Найти в Дзене

Будем надеяться, что Смерть подошла из любопытства: живопись Яниса Розенталса

Янис Розенталс (1866-19160 - латышский художник, один из создателей латышской школы живописи. В этом обзоре посмотрим на его живопись. "Принцесса и обезьяна" - сатирическая картина на тему сходства девушки, гонящейся за модой и обезьяной. Хотя можно этот образ и по-другому трактовать: девушка играет мужчинами как ручными животными, которых гипнотизирует блеск ее украшений. Хотя девушка смотрит на обезьяну свысока, она, по большому счету, занимается игрой не по возрасту. Картина "Принцесса и обезьяна" считается у художника ярким примером живописи Модерна. А колористически это совершенно нехарактерная для Розенталса картина. Художник любил белые оттенки, они у него так или иначе присутствуют во всех работах ниже: Интересный тип внешности - упрямый, взгляд, изучающий зрителя, забавно, что девушка не кажется хрупкой - скорее наоборот - но ее женственность художник подчеркнул розовой блестящей блузкой. Образование художник получал в Санк-Петербурге, учился передвижника Владимира Маковского
Янис Розенталс, "В мечтах"
Янис Розенталс, "В мечтах"

Янис Розенталс (1866-19160 - латышский художник, один из создателей латышской школы живописи. В этом обзоре посмотрим на его живопись.

Янис Розенталс, "Принцесса и обезьяна"
Янис Розенталс, "Принцесса и обезьяна"

"Принцесса и обезьяна" - сатирическая картина на тему сходства девушки, гонящейся за модой и обезьяной. Хотя можно этот образ и по-другому трактовать: девушка играет мужчинами как ручными животными, которых гипнотизирует блеск ее украшений. Хотя девушка смотрит на обезьяну свысока, она, по большому счету, занимается игрой не по возрасту. Картина "Принцесса и обезьяна" считается у художника ярким примером живописи Модерна.

А колористически это совершенно нехарактерная для Розенталса картина. Художник любил белые оттенки, они у него так или иначе присутствуют во всех работах ниже:

Янис Розенталс, "Женский портрет"
Янис Розенталс, "Женский портрет"

Интересный тип внешности - упрямый, взгляд, изучающий зрителя, забавно, что девушка не кажется хрупкой - скорее наоборот - но ее женственность художник подчеркнул розовой блестящей блузкой.

Образование художник получал в Санк-Петербурге, учился передвижника Владимира Маковского. А в целом мне живопись Розенталса напоминает о финской, шведской, норвежской, датской живописи того же времени, а также и некоторую русскую живопись - в общем, художник из Латвии тяготел к североевропейской живописи.

Выше мы видим портрет финской певицы Элли Форсселл работы Розенталса, и помимо того, что он мастерски нарисован, а Форсселл приятная молодая девушка, портрет представляет исторический интерес. Элли Форсселл стала женой Розенталса, а также его музой.

Об Элли Форсселл есть роман Саары Вахерйоки-Хонкалы "Кораблекрушение мечты", в котором рассказывается, что, например, у художника уже в браке с Элли Форсселл были отношения с финской писательницей Айно Каллас, и Форсселл простила их мужу, но не Каллас. Я об этом тут рассказываю потому, что несколько раз уже наткнулся на такое мнение, что Элли Форсселл была единственной женщиной художника и оказала огромное влияние на его творчество - и это, наверное, так, однако не все было просто.

Так или иначе, Элли Розенталс организовала обширную переписку и художественный салон в Латвии с множеством финских деятелей культуры, который посещал знаменитый художник Аксели Галлен-Каллела.

Янис Розенталс, "Мать и дитя"
Янис Розенталс, "Мать и дитя"

Выше опять Элли Форсселл-Розенталс, эта знаменитая литография с женой и ребенком (а всего детей было трое) существует в нескольких вариантах. Обратите внимание, что главное, центр, художник выделяет белым цветом.

Картина Яниса Розенталса
Картина Яниса Розенталса

Выше мы видим пример фигуры кисти Розенталса, отсылающий, как мне кажется, к живописи Возрождения, к Боттичелли, например. Очень красивая линия у художника.

А ниже представлены две "белые" картины художника, очевидно. этот цвет имел для него символическое значение.

Янис Розенталс, "Сборщица ягод"
Янис Розенталс, "Сборщица ягод"

Мои ассоциации с белым Розенталса: чистота, спокойствие, флегматичность, свет, воздух, молоко, туман, прохлада. Оссобенно когда этот белый дополняется мяно-зелеными и чайными оттенками. Да, пожалуй, его картиным могут напоминать травяные настои - и когда вы на них смотрите, они оказывают терапевтическое расслабляющее воздействие. На баррикаду после Розенталса не хочется.

Картина Яниса Розенталса
Картина Яниса Розенталса

А вот в картине ниже мы чувствуем совсем другое настроение, тело девушки тонально почти сливается с фоном, и прежде всего в глаза бросается белая драпировка - которую, если честно, хочется смахнуть в сторону, и я думаю, художник добивался именно такого воображаемого жеста от зрителя.

Картина Яниса Розенталса
Картина Яниса Розенталса

Закончить этот обзор я хочу пронзительной картиной "Смерть" ниже. Не совсем понятно, жив ребенок или мертв, но будем надеяться, что Смерть подошла из любопытства. Кстати, обратите внимание, что и ребенок, и Смерть в белом, символы начала и конца жизни: рождение - точка отсчёта, а смерть - точка завершения, то есть мы имеем дело с протяженностью во времени. Так что еще одна моя ассоциация с белым Розенталса - это время как явление.

Янис Розенталс, "Смерть"
Янис Розенталс, "Смерть"

Спасибо за внимание!

К сожалению, правила данной площадки не позволяют мне выкладывать абсолютно любые живописные произведения, поэтому я приглашаю вас также и в мой телеграм-канал с дополнительными материалами - Целая Бочка Вина и Живописи.

Также нажмите 🔔 - чтобы получать уведомление о каждом моем обзоре!