноября (по новому стилю) 1909 года в Саратове. В семье железнодорожного слесаря Дмитрия Павловича и его супруги, Анны Потаповны, было двое сыновей и дочь. Виталий – старший.

«Рабочая интеллигенция», - скажет годы спустя Доронин о своих родителях.

Он с самого детства брал с них пример. Оба - артистичные, поющие, работящие… Как когда-то мама с папой, Виталий в школе увлекся художественной самодеятельностью, начал играть в любительских спектаклях. Поначалу большого значения своему увлечению не придавал, собирался получить рабочую профессию и пойти по стопам отца. После школы устроился слесарем в вагоноремонтные мастерские, но вскоре понял, что сцена его не отпускает.

«По актерским меркам довольно поздно – в 19 лет я, наконец, решился. В 1928 году в мамином шитом-перешитом пальто отправился в Ленинград «поступать в артисты», - рассказывал Доронин.

Благополучно сдав экзамены, юноша был принят в Техникум сценических искусств – на курс известного актера и театрального педагога Иллариона Николаевича Певцова (открывшего, например, Бориса Бабочкина и Рину Зеленую). Любопытно, что его однокашником был будущий режиссер театра Сатиры и Малого театра Борис Равенских.

Правда, Доронин проучился всего полтора года. Однажды Певцов его вызвал к себе в кабинет и посоветовал не терять зря время, а сразу идти работать в театр.

«Мне вас учить нечему. Вы уже - готовый актер!», - весомо сказал мастер курса.

Виталий Доронин дебютировал в 1930 году на сцене Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМ).

В. Доронин - актер Лениградского ТРАМа. 1930 год
В. Доронин - актер Лениградского ТРАМа. 1930 год
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Редкая фотография времен ВОВ. Советское Заполярье. Клоунада Серж и Мишель (Б. Мишин и В. Доронин)
Редкая фотография времен ВОВ. Советское Заполярье. Клоунада Серж и Мишель (Б. Мишин и В. Доронин)

А всего за свою бурную актерскую молодость он сменил немало коллективов. Был в труппе Саратовского драмтеатра, хабаровского театра Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, выступал на сцене Ленинградского мюзик-холла и на эстраде. Был даже период, когда дирижировал джаз-оркестром и пел…

В годы войны в составе передвижного фронтового Московского драмтеатра нередко бывал на передовой, даже был награжден медалями «За оборону Советского Заполярья» (1944) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Как Доронин потом признавался, «весь наколенный опыт был бесценным и пригодился, когда он нашел «свой театр».

С К. Сорокиным в фильме "Боксеры", 1941 год
С К. Сорокиным в фильме "Боксеры", 1941 год

«МОЛОДЕЦ ОГУРЕЦ»

Впервые в кино Виталий Доронин снялся перед самой войной и сразу в главной роли. Он сыграл чемпиона по боксу Петра Дорохова в спортивной драме Владимира Гончукова «Боксеры» (1941) и имел все шансы уже тогда «проснуться знаменитым». Но – началась Великая Отечественная. Картину показали всего один раз на премьере и на большие экраны выпустили только в 1947 году, когда он уже был известным актером.

Всесоюзную славу ему принесла военная комедия Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» (1946), в которой он сыграл летчика-героя, командира эскадрильи Ивана Крошкина. Несмотря на наивный, непритязательный сюжет и обвинения в «безыдейности», - это была одна из самых популярных послевоенных картин – с блистательными Людмилой Целиковской, Михаилом Жаровым, Александром Граве, Юрием Любимовым, Сергеем Филипповым, с чудесной песней Юрия Милютина «Расцвела сирень-черемуха в саду…» в исполнении Виталия Доронина.

С А. Граве в фильме "Беспокойное хозяйство", 1946 год
С А. Граве в фильме "Беспокойное хозяйство", 1946 год
С Юрием Любимовым в фильме "Беспокойное хозяйство", 1946 год
С Юрием Любимовым в фильме "Беспокойное хозяйство", 1946 год
"Беспокойное хозяйство", 1946 год
"Беспокойное хозяйство", 1946 год

Сейчас «Беспокойное хозяйство» показывают редко, а в СССР самые яркие фразы из этой ленты все знали наизусть: «Опять «кис-кис» заело», «Не успели прилететь, и - уже ромашишки», «Молодец Огурец!», «Ходит, морочит голову нашим девушкам! Еще друг называется!» и так далее.

И песню «Сирень-черемуха» вслед за Дорониным тогда пела вся страна.

Александр Граве (он сыграл забавного красноармейца Огурцова) рассказывал: «Фильм «Беспокойное хозяйство» начали снимать летом 1945 года. Я был новичком в уже сложившейся компании – Виталий Доронин, Юра Любимов, Люся Целиковская, Михал Иванович Жаров… Так что с Виталием мы познакомились уже в павильоне, на «Мосфильме». Удивительно легко было с ним работать – красивый, даровитый. А как пел!»

«Это была, конечно, озорная команда, - вспоминал съемки будущий создатель театра «На Таганке» Юрий Любимов. - И грибы мы там собирали, и молоко кружками пили с вкусным черным хлебом, который пекся в деревне – за Кубинкой, у летчиков. Доронин русского летчика играл, а я – французского, ходил в форме «Нормандия-Неман». Конечно, Виталий комедийное дарование имел прекрасное, и был легкий человек, хорошо двигался, был музыкальным, владел эксцентрикой».

В фильме "Центр нападения", 1946 год
В фильме "Центр нападения", 1946 год

В 1946 году Доронин сыграл еще одну главную роль – футболиста Андрея Кравченко в фильме «Центр нападения». А затем сказалась серьезная загруженность в театре, и, взвесив все «за» и «против», Виталий Дмитриевич решил не расплескиваться – дилеммы «кино или театр» для него никогда не существовало.

За свою карьеру он снялся в 17 фильмах, в том числе таких популярных как «Донецкие шахтеры» (1950), «Дорога» (1955), «Нормандия-Неман» (1960), «Люди и звери» (1962), «Попутного ветра, «Синяя птица» (1967)… Проходных ролей не играл, если уж соглашался, его персонажи были запоминающимися, колоритными, с изюминкой.

"Огни на реке", 1953 год
"Огни на реке", 1953 год
"Дорога", 1955 год
"Дорога", 1955 год
"Песня табунщика", 1956 год
"Песня табунщика", 1956 год
"Нормандия-Неман", 1960 год
"Нормандия-Неман", 1960 год
"Попутного ветра, "Синяя птица"!", 1967 год
"Попутного ветра, "Синяя птица"!", 1967 год

«У папы было множество предложений от кинорежиссеров, - рассказывала дочь Виталия Дмитриевича, актриса Малого театра Елена Доронина, - но он, как правило, отказывался от съемок. Потому что обожал сцену и считал себя в первую очередь театральным актером».

«ПЬЕСА ПРОСТАЯ – КАК МЫЧАНИЕ КОРОВЫ»

Первым «его театром» стал Московский театр Сатиры.

Доронин оказался в труппе в 1945 году, когда там блистали Владимир Хенкин, Ева Милютина, Федор Курихин, Владимир Лепко. А вскоре пришло новое поколение – Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Вера Васильева, Анатолий Папанов, Галина Кожакина, на которых молодые приглашенные режиссеры начали ставить театральные хиты тех лет.

В 1948-ом вся театральная Москва стремилась в Сатиру на поставленную Андреем Гончаровым пьесу А. Галича и К. Исаева «Вас вызывает Таймыр», где главного героя играл Виталий Доронин. А два года спустя на всю страну прогремела «Свадьба с приданым» в постановке Бориса Равенских.

Премьера этого спектакля по одноименной пьесе Николая Дьяконова состоялась 12 марта 1950 года, и с тех пор постановка шла с неизменным аншлагом. Казалось бы, что в ней такого – обычная для тех лет производственная «колхозная» тема. Однако там все сошлось – великолепная режиссура, изумительные песни Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова, удивительно органичный актерский состав - Вера Васильева, Владимир Ушаков, Татьяна Пельтцер, Владимир Дорофеев…

Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год
Кадр из фильме "Свадьба с приданым", 1953 год

И одно из главных попаданий – дуэт Галины Кожакиной (кокетливая звонкоголосая Люба Бубенчикова) и Виталия Доронина, сыгравшего отвергнутого бригадира колхоза «Искра» Николая Курочкина.

Вроде бы роли второго плана, но…

«Я знал о феноменальном успехе «Свадьбы с приданым», но сам спектакль не видел, - делился воспоминаниями режиссер Александр Белинский. - Равенских мне сказал: «Ну чего ты пойдешь... Это не пьеса, она простая как мычание коровы. Но Доронин…» Борис Иванович сделал паузу и вдруг добавил: «Виталий играет в ней так, как уже никто не играет». Так оно и было!»

Народная артистка СССР Васильева: «Когда я пришла в театр Сатиры, то Доронин был героем этого театра и любимцем публики. Хотя вроде бы каких-то особенных ролей не играл, но дар его был до такой степени обаятельный, заразительный… Его любили не только потому, что он безумно талантливый, красивый, он ещё доброты был совершенно немыслимой.

А потом мы встретились в репетициях «Свадьбы с приданым». Это был расцвет – такое бывает, наверное, раз в жизни – «влюбленности» в него режиссера Бориса Равенских, который весь свой талант (хотя мне грех жаловаться) вкладывал в Доронина-Курочкина. Все, что бы Виталий ни делал в этой роли, - это было очарование».

Конечно, это был его актерский бенефис. Разве можно такое забыть?

Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив.
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

В спектакле "Свадьба с приданым", 1950 год
В спектакле "Свадьба с приданым", 1950 год

«МОЛОДОЙ ШАЛЯПИН… НАДО БРАТЬ!»

В 1951 году вместе со своими партнерами по спектаклю Доронин получил Сталинскую премию. В 1953-ем на экраны страны вышла цветная киноверсия «Свадьбы с приданым» с теми же актерами. И с еще большим успехом!

Впрочем, к тому времени в жизни Виталия Дмитриевича произошли серьезные перемены. Во-первых, на пике своей популярности он перешел в Малый театр. Во-вторых, женился.

История его перехода такова. Однажды легендарная актриса Малого театра народная артистка СССР Александра Александровна Яблочкина увидела Доронина на сцене театра Сатиры. В тот же день она пришла к тогдашнему руководителю труппы Константину Зубову и сказала:

«Появился актер, которого надо брать. Мощь, темперамент, удаль русского богатыря… Типаж – молодой Шаляпин!»

В спектакле «И вновь встреча с юностью...»
В спектакле «И вновь встреча с юностью...»
Встреча со зрителями в Харькове, май 1958 года. Фото из открытых источников
Встреча со зрителями в Харькове, май 1958 года. Фото из открытых источников

Получив приглашение, Виталий Дмитриевич согласился не сразу. Конечно, он мечтал играть драматические роли мирового и классического репертуара, очень хотел работать на легендарной сцене. Однако понимал: влиться в коллектив, где «правят бал» великие Игорь Ильинский, Михаил Царев, Михаил Жаров, Владимир Кенигсон и другие, - непросто. Это было большое искушение, но и большой риск, требующий определенного мужества.

Правда, существенным плюсом было то, что в том же 1951 году Борис Равенских стал режиссером Малого.

И Доронин решил рискнуть.

Там на репетиции спектакля «Опасный спутник» он познакомился с Констанцией Францевной Роек. Она считалась одной из красивейших женщин и «звезд» труппы, слыла «холодной, закрытой и неприступной», однако перед напором и обаянием Доронина не устояла.

Вера Васильева: «После ухода из театра Сатиры Доронин еще какое-то время доигрывал у нас «Свадьбу с приданым». Однажды он пришел и сказал: «Я самый счастливый человек! Я женился на Кастусе – Констанции Роек!» Популярнейший актер, любимец женщин, и то, что Доронин оказался однолюбом, идеальным семьянином, - лично у меня вызывает восхищение. И он так любил свою Кастусю до самого конца».

С Констанцией Роек. Фото с сайта Малого театра
С Констанцией Роек. Фото с сайта Малого театра
С Констанцией Роек на сцене Малого театра. Фото из открытых источников
С Констанцией Роек на сцене Малого театра. Фото из открытых источников
С дочерью Еленой. 1959 год
С дочерью Еленой. 1959 год
С женой и дочерью. Фото из открытых источников
С женой и дочерью. Фото из открытых источников

Доронин и Роек прожили вместе более 20 лет. В 1955-ом у них родилась дочь Елена (1955-2011), которая потом продолжила династию и тоже стала актрисой Малого театра.

Елена Доронина: «Папа для меня, наверное, больше чем просто папа, потому что это и друг и человек, который больше всех на свете любил меня – бескорыстно. А как он умел любить, так мало кому свойственно. Это два его главных качества человеческих – умение любить и терпимость. Такие очень русские качества».

В спектакле "Порт-Артур", 1961 год
В спектакле "Порт-Артур", 1961 год
Тихон в спектакле "Гроза", 1962 год
Тихон в спектакле "Гроза", 1962 год
В спектакле "Власть тьмы" в постановке Б. Равенских
В спектакле "Власть тьмы" в постановке Б. Равенских
Виталий Доронин в спектакле "Власть тьмы"
Виталий Доронин в спектакле "Власть тьмы"

«ДОРОНИН – РУССКИЙ КОЛОСС!»

Доронин сразу пришелся ко двору и много играл в Малом театре. Среди самых заметных его работ - Афремов в спектакле «Живой труп», Борейко - в «Порт-Артуре», Швандя – в «Любови Яровой», Репетилов - в «Горе от ума», Лука Купьелло – в спектакле «Рождество в доме синьора Купьелло».

Спектакль «Власть тьмы», где Виталий Дмитриевич играл главную роль - Никиту, ажиотаж вызвал сумасшедший - билеты раскупались мгновенно. Очевидцы до сих пор вспоминают, что он творил там что-то невероятное. После показа спектакля во время парижских гастролей одна из французских газет написала: «Доронин - русский колосс!»

«Мне посчастливилось играть с ним во «Власти тьмы», - делилась воспоминаниями народная артистка РСФСР Татьяна Панкова. – Находясь за сценой, я даже ревела, когда он произносил свои реплики. Доронин был вообще потрясающим как партнер. Это и еще удивительнейшие доронинские качества – незлобивость, скромность, его обаяние и отношение к театру сразу сделали его всеобщим любимцем».

Народный артист РСФСР Виктор Борцов: «Масштаб актеров Малого того поколения был огромен. Я сам видел, как Бабочкин кому-то показывал, как надо играть. Он говорил: «Меня боятся». А вот Доронина любили! А как он играл! Он же был как ртуть…».

Еще Виталия Дмитриевича ценили и любили за порядочность, искренность – он никогда не участвовал в интригах, не дрался за роли, ничего не выпрашивал у режиссеров. Хотя по своему таланту мог бы сыграть куда больше. Попросил Бориса Равенских всего однажды, и то, когда тот уже был режиссером драмтеатра имени Пушкина. Принес ему пьесу А. Толстого «Царь Федор Иоаннович», предложил поставить…

Татьяна Панкова: «Виталий безумно хотел играть царя Федора. Не расставался с книжкой. Равенских пообещал: «Приду в Малый и поставлю». Но обманул: пришел и совершенно без зазрения совести взял другого актера (Иннокентия Смоктуновского, - авт.). Я знаю это от самого Доронина, он это очень тяжело переживал».

«Тяжело переживал» - это мягко сказано. Это был тяжелейший удар, предательство друга юности. К тому же как раз в этот период (начало 1970-х) в результате закулисных интриг Констанция Роек лишилась большинства своих ролей и фактически работы. Ее откровенно травили, доводили до нервных срывов… От позорного увольнения ее спасло лишь личное заступничество министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая видела Роек на сцене, хорошо знала «изнанку театральной кухни» - она потребовала «оставить актрису в покое».

И все-таки «Кастусю» выдавили из театра – в 1975 году она вынуждена была уйти «на творческую пенсию». В 52 года. Можно только догадываться, что творилось у Доронина на душе...

С Р. Нифонтовой в спектакле "Птицы нашей молодости", 1974 год
С Р. Нифонтовой в спектакле "Птицы нашей молодости", 1974 год

«ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ» ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА

В это время он репетировал Иудушку Головлева в спектакле «Господа Головлевы» – как оказалось последнюю свою роль.

Как написал в своих мемуарах ставивший этот спектакль народный артист СССР Евгений Весник, всех тогда поразил его выбор Доронина - артиста с ярким положительным обаянием и вдруг – «на роль человека христоматийной гадливости».

«Репетировали очень трудно, - вспоминал Весник. - На улице, на отдыхе, в ожидании записи на радио и телевидении, во время шумных актерских застолий и совместных поездок в Щелыково мы обговаривали, пробовали, находили и отвергали, доискивались до сути образа, выстраивали его линию, открывали новые краски в актерском резерве Доронина. За столом забывали о еде, на рыбалке – о рыбе. Он будил меня по ночам телефонными звонками, и работа продолжалась… На генеральной репетиции он мне сказал: «Женя, я, наверное, умру на этой роли». Настолько он ей отдавался, тратился. Но он сыграл Иудушку феноменально – как величайший трагический актер».

В роли Порфирия Головлева. Фото с сайта Малого театра
В роли Порфирия Головлева. Фото с сайта Малого театра

Татьяна Панкова: «Как он играл Головлева! Я видела все генеральные прогоны. Это неописуемо, непередаваемо. В одной из самых пронзительных сцен – когда Иудушка пьет на могиле матери – у меня от боли перехватывало горло. Было впечатление, что Доронин рвал свое сердце и по кускам кидал в зрительный зал. А дальше же он лег в больницу. И при мне пришла врач и сказала: «Если вы будете так играть, я за вашу жизнь не ручаюсь».

Елена Доронина: «Я сидела в зрительном зале, и во время одной из сцен, когда его герой закрывал руками уши и кричал: «Замолчать!», - зале повисала просто мертвая тишина. И я вдруг слышу сзади шепот зрительницы: «Господи! Как же у него сердце-то не разорвется после этого?!» И помню, я обрадовалась. Как она сказала – верно, здорово. «Папка - молодец!» Я не знала, что сердце на самом деле рвется. Через месяц его не стало…»

В. Доронин и Н. Вилькина в спектакле "Господа Головлевы", 1976 год
В. Доронин и Н. Вилькина в спектакле "Господа Головлевы", 1976 год
С Е. Солодовой в спектакле "Господа Головлевы", 1976 год
С Е. Солодовой в спектакле "Господа Головлевы", 1976 год

Эта роль стала «лебединой песней» Виталия Доронина. Спектакль имел большой успех, Виталий Дмитриевич вызвал просто шквал оваций. Триумф был полный.

Он отыграл всего четыре спектакля и с инфарктом попал в больницу. Когда приехала скорая, он, бледный как полотно, всеми силами старался показать, что он «в полном порядке», всех успокаивал - не хотел, чтобы его «любимые девочки Кастуся и Леночка» пугались и расстраивались из-за него.

Народного артиста РСФСР Виталия Доронина не стало 20 июня 1976 года на 67 году жизни. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.

Евгений Весник рассказывал, что на прощании к нему подошла вдова – Констанция Роек – и сказала:

«Я благодарна тебе за то, что Виталий перед смертью испытывал счастье – актерское счастье».

Еще одна знаменательная история произошла на кладбище.
Елена Доронина: «Когда могилу засыпали и все разошлись, около нее остался один единственный человек - Борис Иванович Равенских. Он еще долго стоял в одиночестве, и, видимо, о чем-то с папой говорил. Видимо, было о чем…»

«ВЛЮБЛЕНА В ДОРОНИНА КАК ДЕВЧОНКА»

В заключение хочу процитировать несколько самых ярких отзывов на странице Виталия Доронина на сайте кино-театр.ру:

Плотников Владимир (Самара): «Даже в его фамилии первые же согласные содержат некую эзотерику: ДаР, ДоРогой, ДоРодный… Все это вполне по заслугам применимо к артисту, который ДаРил РаДость и был ДоРог всем, кто неравнодушен к доброй комедии. Открытое лицо, обезоруживающая улыбка, крестьянская стать, крепость тела и душа нараспашку. Вдумайтесь, сейчас не надо даже называть роль – достаточно двух слов: «куплеты Курочкина», и само собой дорастает все остальное».

Фарфаров (Москва): «В Рождество я всегда вспоминаю гениальный спектакль Малого театра СССР по пьесе Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме сеньора Купьелло» и великолепного Виталия Дмитриевича Доронина в главной роли. Он играл так, что хотелось просто плакать. Мне повезло: я видел телевизионную версию этого спектакля, проклятье тем, кто уничтожил эту запись».

Лидия Смородинова (Аля Нечаева) (Москва-Ленинград): «Как я рада, что опять показали мой любимый фильм с Виталием Дорониным «Беспокойное хозяйство»! Замечательный добрый фильм. Хоть показана война, но её не ощущаешь, благодаря сценарию, режиссуре и прекрасной игре Жарова, Целиковской, Доронина, Любимова и многих других актёров. Ещё люблю этот фильм потому, что лейтмотив фильма - любимая всеми песня «Сирень-черемуха». И кто бы её потом ни исполнял, все равно мой дедушка пел её лучше всех! А по фильму её пел Виталий Доронин. Слушаю песню, вспоминаю замечательного Виталия Доронина и своего любимого дедушку, для которого эта песня была связана с очень многими событиями в его непростой жизни».

Александр л. ясень (горелов ) (москва): «Трудно писать о человеке, который угощал тебя конфетами, когда тебе было 5-6 лет, и которого потом не видел «вживую» ни разу, а только «в телевизоре». И о котором в твоей семье всегда говорили только хорошее, в котором ума и такта, порядочности и совестливости, «шарма» и мужественности, нежности было – «на роту», с избытком! А о вкусе В.Д. можно судить по его выбору своих ролей, друзей, жены - одной из самых обаятельных женщин, каких я видел на московской сцене. «Человек жив, пока жива память о Нём». Смерть Виталию Дмитриевичу не грозит...»

В спектакле "Любовь Яровая", 1960 год
В спектакле "Любовь Яровая", 1960 год

Эдуард Ш. (Иерусалим): «Был спектакль «Власть тьмы» с участием Доронина. Есть аудиозапись, в которой я впервые и познакомился с этой работой актёра и, помню, просто не мог поверить, что это тот самый Курочкин. А, попав в Москву, сразу побежал смотреть спектакль в Малый театр, и был потрясён совершенно! Те, кто думают, что Доронин - это «Из-за вас, моя черешня...», понятия не имеют о том, что это был за актёр!»

чнв (красноярск):«Обожаю этого актера! «Свадьбу с приданым» всегда смотрю в первую очередь из-за него. Низкий поклон таланту!»

Роберт Грегори Дэвид: «Виталий Доронин был масштабным актёром, не просто красавцем, а Мужиком, настоящим русским богатырём. Но показывают фильмы с его участием, и старшее поколение с улыбкой и теплотой в сердце умилённо восклицают: «Какой же он был замечательный, Виталий Доронин!» Помним».

Ольга Горяева (Челябинск): «Давно уже нет с нами актёра, умеющего от щедроты душевной улыбаться людям. Но не вспомнить его Николая Курочкина невозможно. Бахвалистый деревенский щёголь, несмотря на недочёты характера, всё же вызывает симпатию. Рада, что на его страничках столько записей. Добрая память Виталию Дмитриевичу Доронину....»

С супругой. Фото из открытых источников
С супругой. Фото из открытых источников
В. Доронин - Лука Купьелло. Неннино - М. Кононов, Паскуалино - В.Кенигсон в спектакле «Рождество в доме сеньора Купьелло», 1965 год.
В. Доронин - Лука Купьелло. Неннино - М. Кононов, Паскуалино - В.Кенигсон в спектакле «Рождество в доме сеньора Купьелло», 1965 год.

милена я (москва): «Влюблена в этого актера, как девчонка! Мои родители его обожали. Увидев любой фильм с его участием, папа с восклицанием говорил: «О, Курочкин! Значит, хороший будет фильм!» И это так. И многие его не называли Дорониным, а только персонажами его героев, значит, - не играл роль, а жил ею. А без него кино - не кино».

София Бичева (измаил): «На пару Курочкина и Феди в «Свадьбе с приданым» можно смотреть до бесконечности. Каждое их появление-как брызги шампанского Болели лицевые мышцы от смеха. Замечательный актер!»

Рыжая: «Любила и люблю этого замечательного актёра. А наши мамы просто с ума сходили в те года. Вечная память хорошим людям, низкий поклон».

Вера: «Красивый, лучезарный, искромётный актёр! Не в обиду остальным замечательным актёрам, но, фильм «Свадьба с приданым» смотрю из-за Доронина и Пельтцер».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Бабкина Вера (Белгород): «Чрезвычайно талантливый артист. И очень обидно, что его связывают иногда только с ролью Курочкина. Он чудесно мог играть драматические роли. И очень жаль, что его друг режиссер Равенских не дал ему роль царя Федора, а пригласил на эту роль Смоктуновского. Это, видимо, ускорило его уход. И почему такой талантливый актер не стал народным артистом СССР?»

Лена: «Величайший, необычайного обаяния Артист! Величайшие роли! От блистательных задорных героев до Иудушки Головлева! Чудесное исполнение песен. Любовь к нему в сердцах зрителей бесконечна!»

Oksana: «Великий актер, красивый мужчина, обаятельный, музыкальный, одним словом, русский богатырь. Люблю его командира эскадрильи Крошкина: «Объехал на вороных, как говорят французы!», капитана шхуны «Синяя птица», доброго и мужественного дядю Ефима. А моя бабушка часто напевала куплеты Курочкина: «Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив… Или я в масштабах ваших недостаточно красив?» Это был хит! Конечно, очень хотелось бы посмотреть его работы в Малом театре, особенно Иудушку Головлева. Помним и любим».

P. S. Напомню, что у автора канала вышла книга "Любимые актеры без грима и желтизны". Если кому-то интересно, вот ссылка: https://ridero.ru/books/lyubimye_aktery_bez_grima_i_zheltizny/freeText/#freeTextContainer

Могила В. Доронина и К. Роек на Ваганьковском кладбище
Могила В. Доронина и К. Роек на Ваганьковском кладбище