Несмотря на то, что лоскутное одеяло Тома Тыквера и сестер Вачовски (тех самых создателей «Матрицы») замысловато и нещадно путает зрителя переключением шести разноцветных полотен с одного на другое, но на самом деле при более тщательном вглядывании можно воскликнуть «Эврика!».
Загадку решает наблюдение за тщательно выверенным монтажом и за персонажами, которые в цикле реинкарнаций дают «Любопытные детали, как вы говорите у доктора Ватсона в рассказах».
И хотя многие ругают фильм за трудность просмотра из-за длительного хронометража, но тут же претензия зрителей кидается в сторону того, что многие идеи не раскрыты полностью.
Возможно, из-за объема мысли и урезании сцен? Но это не точно...
Конечно, можно прочитать книгу Дэвида Митчелла «Облачный атлас», которая сложнее и объемнее открывает философию произведения. Но мы всегда помним, что фильмы очень часто урезают и адаптируют оригинал, а также являются автопортретами авторов.
И действительно, следуя книге, 3 часа хронометража ушло бы только на часть первой истории, и тогда Нетфликсу бы пришлось снимать целый сериал без коммерческого успеха, ибо сложность на уровне «Не только лишь все» тут не прокатит.
Впрочем, говоря о коммерческом успехе, то едва ли «Облачный атлас» может похвастаться чем-то подобным. Это самый дорогостоящий независимый фильм в истории кино (бюджет 100 млн.долл), который не окупился в прокате.
Но, думаю, не стоит уделять много времени обсуждению плохо-хорошо, когда можно обсудить вещи поинтереснее, например, смысловую часть полотна.
С первого взгляда, может показаться, что перед нами шесть непохожих друг на друга историй, но как секстет они связаны между собой облачным атласом, исполняя разными инструментами (своими жизнями) одну и ту же мелодию судьбы.
Путь воина и его души
Самый главный ключ к разгадке кроется в родимом пятне в форме кометы у главных персонажей каждой из историй.
И если в книге кометой отмечается реинкарнация одной и той же души, то в фильме система реинкарнаций сложнее: комета как бремя борца за свободу передается разным героям.
При этом каждый следующий воин вдохновляется жизнью и произведением искусства своего предшественника, тем самым показывая связь персонажей через творчество, которое придает силы в пути.
Тут сразу стоит оговориться, авторы показывают архетип борца за свободу.
Вачовски всегда были бунтарями, говорящими о свободе и выходе из правильности.
И это не обязательно революционеры, которые будут отстаивать права меньшинств, иногда это личная битва внутри себя как у Захри, иногда в местечковом конфликте как у Кавендиша, а иногда масштабная как у Сонми или Юинга.
Тихоокеанский дневник Адама Юинга
В первой части (1849 г.) путь воина и борца за свободу проходит Адам Юинг (Джим Стёрджесс).
Плывя на судне «Пророчица», доктор Гуз (Том Хэнкс) медленно травит Юинга, а беглый раб Аутуа (Дэвид Гяси) спасает его от смерти.
При этом уже здесь Аутуа говорит о том, что узнал Юинга по глазам, то есть первая история в сюжете по факту является далеко не первой, и они знали друг друга в прошлых воплощениях.
Это путешествие открывает Юингу глаза на ограниченность и преступность идеи рабства, которую он не только не будет поддерживать, сжигая контракт на поставку рабов, но отправляется присоединиться к движению борьбы против невольничества.
Рядом с ним встанет его горячо любимая жена Тильда (Пэ Ду На), которая в пятой истории сама станет на путь воина, а ее любимый Хэ Чжу Чен (одно из воплощений Юинга) будет поддерживать ее на пути, то есть в разрезе реинкарнаций они продолжат быть вместе в борьбе за свободу.
История построена на дневнике Юинга и в последствии вдохновляет музыканта Роберта Фробишера - следующего воина на написание секстета Облачный атлас.
Письма из Зедельгема
Роберт Фробишер (Бен Уишоу) является наиболее чувствующим персонажем и в своих письмах к любимому человеку он пишет слова, дающие нам ответ ко всей философии фильма через мелодию:
В Атласе есть провидение, представляя как мы встречаемся снова и снова в разных жизнях в разных веках.
Через прочтение дневника Юинга ему открывается видение всей системы вечности.
И в работе с композитором Вивианом Эйрсом (Джим Бродбент) молодой и талантливый музыкант начинает трудиться над знаковым шедевром «Облачный атлас».
Фробишер и Эйрс связаны между собой сквозь воплощения (в первой части они были капитаном корабля и юнгой; в четвертой части любовником и любовницей), а потому их совместная работа повлияла на создание композиции не меньше дневника, ведь смысл мелодии во встречах душ в разных жизнях.
Эйрсу даже приснился сон из будущего воплощения, где эта мелодия играла в кафе из пятой истории, после чего Фробишер написал:
Музыка лилась из его глаз и слетала с его губ, музыка прекрасней которой я никогда не слышал
Но тем не менее это был труд Роберта, который Эйрс хотел присвоить себе, опорочив имя своего ученика.
И битва произошла за свободу творчества ценой бессмертной жизни.
В письме Роберт пишет:
Этот бренный мир превратился для меня в удавку. Пусть я лучше стану музыкой
И он действительно становится ей. Жизнь творца становится бессмертной через его искусство.
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей
Но помимо «Облачного атласа» после Роберта остаются любовные письма, которые получает журналистка Луиза Рей (Холли Берри) через ученого Руфуса Сиксмита.
Эти письма ведут ее в магазин пластинок, где играет тот самый «Облачный атлас», а продавцом является сам Фробишер в новом воплощении.
Луиза получила эстафету в борьбе за свободу. И на ее плечи легла непростая задача: раскрыть тайну доклада, доказывающего, что крупная корпорация хочет совершить саботаж в запуске атомного реактора, что должно было понести за собой множество жертв.
Кроме того, третья часть сажает зерно, которое прорастет только в шестой. Луиза Рей знакомится с физиком Айзеком Саксом (Том Хэнкс), который мгновенно влюбляется в нее.
Эта любовь отпечатком пойдет в четвертой части, а в шестой - поможет герою Тома Хэнка пройти свою борьбу за свободу, но об этом чуть позже.
Любопытная деталь 1: Когда к Луизе Рей приходит друг ее отца Джо Нейпир, чтобы помочь, между ними случается диалог:
Джо Нейпир произносит фразу: "Если бы не ваш отец меня бы тут не было".
На что она отвечает: Как и меня.
С одной стороны, кажется, что это вопрос того, что отец спас Джо на войне и посодействовал рождению Луизы, но самом деле, и тут есть отсылка к прошлым жизням:
Отец Луизы Рей в первой истории был тем самым беглым рабом Аутуа, спасший Юинга и вдохновивший его на борьбу против рабства.
Луиза Рей и Джо Нейпир в первой истории были воплощениями рабов, и по сути благодаря Аутуа, они стали свободны и в третьей истории выполняли свои миссии.
Любопытная деталь 2:
При знакомстве Луизы Рей (Холли Берри) с Айзеком Саксом (Том Хэнкс) последний говорит, что собирался лететь в Сеул, но рейс отменили.
Видимо, встреча и любовь к Луизе Рей в этой части были более важными, прежде чем попасть в Сеул.
В итоге, в Сеул он все же попадает, но в другой жизни, его воплощение в виде актера вдохновляет Сонми на революцию.
Даже места, которые собирались посетить персонажи оказывались знаковыми.
Страшный суд Тимоти Кавендиша
Здесь наш Вивиан Эйрс (композитор из второй части) получил свое воплощение в издателе Тимоти Кавендише.
Он уже не такой высокомерный аристократ, но все же жадность сыграла и здесь с ним злую шутку:
Если во второй части он хотел присвоить себе труд Фробишера, то здесь он стал получать гонорар от продаж книги «Кулаком в зубы».
И если в прошлой жизни он мог угрожать и запугивать своего ученика, то тут он получил кулаком в зубы.
Кавендиш сам стал жертвой автора, и был загнан в дом престарелых, где и началась его искупительная борьба (неспроста его часть носит название "Страшный суд").
Как и Фробишер в прошлой жизни Кавендиш сам оказался так же загнан в угол и начал осознавать важную мысль:
Свобода - избитый девиз нашей цивилизации. Только лишившись ее начинаешь понимать, что это на самом деле
Кстати, в дом престарелых Кавендиш не просто так.
Его брат обманом заселил его туда в виде мести за то, что Тимоти переспал с его женой Жоржеттой (воплощением того самого Фробишера).
Тут что называется - карма настигла.
Итак, по пути в Тюрьму престарелых Солженицын-Кавендиш читает присланную ему рукопись детектива о Луизе Рей (из третьей истории) и чувствует сильнейшее ощущение дежавю:
Как фигуристы на льду мы снова и снова пересекаем когда-то уже пройденные нами пути. Я здесь уже был, но в какой-то другой жизни
И действительно Дом престарелых в это время является ничем иным как бывшим особняком композитора Вивиана Эйрса, где и будет происходить его осознание ценности свободы и борьба за нее.
И пусть эта часть является комедийной и борьба шла на местечковом уровне против угнетения стариков персоналом, но здесь происходит трансформация души и отработка кармических узлов. Вот вам и "страшный суд" над Вивианом Эйрсом.
Через воплощение Тимоти Кавендиша в последствии он освобождается и становится простым рыночным музыкантом, а позже провидцем.
Любопытная деталь:
Луиза Рей - журналистка из третьей линии брала интервью у высокомерного музыканта (Алистер Петри) и говорит ему под конец:
Все два часа интервью мне хотелось только одного - сбросить тебя с балкона
В этой же части в нее влюбляется физик Айзек Сакс (Том Хэнкс).
В четвертой части герой Тома Хэнкса воплощается в бандюгана Дермонта Хоггинса, который написал роман «Кулаком в зубы».
В баре он видит девушку-индианку (Холли Берри), происходит узнавание сквозь воплощения. И тот музыкант, которого Холли хотела скинуть с крыши в прошлой жизни, оказывается литературным критиком в этой, который высокомерно разнес книгу Хоггинса.
И вуаля Дермонт скидывает с крыши этого критика.
Такая вот любовь и карма сквозь реинкарнации
Откровение Сонми-451
Линия фабриката из Нового Сеула больше всего отсылается к знаменитому творчеству Вачовски - к «Матрице».
И где, как не там ярко в научно-фантастическом стиле идет борьба за свободу.
Эта линия наиболее схожа с самой первой историей.
Причем оба сюжета связывают в совместной борьбе в любви двух персонажей Сонми и Хэ Чжу Чена и Адама Юинга и его жену Тильду. Только они меняются местами как обладатели космической метки.
И если Адам Юинг прошел свой путь в первой главе, то теперь он стоит рядом с Сомни, помогая ей пройти тот же путь как душа-наставник, показывая реальность, в которой фабрикатов на самом деле не освобождают, а отправляют на переработку.
Через творческий инструмент Сонми принимает эстафету черед фильм «Страшный суд Тимоти Кавендиша». Любопытно, что комедия оказывает революционное влияние в такой серьезной теме, как освобождение народа, приводит к смертельной битве и созданию новой святой.
В этом даже есть некий духовный юмор, что с точки зрения земных воплощений и войн все представляется нам как нечто невероятно серьезное, но с точки зрения пути душ - это лишь спектакль, сцена, где мы играем свои роли и учимся.
Переправа возле Слуши
Захри и все его воплощения являются самым интересным и самым сложным среди всех многочисленных героев.
Сквозь инкарнарнации мы видим долгий путь души. И главная борьба персонажа - за свободу своей души от пороков, страхов, трусости, жадности.
В шестой части мы видим, что его главный враг старина Джорджи - дух, который борется против перемен, дух консерватизма и порядка, который не должен нарушаться новыми идеями и свободами.
Захри обладает тем же убеждением, как и его первое воплощение Доктора Гуза:
В один присест сильный слабого съест
Убеждение созданное животным началом, страхом быть съеденным: лучше не высовываться, быть хитрее, во всем искать выгоду, тогда и цел будешь.
В начале истории Захри не идет на помощь к своему брату и племяннику, отсиживаясь в укрытии.
Кстати, его брата зовут Адам, он является воплощением Адама Юинга из первой истории. Собственно, погибая Адам становится жертвой для исцеления Захри.
В первой же истории Адам Юинг выживает, а доктор Гуз погибает от удара сундука с золотом, что становится первым уроком для души персонажа Тома Хэнкса.
Во второй части его душа воплощается в виде портье в гостинице. Он укрывает у себя Роберта Фробишера, но забирает самое дорогое, что было у бедного музыканта - его жилетку.
В третьей части физик Айзек Сакс молчит о докладе, который скрывает тайну о саботаже ядерного реактора, но в момент, когда он влюбляется в Луизу Рей, обретает смелость и все же принимает верное решение.
Айзек Сакс является циником, он считает, что находится в немилости у Вселенной, высмеивал свою бывшую девушку, когда та рассказала ему про реинкарнации.
Но после встречи с Луизой он пишет слова:
Вера как страх или любовь - это сила, которую нужно постичь подобно теории относительности или принципу неопределенности - феноменам, определяющим ход нашей жизни. Еще вчера моя жизнь шла в одном направлении, сегодня устремилась в иное. Вчера я не думал, что сделаю то, что сделал сегодня. Эти силы способны преобразить пространство и время и формировать наши представления о самих себе начинают действовать до нашего рождения и продолжают после смерти. Наши жизни и наши решения подобны путям движения квантов осознаются ежемоментно. В каждой точке пересечения любая встреча предлагает новое потенциальное направление.
Любовь становится переломным моментом для героя.
И разве этот текст не похож на проповеди Сонми, которая вдохновлялась фильмом с участием его воплощения, а после ее слова оказали влияние на Захри?
По сути, Захри вспомнил самого себя из прошлого.
Однако, многих смущает вопрос, почему в третьей части он стал лучше, а в четвертой он вдруг опять бандит и преступник? Где же тот рост души?
Моя версия: в третьей части, если бы не чувство к Луизе, то он был бы таким же трусливым и отмалчивающимся персонажем, который ничего не говорит, потому что боится потерять работу.
И даже сделав что-то хорошее, его тут же убивают. И душа персонажа возвращается к тому же убеждению «сильный слабого съест». То есть разочарование в своей попытке быть лучше.
В пятой части нам ничего о нем неизвестно кроме того, что он становится актером, играющего Тимоти Кавендиша. То есть примеряет маску борца за свободу перед его главным воплощением.
В шестой истории Захри проходит путь свободы своей души. Он снова встречает свою любовь теперь в воплощении провидицы Мероним (Холли Берри). И как и в третьей части она ставит его на путь риска и изменений, в этот раз он не может довериться ей так легко, однако, в конце чувство все же берет верх.
И символом разрыва порочного круга отражается в фильме символично:
В первой части нам показывают, что доктор Гуз отрывает у Адама Юинга пуговицу с драгоценным камнем, этот же камень находит Захри в момент перед убийством брата. И в конце истории веревка с камнем душит Захри, но разрывается, освобождая его от Старины Джорджи.
Возможно, линия души героев Тома Хэнкса является самой главной, ведь все шесть историй работали именно на нее и привели к моменту исцеления самой непросвещенной. Начиная с дневников Юинга и заканчивая пророчеством Сонми, каждый раз новый герой воздействовал на душу персонажей Тома Хэнкса, что и привело к ее очищению.
Все линии героев - это интересный ход, который практически невозможно показать в книге, но зато в фильме одни и те же актеры показывают путь душ сквозь разные воплощения.
И творчество играет тут важную роль, оно является связующей нитью, хлебными крошками, по которым идут персонажи, передавая друг другу эстафету лидерства.
Важно, что никто из главных героев-воинов не является один в этой битве. Их всех окружают люди-единомышленники. Некоторые из них, кажется, даже более активные, кто-то из них вдохновляет, кто-то поддерживает и помогает главных персонажей.
Сам фильм заканчивается словами «Как Солженицын я буду трудиться в изгнании, но в отличие от Солженицына я буду не один». Это показывает, что один в поле не воин.
Действительно ли антагонисты являются чистым злом?
«Облачный атлас» показывает нам одни и те же души, которые связаны между собой сквозь разные воплощения. И где-то они ближе друг к другу, являются любовниками, членами семьи, а где-то лишь на миг пересекаются в баре, больнице или коридоре гостиницы.
В своих соприкосновениях души проходят важные для них пути, учатся, приносят себя в жертву для развития другого, а некоторые души выступают препятствиями и откровенными злодеями.
Но может ли душа быть злой по-настоящему?
В процессе подготовки к статье ко мне пришла книга «Крайон. Путешествие домой», где интересно описаны процессы взаимодействий внутри кластеров душ в разных воплощениях.
Книга описывает путешествие человека, который проходит через дома разных ангелов.
В одном из домов он встречает души из своего кластера. Они рассказывают ему, что между ними была договоренность, и кто-то из них пожертвовал своей земной жизнью для развития другой души. Но в этом и была одна из их задач, и в момент освобождения они радуются, что отлично все выполнили. И тогда человек испытал благодарность к ним за то, что сделали для него, в том числе что было больно принять.
Причем в книге в одной жизни души могли быть близкими родственниками, которые любили друг друга, а в прошлых воплощениях могли быть теми, кто предал и убил другого. В этом нет ни хорошего, ни плохого, но есть договоренности и рост душ, где за пределами воплощений все души любят друг друга и благодарны за земные деяния.
А потому хочется уделить внимание антагонистам.
Дух консерватизма и страх перемен
Персонажи Хьюго Уивинга во всех линиях являются воплощением порядка и отрицания всевозможных перемен.
Многие считают его плохим, причем настолько, что он был наказан, и в шестой части стал бестелесным духом старины Джорджи.
Но на самом деле, он является равновесной силой для всех наших героев, как и агент Смит для Нео.
По сути большинство людей мечтают о стабильности, порядке, боятся перемен, бесконечных форс-мажоров.
Как сказал Уинстон Черчилль:
Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума
И все высказывания персонажей Хьюго Уивинга касаются порядка:
В основе всего сущего лежит порядок. И те, кто пытается его нарушить крайне плохо кончают. У этого вашего движения нет будущего. Присоединитесь к нему и вся ваша семья подвергнется остракизму. В лучшем случае вы станете объектом насмешек и издевательств. В худшем - вас линчуют или распнут.
Эти слова были сказаны первым воплощением персонажа - отцом Тильды Юинг. А в пятой части его персонаж смотрит, как ее в воплощении Сонми ведут на казнь.
И каждый раз из воплощения в воплощение он борется за порядок, но каждый раз находятся смельчаки, готовые этот порядок нарушить, чтобы проложить путь свободе.
В конце концов сама природа не упорядочена, в ней главенствует хаос, а любой порядок сложенный человеком размывается волной как песочный замок и растапливается солнечными лучами как снеговик весной, ведя к энтропии.
Что же касается, его воплощения как Старины Джорджи, то едва ли это наказание.
Возможно, некоторые души в целом не согласны с воплощениями в теле, и стать духом для них - лучший исход событий. А эта душа сама по себе всей своей сутью показывает свой консерватизм на уровне духа, который внушает страх перемен. И этот дух часто сопровождает многих людей во все времена.
К тому же в шестой части нам показывают интересный диалог между Мероним (Холли Берри) и Захри (Том Хэнкс):
- Кто вызвал крушение, как ни старина Джорджи?
- Это предки
- Это все пустословие. У предков мудрость была. Они людей лечить могли
- У них была жажда. Жажда всегда сильнее мудрости
- Жажда? Жажда чего?
- Жажда большего
И вот здесь встает вопрос: борьба между порядком и хаосом, старым и новым может идти бесконечно. Но то, что по-настоящему разрушает мир, это жажда большего - жадность, которая заплатит любую цену, лишь бы получить столько золота, чтобы в нем утонуть как раджа в Золотой антилопе.
Система жажды большего
В «Облачном атласе» нам всегда встречался персонаж этой системы - герои Хью Гранта из жизни в жизнь представляли собой ярых представителей, которым выгодно сохранять старый строй, ведь прогресс ведет к разрушению привычных доходов: будь-то рабство или источники энергии.
И если герои Хьюго Уивинга были духом и защитниками старого строя, привычного порядка, то у Хью Гранта и были тем самым старым строем, представителями системы кровожадной системы жажды большего, без которого у героев не было бы шанса стать героями.
Вероятно, было бы интересней, если бы и герои-злодеи тоже были бы разными, но сюжет и так очень плотный на персонажей и их места в тех или иных линиях, поэтому авторы упростили задачу в понимании хотя бы здесь оставив роли героев Хью Гранта и Хьюго Уивинга без изменений.
И очевидно, если мир все же был разрушен, то вопрос стоит не только в договоренности душ, но в том выборе, который мы делаем на Земле.
И тогда слова Сонми звучат еще громче:
Мы не хозяева своих жизней. От рождения до смерти мы связаны с другими прошлым и настоящим. И каждый наш проступок как и каждое доброе дело рождает наше будущее.
Таким образом, все полотно «Облачного атласа» ведет к взаимосвязи душ, где мы выбираем путь своими поступками. И главная борьба, которая ведется - это за свободу своей души прежде всего от страхов перемен. А голосом этой свободы становится энергия творчества и созидания, рожденная сквозь боль и, конечно, любовь.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду благодарна за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу расти.
Если вы хотите отблагодарить и поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Также у меня есть ТГ канал, если интересно, заходите, буду рада вас видеть!