Найти в Дзене

Великие Самоделкины.

Великие Самоделкины. Это без всякой тени иронии. Яхтенный мир и его многообразие всё больше поражают начинающего яхтсмена по мере погружения в него. Проходя свой путь познания через обучение в яхтенной школе и осваивая морские акватории походами на арендованных яхтах, он сначала мало подозревает о бесконечности и многообразии яхтенного мира. Мира парусов. Некоторые, если позволяет достаток, приобретают собственные яхты и становятся судовладельцами, внезапно для себя открывая мир неограниченной свободы, который для них даёт море. Рис. 1 Самодельная стальная яхта из Владивостока, которую построил яхтенный капитан Андрей Попович сам , правда по проекту профессионального дизайнера. Но проект стоил сравнительно не дорого. Об этом и многом другом далее. Но есть и другие, чей бюджет ограничен, а жажда и тяга к морю и парусам заставляет действовать несмотря ни на что. Последние строят яхты самостоятельно и уходят на них на реки, озёра, в моря и океаны. Эти «самоделки» отличаются от яхт, сери

Великие Самоделкины. Это без всякой тени иронии.

Яхтенный мир и его многообразие всё больше поражают начинающего яхтсмена по мере погружения в него. Проходя свой путь познания через обучение в яхтенной школе и осваивая морские акватории походами на арендованных яхтах, он сначала мало подозревает о бесконечности и многообразии яхтенного мира. Мира парусов. Некоторые, если позволяет достаток, приобретают собственные яхты и становятся судовладельцами, внезапно для себя открывая мир неограниченной свободы, который для них даёт море.

Рис. 1 Самодельная  стальная яхта из Владивостока, которую построил яхтенный капитан Андрей Попович сам , правда по проекту профессионального дизайнера. Но проект стоил сравнительно не дорого. Об этом и многом другом далее.
Рис. 1 Самодельная стальная яхта из Владивостока, которую построил яхтенный капитан Андрей Попович сам , правда по проекту профессионального дизайнера. Но проект стоил сравнительно не дорого. Об этом и многом другом далее.

Но есть и другие, чей бюджет ограничен, а жажда и тяга к морю и парусам заставляет действовать несмотря ни на что. Последние строят яхты самостоятельно и уходят на них на реки, озёра, в моря и океаны. Эти «самоделки» отличаются от яхт, серийно выпускаемых известными верфями, которые на первых порах узнают многие яхтсмены. Однако «самодельные» яхты вполне надёжны и мореходны и нередко превосходят по своим качествам серийные. В большинстве своём люди не рискуют разрабатывать собственный проект яхты, а строят по проектам профессиональных инженеров конструкторов-проектировщиков, или как теперь принято говорить: яхтенных дизайнеров. Такой проект, документация и консультации к нему вполне доступны по цене для «самодельщика».

Рис.2       Дело начинается с бумажной мечты.
Рис.2 Дело начинается с бумажной мечты.

Дело остаётся за малым: где и как строить яхту (на даче, рядом с загородным домом, на какой-то другой производственной площадке, часто под открытым небом с крышей-пологом из полиэтилена). Сколько этому времени удастся уделять. Нужно ли привлекать для работ кроме себя сторонних работников, с какой оплатой и на какое время и на какие технологии ические операции.

Рис. 3 Навес под которым построили 40 футовую яхту в Австралии. Примитивный стапель для сборки корпуса. Такие примеры есть и в России.
Рис. 3 Навес под которым построили 40 футовую яхту в Австралии. Примитивный стапель для сборки корпуса. Такие примеры есть и в России.

Есть конструкторские (дизайнерские) фирмы с устоявшейся репутацией, зачастую они не только зарабатывают техническую документацию. Они нередко и их дилеры-подрядчики выпускают и продают наборы деталей конструкции: переборки, шпангоуты, флоры, раскроенные листы обшивки и пр. Заказчик просто собирает корпус яхты, из полученных деталей по обозначенной в чертежах технологии.

Рис. 4 Выкройки - заготовки внутренних переборок корпуса
Рис. 4 Выкройки - заготовки внутренних переборок корпуса

У некоторых дизайнерских бюро есть представительства во многих странах, в том числе и в России, которые отвечают за поставку комплекта чертежей и технической документации и при необходимости конструктора- набора деталей «сделай сам».

Рис. 5 Внутренняя переборка корпуса яхты
Рис. 5 Внутренняя переборка корпуса яхты

Лодки, которые таким образом производятся, имею различные размеры и назначение: от пластиковых и фанерных каноэ и байдарок, лёгких лодочек-швертботов для прибрежных прогулок и больших каютных катеров (яхт) для морской рыбалки и путешествий, до больших комфортабельных яхт из стали или пластика, точнее из фанеры и стеклопластика, для кругосветных путешествий.

Рис. 3 Стальная экспедиционная яхта известного российского кругосветчика Невзорова Андрея. Не первая яхта в его яхтенной судьбе.
Рис. 3 Стальная экспедиционная яхта известного российского кругосветчика Невзорова Андрея. Не первая яхта в его яхтенной судьбе.

Наиболее известные и зарекомендовавшие себя на этом поприще дизайнеры и компании.

Курт Рейнике (Германия) имеет линейку проектов яхт, корпуса которых собираются из листовой стали. Наиболее известный проект «Гидра» с обшивкой корпуса, состоящей из плоскостей, собранных в гранёную конструкцию ( так называемые обводы корпуса типа "Шарпи") Яхты этого проекта успешно ходят по морям океанам не одно десятилетие. Наибольшее количество яхт прописано в Европе, есть немалое количество и в России. Российские яхтсмены познакомились с этим дизайнером ещё в прошлом веке, в советское время, по его книге «Постройка яхт», переведённой на русский язык. Книгу постараюсь прикрепить в комментариях. Последние годы дизайнер занимается проектам яхт из аллюминия. Мне попадался не так давно его проект, когда дизайнер создал комбинацию из стального корпуса и стеклопластиковой палубы и рубки.

Другой, не менее известный и популярный южноафриканский конструктор-дизайнер Дадли Дикс (Dudly Dix Yacht Design) https://dudleydix.blogspot.com/2020/ . Теперь главный офис его дизайнерского бюро размещается в США. Бюро имеет представительства в разных странах, в том числе и в России. Дадли Дикс лет двадцать уже как переехал в США, подобно семейству Илона Маска, из-за смены политической обстановки в ЮАР. Наибольшее число прикреплённых к настоящему тексту фото деталей для сборки яхт именно имеют отношение к его проектам. Российским любителям парусов Дадли Дикс известен по проекту яхточки "Арго". В России эти яхточки не однократно строились по этому проекту и счастливо эксплуатировались.

Рис. 4. Яхточка "Аргоша" на ходу под парусами
Рис. 4. Яхточка "Аргоша" на ходу под парусами

Здесь частности в статье ранее были размещены фото деталей яхты , 40 ft Pasion X, построенной в Австралии.

Рис. 5 Самодельная яхта Pasion X по проекту  Дадли Дикса у причала
Рис. 5 Самодельная яхта Pasion X по проекту Дадли Дикса у причала

Наиболее известный проект Дадли Дикса, реализованный в РФ, стальная парусная шхуна «Чава» из Владивостока яхтенного капитана Андрея Поповича. Яхта многократно пересекала Тихий Океан и сейчас в строю, ходила в Новую Зеландию и на острова Тихого океана. Очень часто яхтенные капитаны, пересекающие океан рано или поздно просто не могут жить в одном месте. Сейчас Андрей пересёк Тихий океан. Обогнул мыс Горн, и причалил в Уругвае, я полагаю не на долго, интервью с ним можно смотреть здесь: https://m.dzen.ru/video/watch/68e8ee71a8de7368cf18298f?share_to=telegram. Материалы по яхте Чава от самого капитана можно смотреть здесь https://abc-yachts.ru/chava-stalnaya-yaxta-po-proektu.../ http://www.chava.ru/

Рис. 6 Кругосветчик Виктор Аркадьевич Языков и его уникальная (умная)  яхта "Дочь ветра"
Рис. 6 Кругосветчик Виктор Аркадьевич Языков и его уникальная (умная) яхта "Дочь ветра"

Нельзя не упомянуть замечательный уникальный проект российского яхтсмена кругосветчика Виктора Аркадьевича Языкова . Яхта "Дочь ветра" построенная на домашней "верфи" в поселке Лазаревское под г. Сочи не однократно совершала успешные кругосветные экспедиции. Недавно вокруг света на этой яхте обошёл известный российский яхтсмен ученик Виктора Языкова Виталий Елагин из Геленджика. Конечно Виктор Языков далеко не новичок в парусном спорте, но проектирование и постройку яхты он осуществил самостоятельно, практически в одни руки, за счет своих небольших средств. На нашей учебно познавательной ленте есть статья "Умная яхта "Дочь ветра". В чём её уникальность" https://dzen.ru/a/ZWce9YhBDW9KtB6g

Было бы непростительным не упомянуть кругосветные экспедиции Евгения Александровича Гвоздева на его самостоятельно построенных микро яхтах. Причем одна из яхт была им построена в обычной квартире на пятом этаже обычного серийного пятиэтажного дома в Махачкале.

Рис 7.Яхтсмен Кругосветчик Гвоздев Евгений Александрович и одна из его яхт Саид после нелёгких кругосветных испытаний.
Рис 7.Яхтсмен Кругосветчик Гвоздев Евгений Александрович и одна из его яхт Саид после нелёгких кругосветных испытаний.

О жизни и феноменальных кругосветных экспедициях Евгения Александровича Гвоздева есть много информации в интернете. Кому интересно можно почитать и посмотреть. На взгляд современного потребителя парусных круизов такой минимализм ничем не оправдан , он скорее для монахов, чем для "нормальных" людей. Евгений Гвоздев был одержим морем и вполне счастлив в этом своём общении с ним. По словам одного из земляков, который знал яхтсмена при жизни: "Евгений Александрович был человеком неограниченной внутренней свободы, в самом высоком понимании этих слов". Каждый эту информацию может найти сам, но я прикрепляю ссылку https://yandex.ru/search/?text=Евгений+Александрович+Гвоздев&clid=2270455&suggest_reqid=77487984188577088141560344271713&banerid=6302000000:668181cf15d94246e5518318&win=669&

Среди курсантов, прошедших обучение в нашей академии, нужно отметить «самодельные» яхты и катера яхтенного капитана Игоря Бутовского с острова Сахалин. Сначала парусная каютная яхта из алюминиевого сплава 27 ft. Затем моторный морской катамаран из алюминия. И в конце концов стальная парусная шхуна около 40 ft была построена по проекту известного дизайнерского бюро Брюса Робертса из США. Яхта очень похожа на "Чаву", но к сожалению её фото я не нашёл в своём архиве.

Рис. 7. 27-ми футовая сварная яхта из листов алюминия нашего курсанта Игоря бутовского из Южно-Сахалинска.
Рис. 7. 27-ми футовая сварная яхта из листов алюминия нашего курсанта Игоря бутовского из Южно-Сахалинска.

На первой самостоятельно построенной 37-ми футовой парусной яхте Сахалинский судостроитель не остановился, построил моторный катер - катамаран, для рыбалки в море, а затем 40 футовую стальную яхту по проекту Брюса Робертса

Среди читателей нашей ленты есть особый само стройщик, который построил яхту, пошил, паруса , сделал мечту и гик, многие детали и части оборудования собственными руками. Чтобы оптимизировать расходы на постройку, калькуляцию расходов он также тщательно фиксировал. Им опубликован интереснейший и подробный дневник судостроителя. Всю навигацию 2025 г. онтпутешествовал на своей яхточке о чем написал и опубликовал отчёты. Знакомьтесь телеграмм канал «Я люблю лодки»: https://dzen.ru/suite/fb7d7f83-6b8f-4101-bb79-19f65b307881

Рис. 8 Лёгкая речная яхта с поднимаемым килем шветром - швертбот "Огонёк" . В 2025 году отходила свою первую навигацию
Рис. 8 Лёгкая речная яхта с поднимаемым килем шветром - швертбот "Огонёк" . В 2025 году отходила свою первую навигацию

Пожалуйста смотрите фото и ссылки, скорее всего вам будет интересно. Тема самостоятельного строительства яхты отнюдь не характерна для России, а вот за нашими рубежами, как ни странно, многие десятилетия не затухает и находит своих новых приверженцев.

Нельзя сказать, что российские энтузиасты индивидуального яхтостроения так уж беззащитны.

Так параллельно упомянутому строительству яхты "Огонек" удалось совершить я бы сказал глобальный организационно - юридический шаг.

Группа единомышленников из 3-х человек во главе со строителем яхты "Огонек" перевели стандарт ISO 12217-2 (парусные суда 6 м и более). Перевод уже прошёл экспертизу в Техническом Коммитете ТК-5 и направлен в Росстандарт. Так что можно надеяться, что скоро вступит в силу стандарт, который позволит самостройщикам оценивать и подтверждать качество своих судов, что станет решающим при регистрации их уникальных творений в ГИМС и т.п. "Оковы тяжкие (самостройщиков) падут..." Это важно не только для самодеятельных строителей и проектировщиков яхт, но и для компаний, которые собираются производить яхты серийно, или мелкосерийно или штучно. (!)

Справедливости ради нужно отметить, что кроме указанных зарекомендовавших себя брэндов сейчас можно найти и других разработчиков яхтенных проектов. Здесь только начальная информация по вопросу.

Всем счастливых морских миль!

@АБС https://morakademy.ru/