Найти в Дзене
kino-and-more

"Бульвар Сансет": жизнь после славы и разбитые надежды Голливуда

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950) Однажды сценарист Джо Гиллис случайно (ночью сломалась машина, на которой он удирал от тех, кто сдал ему эту машину в прокат) попадает в особняк, выглядящий роскошно и полузаброшенно. Он напоминает особняк мисс Хэвишем из романа Диккенса "Большие надежды" и немного дом из "Психо" Хичкока. В особняке живет забытая звезда немого кино Норма Десмонд со своим верным дворецким. Она быстро берет сценариста в оборот и "принимает на работу" - он должен слегка поправить написанный ею гениальный сценарий, по которому потом будет снят великий фильм с ней в главной роли. «Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950) Джо понимает, что никакого фильма не будет, а Норма живет в иллюзиях, но не отказывается. Постепенно он попадает под ее влияние и становится альфонсом. Несмотря на то, что в его жизни появляется симпатичная девушка, с которой он пишет совместный сценарий - по душе, а не за деньги, отказаться от безбедной жизни в особняке у него не хватает сил. «Сансет бул
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Однажды сценарист Джо Гиллис случайно (ночью сломалась машина, на которой он удирал от тех, кто сдал ему эту машину в прокат) попадает в особняк, выглядящий роскошно и полузаброшенно. Он напоминает особняк мисс Хэвишем из романа Диккенса "Большие надежды" и немного дом из "Психо" Хичкока. В особняке живет забытая звезда немого кино Норма Десмонд со своим верным дворецким. Она быстро берет сценариста в оборот и "принимает на работу" - он должен слегка поправить написанный ею гениальный сценарий, по которому потом будет снят великий фильм с ней в главной роли.

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Джо понимает, что никакого фильма не будет, а Норма живет в иллюзиях, но не отказывается. Постепенно он попадает под ее влияние и становится альфонсом. Несмотря на то, что в его жизни появляется симпатичная девушка, с которой он пишет совместный сценарий - по душе, а не за деньги, отказаться от безбедной жизни в особняке у него не хватает сил.

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Норма же, эгоцентричная, нарциссичная, привыкшая к славе и обожанию, к мешкам писем от поклонников, отчаянно тоскует по испарившейся славе. Она просто не принимает новую действительность и воспринимает происходящее как досадное недоразумение, которое вот-вот исправится, и она снова будет в центре внимания, на пьедестале, в свете софитов, главной Звездой!

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Режиссер Билли Уайлдер, снявший "Бульвар Сансет" в 1950-м, попал в самое яблочко. Ведь в 1940-х годах произошла смена эпох в Голливуде. Звуковое кино окончательно победило кино немое, и почти все старые звезды были выброшены за борт ("сборошены с корабля современности" - как сказали бы футуристы). К тому же они еще и постарели, что для актера в те времена, а особенно, для актрисы, было просто недопустимым!

«Норма, тебе уже 50, повзрослей же ты, наконец. Нет ничего ужасного в том, что тебе 50… если только не пытаться выглядеть как в 25!».
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Очевидно, что и похождения сценариста-неудачника - это отражение происходившего с самим Билли Уайлдером на заре его карьеры. Сколько отказов ему пришлось получить, прежде чем стать знаменитым, сколько раз оставалось лишь надеяться на лучшее и не терять чувства юмора. В фильме возмущенный Джо говорит продюсеру, который забраковывает его сценарий:

"— Вы бы и "Унесенных ветром" в корзину отправили!
— Я так и сделал, я сказал: "Зачем нам еще одна картина о гражданской войне?"

"Бульвар Сансет" показал ситуацию в Голливуде почти документально. В нем, кроме современных актеров, сыграли угасшие звезды, некоторые - в роли самих себя, например, актеры-гости Нормы, которых сценарист Джо называет восковыми куклами. Они, богачи и миллионеры, не захотели меняться, и потому стали символами отжившей эпохи.

«Нам не нужны были слова, у нас были лица».

Это ли не трагедия? Хотя преподносится она с иронией.

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

А сама Норма будто бы сливается с актрисой Глорией Свенсон, сыгравшей ее. Свенсон была настолько популярна в 1920-х, что женщины копировали не только ее платья, но даже родинку на подбородке, рисуя себе такую же. Ей присылали по 10 тысяч писем в неделю, она крутила романы и блистала на главных голливудских вечеринках. И после всего этого она тоже оказалась не у дел. Из забвения ее выдернул режиссер Билли Уайлдер, предложив роль, от которой уже отказались Грета Гарбо, Мэри Пикфорд и Пола Негри, а вот Глория согласилась. Оценить смелость этой женщины вы можете, посмотрев "Бульвар Сансет".

В целом "Бульвар Сансет" - это стильная нуарная драма, приправленная сатирой, вне времени. Хотя воспринимать ее нужно в контексте. У современных актрис все-таки больше шансов остаться в обойме, чем у звезд немого кино.

«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)
«Сансет бульвар» (Sunset Blvd., 1950)

Спустя двадцать лет Уайлдер снимет еще один фильм о не желающей стареть звезде - "Федора", уже цветной. Я нашла в нем немало параллелей с "Субстанцией".

А еще сюжет о женщине, живущей прошлым в некогда роскошном особняке, напомнил мне "Серые сады" с удивительной историей Эди Большой и Эди Маленькой: