Найти в Дзене

Почему молитва это не медитация?

Молитва и медитация восточного или околовосточного типа. В сознании немалого числа людей это примерно одно и тоже. Есть, мол, у православных христиан практики медитативные, очень традициями перегруженные, язык, длина и сложность молитвенных текстов. Молитвой они это дело называют. И задачи у этой молитвы такие, психотерапевтические — успокоить, пульс стабилизировать, тревожность снять. Христиане же, когда им вот это все рассказывают, удивляются и говорят — Да НЕТ же, какая такая медитация, это молитва! Совсем другое! В чем же схожесть и различие? Слово «медитация» западно-европейское, с латыни, изначально понималось как «размышление» и было частью западной христианской практики. Но впоследствии, при встрече с восточными практиками «дхьяна», оно же чань/дзен и им подобными, европейцы эти практики тоже назвали словом «медитация». Впоследствии возникли и внерелигиозные медитативные методы, впрочем, не сколько внерелигизные, сколько из соответствующей традиции искусственно извлеченные. Сут
-2

Молитва и медитация восточного или околовосточного типа. В сознании немалого числа людей это примерно одно и тоже. Есть, мол, у православных христиан практики медитативные, очень традициями перегруженные, язык, длина и сложность молитвенных текстов. Молитвой они это дело называют. И задачи у этой молитвы такие, психотерапевтические — успокоить, пульс стабилизировать, тревожность снять.

Христиане же, когда им вот это все рассказывают, удивляются и говорят — Да НЕТ же, какая такая медитация, это молитва! Совсем другое!

В чем же схожесть и различие?

Слово «медитация» западно-европейское, с латыни, изначально понималось как «размышление» и было частью западной христианской практики. Но впоследствии, при встрече с восточными практиками «дхьяна», оно же чань/дзен и им подобными, европейцы эти практики тоже назвали словом «медитация». Впоследствии возникли и внерелигиозные медитативные методы, впрочем, не сколько внерелигизные, сколько из соответствующей традиции искусственно извлеченные.

Сутью медитативной практики, если обобщить, является вызывание у человека особого измененного состояния сознания (ИСС), транса, в котором созерцаются или ощущаются самые разные, в зависимости от деталей практики, явления. Или наоборот, отсутствие обычных элементов мировосприятия.

Главным является именно упор на самом человеке, на искусственном достижении особого состояния собственными усилиями. Цели могут быть очень различными. Католики могут создавать у себя ощущение Страстей Христовых, ощущая себя на кресте, как Господь, несущими Крест и прочее. Буддисты могут медитировать на пустоту, желая состояния самадхи. Даосы мысленно сливаться с Дао-Вселенной… Техники могут включать в себя как чисто мысленные упражнения, так и произнесение мантры, некой фразы, которая помогает добиваться нужного ИСС, физические упражения, всевозможные провокации сознания, испугом, близостью лица противоположного пола... И так далее.

Похоже на молитву? Практики произнесения мантры внешне похожи на практики Иисусовой молитвы, и здесь и там многократное произнесение некой короткой фразы, сосредоточение, похоже, а?

Но на самом деле, это совершенно различные вещи, имеющие лишь внешнее сходство. Медитация направлена на самостоятельное изменение сознания человека, своими усилиями. Человек занимается с помощью медитативных психо-физиологических упражнений управлением своим сознанием. И, собственно, все. Он сам себя вводит в соответствующее состояние и ощущает то, что сам хотел ощущать, сам себя нужным образом настроил, запрограммировал.

Для молящегося все это будет ГРУБЕЙШЕЙ ОШИБКОЙ, ведущей к самообману прелести. Молящийся внимает именно словам молитвы, ее смыслу, с максимальным вниманием, «заключает ум в слова молитвы». Текст молитвы, ее содержание, имеет важнейшее значение, ведь молящийся говорит эти слова Богу, Богородице или святому, а вовсе не пытается войти в ИСС, не управляет таким способом своим сознанием. (мантра же имеет главным значением звучание, тон, который помогает вызвать транс. Измени смысл до обратного, но сохрани звук, ничего не измениться).

И даже созерцательные практики высших степеней Иисусовой молитвы это вовсе не о самостоятельном введении себя в особые видения. Совершенно наоборот. Это Бог отрывает Себя в неком опыте Откровения подвижнику. Открывает лишь по Своей Воле, как земной царь может вызвать к себе отличившегося поданного для беседы. Молитва лишь обращение к Богу, но не непосредственная причина Откровения.

Потому главное отличие:

  • Медитация — самонастройка человека, желание особых способностей и ощущений/видений.
  • Молитва — разговор и обращение с Богом, связь с Богом, ответ возможен по воле Бога. Никаких желаний особых ощущений/видений и прочего человек в себе не вызывает, сие есть явная ошибка.

А еще. Поскольку человек медитирующий настраивается на ИСС, то бесы ему все желаемое быстро предоставят — и ведения покажут и ощущения интересные вызовут. Только душу тем губить будут… Потому практически все, что рекомендуют гуру медитации есть запрещенное в молитве.

Моляться люди, а демоны видения и ощущения предлагают. Те самые, что можно самому себе выпросить медитативно.
Моляться люди, а демоны видения и ощущения предлагают. Те самые, что можно самому себе выпросить медитативно.