Найти в Дзене

Черты музыки 20-21вв. Музыкальный футуризм

Зера Черкесова 2 Расшифровка моих прежних записей. В таком виде они остаются недоработанным рудным материалом, посему здесь и ранее дорабатываю до нормальных статей. Здесь - о музыке будущего. Остальную музыкальную критику и публицистику см на моих страницах в папках "Музыкальная критика и статьи о музыке", порядка полусотни статей. -------------------- Интернет и НТР и музыка/театр грядущего. По ходу обсуждения предлагаю подымать пласты забытой/неоцененной музыки композиторов 20 в., особенно русского авангарда, футуристических течений, пытавшихся услышать звучание нового мира.   Визитной карточкой темы я бы назвала знаменитую сюиту "Время, вперед!" Георгия Свиридова, фрагмент которой стал заставкой к программе "Время" и музыкой Сочинской Олимпиады(балет в стиле красного модерна) Назову также знаковой музыкой эпохи и такие произведения, как Увертюру к х/ф "Дети капитана Гранта" Исаака Дунаевского, как его же "Марш энтузиастов"(гениальное произведение в жанре массовой песни-марша).

Зера Черкесова 2

Черты музыки 20-21вв. Музыкальный футуризм (Зера Черкесова 2) / Проза.ру

илл.: картина в стиле Русского футуризма.
илл.: картина в стиле Русского футуризма.

Расшифровка моих прежних записей. В таком виде они остаются недоработанным рудным материалом, посему здесь и ранее дорабатываю до нормальных статей. Здесь - о музыке будущего. Остальную музыкальную критику и публицистику см на моих страницах в папках "Музыкальная критика и статьи о музыке", порядка полусотни статей.

--------------------

Интернет и НТР и музыка/театр грядущего.

По ходу обсуждения предлагаю подымать пласты забытой/неоцененной музыки композиторов 20 в., особенно русского авангарда, футуристических течений, пытавшихся услышать звучание нового мира.

 

Визитной карточкой темы я бы назвала знаменитую сюиту "Время, вперед!" Георгия Свиридова, фрагмент которой стал заставкой к программе "Время" и музыкой Сочинской Олимпиады(балет в стиле красного модерна) Назову также знаковой музыкой эпохи и такие произведения, как Увертюру к х/ф "Дети капитана Гранта" Исаака Дунаевского, как его же "Марш энтузиастов"(гениальное произведение в жанре массовой песни-марша).

Из книги дирижера Геннадия Рождественского "Преамбулы"(преамбулы к его циклу концертов академической музыки 20 века):

 

"Здесь прежде всего-э н е р г и я(разрядка авторская-Г.Р.), причем не внешняя,а внутренняя, это э н е р г и я ф о р м ы(снова разрядка авторская-Г.Р.). Энергия самой материи, взрывчатая энергия ритма, усиленная богатым тембральным арсеналом."

По моему, замечательно-рельефное выражение отличительной черты музыки раннего советского авангарда, вплоть до Дунаевского. Потом это пошло на спад вместе с пассионарностью эпохи. Итак, характерные черты в преамбулах к концертам

современной музыки(весь 20 век):

-Энергия, причем не внешняя, а внутренняя

-Энергия формы

-Энергия самой материи

-Взрывчатая энергия ритма, усиленная богатым тембральным арсеналом.

 

-Авангард, вплоть до Дунаевского. Потом это пошло на спад вместе с пассионарностью эпохи.

Музыка будущего или всё же музыка прошлого?

Футуризм, русский авангард (да и вообще любой авангард), 20-й век - это прошлое, причём очень далёкое.

А здесь надо отграничивать СЕМАНТИЧЕСКУЮ разницу!

 

Точно также:музыка очень далекого прошлого-может неожиданно оказаться прообразом музыки будущего. А вот ХРОНОЛОГИЧЕСКИ написанная, скажем уже в 21 в., недавно, то бишь, музыка-вполне традиционной, стилизованной, музейной, подражательной.

Начало 20 в. было бурной эпохой поисков, задавленных позднее официозом. Вытащить их, стряхнуть пыль-глядишь, и засверкают, и новые импульсы дадут композиторам-исполнителям. Такова сверхзадача, по моему, обращения к отринутому наследию.

Все Прокофьев да Шостакович, скучно. В то же время, разумеется, новое слово в искусстве возможно сказать и на материале Прокофьева, Шостаковича, или, к примеру, отысканием новых сочинений Вивальди(Чечилия Бартоли), Рахманинова(Денис Мацуев).

Но тут два момента.

 

Найти что-то неисполнявшееся-неизвестное из классиков практически нереально, это надо перерыть такие горы руды ради грамма радия.

А второе. Встречный вопрос:по каким критериям такая уверенность, что Прокофьев, Шостакович представляют единственно достойное внимание наследие музыки века,а все остальные им не чета. А, может, просто так сложились судьбы. История И.-С. Баха-и тоже Вивальди, открытых спустя СТОЛЕТИЯ-из чердаков и монастырей ничего не говорит?

 Бах?

Большую известность он получил в начале-середине 19-го, когда Мендельсон сыграл его "Страсти по Матфею". А до этого им восхищались и Бетховен, и Моцарт.

 

И все же И.-С.-Бах созвучен оказался именно 20 веку.

То, что перечислено-это локальная известность. 20 век сделал имя Баха почти

нарицательным именем композитора-классика. И это те тайные пружинки истории, а

лучше сказать:метаистории, которые не могут не волновать пытливые художественные умы.

илл.: картина в стиле Русского футуризма.

 http://www.stihi.ru/2016/12/20/1886

О вечности мистерии театра и новых импульсах оперы

http://www.stihi.ru/2016/12/17/2838

Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия

 

 21.12.2016 13:11 Стихи ру

 29.04.2025 20:22 Проза ру

Списки по годам:

----------------

1.

http://stihi.ru/2024/11/23/995

Музыковедение ЗЧ За 2013-3 По месяцам

2.

Музыковедение. ЗЧ. За 2014-6 По месяцам

http://stihi.ru/2024/11/23/991

 

3.

Музыковедение. ЗЧ За 2022-9 по месяцам

http://stihi.ru/2024/11/23/991

4.

Музыковедение. Общий список статей- 23 с 2013 на З

http://stihi.ru/2024/11/23/1018

Музыкотерапия, рекомендую особо:

http://stihi.ru/2022/03/31/2815

С ссылками по музыкотерапии

http://stihi.ru/2022/10/21/394

 Книга Зеры Черкесовой Оперомания. Ч. 1- 20 статей

© Copyright: Зера Черкесова 2, 2025