Обзор данного набора 2011 года следует начать с его названия, которого на самой коробке не найти. А вот лингвистические упражнения в нашем случае уместны. Попробуем разобраться
В базах данных в наименовании набора используется слово "commuter", ближайшим аналогом которого является "пассажир дальнего следования". Слово часто используется при разговоре на тему железнодорожных и авиационных маршрутов. Но у него есть ещё одно значение (или точнее - оттенок значения), имеющий в виду такого пассажира, который регулярно преодолевает определённые расстояния, чтобы добраться до работы. Например, речь идет о тех, кто живет в пригороде, но вынужден ехать местной электричкой до центра города.
Отсюда и иное смысловое значение слова: небольшая авиакомпания, которая регулярно перевозит пассажиров на относительно короткие расстояния. То есть расстояния небольшие, но важна, видимо, их цель. Вот это последнее обстоятельство роднит тот самый commuter с привычными нам частными или, как принято часто говорить, бизнеса перелетами. Потому я бы назвал этот набор Private Jet. Но возможно это только мои попытки.
Я бы с удовольствием посмотрел страницу High Life, True Blue, Inflight или другого европейского рекламного авиа журнала за 2011 год. Это пролило бы свет на мои сомнения с названием набора. Ведь купить его можно было только на борту самолёта, выбрав среди прочих предлагаемых сувенирных позиций. В свободную продажу набор не поступал.
Нужно признать, что рассматриваемая модель - не единственная среди сувениров, выпущенных компанией LEGO для реализации на борту авиалайнеров. В разное время свет увидел добрый десяток моделей, который из-за региональных особенностей смело можно умножать на два. Некоторые похожие модели отличались только наклейками авиакомпаний, хотя представляли собой одну и ту же модель. Но - распространялись по-разному, оттого и привлекавшие путешественников. Таков, например, набор 2003 года с артикулом 4032, выпущенный как часть серии World City.
Но даже беглый взгляд на коробки этих наборов показывает, что итоговая модель 7696 отличается от своих предшественников, хотя и имеет с ними много общего в дизайне.
В наборе 108 LEGO элементов, пара из которых размещена отдельно от пластиковых пакетов. Решение несколько странное, учитывая, что сами пакеты не имеют нумерацию и для сборки набора нужно рассыпать на рабочей поверхности все детали разом. Из моего прошлого опыта точно могу сказать, что собирать набор из такого количества деталей за столиком на борту самолета можно, но не совсем удобно. Может этим и объясняется, что модели подобного рода довольно часто появляются в продаже в запечатанных коробках?
Инструкция набора повторяет дизайн коробки (транспортировочной упаковки). Здесь же имеется пара наклеек для декорации хвостовой части нашего самолета (кстати, кто не знает, но Jet в переводе с английского как раз и означает самолет, так что не Airplane единым обогащайте лексику). Но я не стал использовать наклейки при сборке набора.
Без декоративного оформления хвоста самолет нисколько не теряет во внешнем виде. Общее настроение задается формой борта и используемыми деталями темно-синего цвета. Они отсылают к тематике полицейских, если честно. Хотя тот же прием использовался в наборе 1998 года с артикулом 2532 или в наборе 1994 года с артикулом 1775. А вот собственно в полицейской версии 1992 года (артикул 1895) такие полоски выполнены в черном цвете.
Кстати, визуальное сравнение упомянутых моделей с рассматриваемым набором показывает стремление компании использовать детали различных пресс-форм при сборке похожих моделей. Реализованы в них и различные дизайнерские решения, например, той же хвостовой части или выбранной длины судна. Все это позволяет расширить ваш авиапарк. При этом я не вижу принципиальных различий в самой технике конструирования этих собратьев. Но и не могу однозначно утверждать, что сборка является тождественной, так как прочие из названных моделей в руках не держал.
Зато держал эту и могу точно сказать, что мне очень нравится ее лаконичный внешний вид. Я не совсем понимаю назначение этих синих элементов, размещенных фактически по центру крыльев. Но они не мешают целостному восприятию модели. Единственная мысль, что приходит в голову, - в этих капсулах прячется механизм управления закрылками. Во время взлета и посадки крыло самолета изменяет свою форму - выдвигаются закрылки. Так вот эти закрылки должны на чем-то держаться. И это "что-то" спрятано в этих капсулах. А эти самые капсулы на крыле, вероятно, являются обтекателями конструкции закрылок. Иного объяснения у меня нет. А их наличие в наборе является относительно новаторским решением компании для моделей такого формата.
Модель самолета пропорциональна во всех своих частях. Особенно мне нравится вид сверху. Самым строгим и интересным для меня здесь являются турбины. Сейчас расскажу то, о чем никогда и не думал.
Расположение двигателей (турбин) в самолёте зависит от задач и условий эксплуатации. Универсального решения не существует, есть оптимальные варианты для конкретных задач. Для массовых пассажирских перевозок турбины ради удобства эксплуатации и равномерного распределения нагрузки размещают под крыльями самолета. Однако такое низкое расположение предъявляет особые требования к взлётной полосе, поскольку турбины засасывают большое количество мусора внутрь. Недостаток пространства под крылом ограничивает и размер двигателя. В то же время это не сказывается на характеристиках самолета и его летных возможностях, поскольку двигатели под крыльями находятся в "невозмущённом потоке", вне зоны, где обычно образуются завихрения воздуха, поэтому работают более эффективно.
Однако в нашей модели мы видим размещение турбин на хвосте, что характерно для региональной авиации и бизнес-джетов. Получается, что название набора в полной мере соответствует собранной из комплекта деталей модели. Тем самым улучшается общая аэродинамика крыльев, но есть проблемы распределения нагрузки. Да и при отказе двигателя оставшийся мотор создаёт мощный разворачивающий момент - самолёт начинает крутиться вокруг вертикальной оси. Эту ситуацию вполне можно повторить в игре с собранной моделью.
При этом пресс-формы компании учли ещё один очень важный момент. Дело в том, что по общему правилу турбовинтовые двигатели (с пропеллерами) в хвостовую часть самолёта никогда не ставили - обычно используют турбовентиляторные (реактивные) двигатели. И именно такое решение реализовано в этой модели.
Одно из удобств обозначенного размещения турбин является тихий шум в салоне. А что еще нужно при недолгих перелетах? Разве что ограничение количества пассажиров. Но именно эту возможность и дарит подобного рода авиатранспорт. Вместо сотен пассажиров – всего 6-19 человек. Это как VIP-вечеринка в небе. Никакой толкучки, очередей и случайных попутчиков. Только вы и ваши близкие. Личное пространство обеспечено скромным количеством посадочных мест. В собранной модели я насчитал их ровно два. Да и то они фактически условно выделены во внутреннем убранстве салона. Если следовать тому, что в наборе всего две минифигурки, то место для размещения пассажира и вовсе окажется одно. Оно соответствует углублению размером 2х2 штырька, что достаточно для усадки одной фигурки. Позади в хвостовой части салона имеется место для размещения багажа, а в комплект деталей предусмотрительно положили чемодан.
Аналогично устроено и место в кабине пилота. Единственное отличие состоит в том, что пилота разместить в кабине - задача не из простых. Доступ в салон "открывается" за счет отбрасывания едва ли не половины одного из боковых корпусов самолета. Но вот кабину такое конструкторское решение не затрагивает. В итоге вам придется проявить сноровку, чтобы пилот занял свое место. Благо что здесь предусмотрена современная бортовая система навигации, и наверняка имеется режим автопилота.
А еще отмечу, что эта модель, при нежелании сохранить ее в собранном виде, станет неплохим ресурсом двух вариантов окон, что позволит собрать пусть небольшой, но домик, где-нибудь на берегу речки.
Фигурки набора не отличаются особыми изысками и встречались в различных вариантах неоднократно. Модель в целом выполнена в масштабе минифигурки. Где-то я встречал пояснения, что для такого масштаба характерны следующие показатели: обычные автомобили шириной в пять штырьков, внедорожники и фургоны - шесть штырьков, поезда, самолеты и корабли - восемь штырьков. Но если честно, сама компания LEGO нигде и никогда не давала указаний и разъяснений, что такое масштаб минифигурки. Единого масштаба для построек и техники не существует. Какой масштаб вам больше подходит, зависит от того, что вы хотите с ними делать. Минифигурки имеют непропорциональные тела, и совместить их пропорции с достойным внешним видом собираемой вами не всегда возможно. В то же время LEGO энтузиасты отмечают, что для соблюдения масштаба важно, чтобы фигурки были примерно одинаковой высоты по сравнению с транспортными средствами.
Как видим, в нашем самолете это требование соблюдено, хотя и речь здесь идет не про легковые автомобили. Но совместное расположение самолета и фигурок набора выглядит гармоничным.
При сборке важно правильно расположить шасси. Дело в том, что если их ориентировать не в соответствии с инструкцией, то самолет потеряет устойчивость. Пожалуй, это едва ли не первый раз в моей практике сборки наборов, когда отступление от инструкции чревато серьезной проблемой. Но это же аргументирует мой любимый тезис о том, что задача инструкций - показать возможные варианты сочетания LEGO элементов. Считайте, что это учебник по конструированию. И вот таких нехитрым способом компания учит начинающих строителей обращать внимание на характеристики предлагаемого ассортимента деталей.
Из приятных мелочей - наличие сигнального света на днище самолета. В небольшом наборе можно было бы и проигнорировать.
После того как я собрал модель, насмотревшись на возможных конкурентов нашего набора, решил попробовать разместить турбины под крыльями. А ведь получается и в таком варианте совсем не дурно. Возможно, стоит заменить только серые крепления по бокам от хвоста - именно к ним крепятся двигатели. Но как минимум пара разных внешне самолетов вполне может получиться при приобретении двух наборов. А если купить их несколько, то можно еще и хвостовую часть немного изменить, разместив, например, задние крылья. Кстати, узнал также, что этот элемент самолета называется хвостовым оперением, и конструктивно выполняет функции стабилизатора и руля высоты.