Найти в Дзене
Разгром

Железная леди Парижа: Невероятная история создания Эйфелевой башни

Она — самая узнаваемая достопримечательность мира, символ Франции и торжества человеческого гения. Сегодня невозможно представить Париж без ажурного силуэта Эйфелевой башни. Но так было не всегда. За свою историю она пережила и яростное сопротивление, и временное забвение, и триумфальное возведение в ранг вечного символа. Это история о том, как временное сооружение стало легендой. Конец XIX века. Франция, оправившаяся после поражения во Франко-прусской войне, жаждет реванша — но не на поле боя, а в сфере науки, техники и культуры. Чтобы продемонстрировать всему миру свое промышленное и инженерное превосходство, страна решает провести в Париже Всемирную выставку 1889 года. Она будет приурочена к 100-летию Великой французской революции. Организаторам нужен был объект, который служил бы одновременно входной аркой на выставку и олицетворял собой мощь современной инженерии. Что-то грандиозное, невиданное доселе. Так был объявлен конкурс на создание сооружения, которое могло бы стать «сердц
Оглавление

Она — самая узнаваемая достопримечательность мира, символ Франции и торжества человеческого гения. Сегодня невозможно представить Париж без ажурного силуэта Эйфелевой башни. Но так было не всегда. За свою историю она пережила и яростное сопротивление, и временное забвение, и триумфальное возведение в ранг вечного символа. Это история о том, как временное сооружение стало легендой.

Пролог: Время и Место

Конец XIX века. Франция, оправившаяся после поражения во Франко-прусской войне, жаждет реванша — но не на поле боя, а в сфере науки, техники и культуры. Чтобы продемонстрировать всему миру свое промышленное и инженерное превосходство, страна решает провести в Париже Всемирную выставку 1889 года. Она будет приурочена к 100-летию Великой французской революции.

Организаторам нужен был объект, который служил бы одновременно входной аркой на выставку и олицетворял собой мощь современной инженерии. Что-то грандиозное, невиданное доселе. Так был объявлен конкурс на создание сооружения, которое могло бы стать «сердцем Выставки».

-2

Гений за чертежом: Кто на самом деле придумал Башню?

Принято считать, что создатель башни — Гюстав Эйфель. Это и так, и не совсем так. Эйфель был блестящим инженером и предпринимателем, уже прославившимся своими мостами и виадуками. Но первоначальный проект 300-метровой башни из металла разработали два его сотрудника — Морис Кёшлен и Эмиль Нугье.

Именно они в 1884 году набросали первый эскиз. Однако одного инженерного гения было мало. Нужна была харизма, связи и готовность рисковать капиталом. Этим человеком и стал Гюстав Эйфель. Он выкупил у инженеров патентные права, доработал архитектурный облик башни, придав ему более эстетичную форму, и представил проект на конкурс под своим именем. Так родилась «Башня Эйфеля».

-3

Битва титанов: Искусство против Прогресса

Прежде чем начать бороться с силой притяжения, Эйфелю пришлось бороться с общественным мнением. Как только проект стал известен, на него обрушился шквал критики. Парижская богема была в ужасе.

18 февраля 1887 года в газете Le Temps было опубликовано знаменитое «Протест против башни господина Эйфеля». Среди подписавшихся — цвет французской культуры: писатели Ги де Мопассан и Александр Дюма-сын, поэт Шарль Леконт де Лиль, композитор Шарль Гуно, архитектор Шарль Гарнье (автор знаменитой Парижской оперы).

Вот лишь некоторые «жемчужины» их критики:

  • Мопассан называл башню «ненавистным колонным скелетом», «гигантской неуклюжей пирамидой из железных лестниц».
  • Поль Верлен окрестил ее «скелетом колокольни».
  • Писали, что это «трагический уличный фонарь», «громадная фабричная дымовая труба», которая «позорит» Париж.

Их главный аргумент: безобразное железное сооружение уничтожит исторический облик города, его изящную архитектуру. Мопассан в знак протеста даже регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни — потому что, как он язвительно заметил, «это единственное место в Париже, откуда ее не видно».

Но Эйфель был непоколебим. Он парировал: «Разве не в том ли очарование науки, что открываемые ею чудеса поддаются восприятию каждого? Разве не истинно великое искусство — создать самое высокое сооружение в мире? Разве у Франции не будет своего монумента, который затмит все, созданное человечеством до сих пор?»

Строительство чуда: 300 метров за 2 года

Строительство началось 28 января 1887 года. И это был инженерный триумф, сравнимый с полетом на Луну для своего времени.

  • Фундамент: Работы начались с рытья котлованов для четырех «ног»-оснований. Для южной опоры, ближней к Сене, пришлось использовать металлические кессоны и сжатый воздух, чтобы откачивать воду. Фундамент был готов за 5 месяцев — невероятная скорость.
  • Конструкция: Башня собрана из 18 038 индивидуально изготовленных металлических деталей, соединенных 2,5 миллионами заклепок. Точность расчетов была феноменальной: отверстия для заклепок на заранее собранных элементах совпадали идеально. Работы на высоте велись без страховочных сеток, что привело к гибели всего одного человека — трагически низкий показатель для той эпохи.
  • Темпы: На пике строительства на площадке трудились 300 рабочих. Сборка напоминала гигантский конструктор «Лего». Использовались специально сконструированные подвижные краны, которые двигались вверх по рельсам, проложенным на уже построенных секциях башни.
  • Роль Эйфеля: Он лично контролировал каждый этап. На его заводе в Левалуа-Перре под Парижем изготавливались все детали с точностью до десятой доли миллиметра.

31 марта 1889 года, всего через 2 года, 2 месяца и 5 дней после начала строительства, Гюстав Эйфель водрузил на вершине конструкции французский флаг. Башня, вознесшаяся на 300 метров, стала самым высоким сооружением в мире, побив рекорд пирамиды Хеопса, который держался 4000 лет.

-4

Триумф и... Временный статус

Всемирная выставка 1889 года прошла с оглушительным успехом. За 6 месяцев Башню посетили более 2 миллионов человек. Лифты, которые еще не работали в день открытия, стали настоящим чудом техники. Парижане и гости города были покорены видом, открывающимся с вершины.

Но по первоначальному контракту, Башня должна была быть разобрана через 20 лет, в 1909 году. Что же спасло ее от сноса?

Эйфель, будучи гениальным стратегом, с самого начала искал для своего детища практическое применение.

  1. Наука: Он организовал на Башне метеорологическую лабораторию.
  2. Физика: Башня использовалась для экспериментов со свободным падением.
  3. Связь: Самый главный козырь. В 1898 году Эйфель финансировал опыты по беспроводному телеграфиру и позволил установить антенны на вершине. К 1909 году военное ведомство Франции убедилось в незаменимости Башни как платформы для радиосвязи. Она использовалась для перехвата вражеских сообщений во время Первой мировой войны, а в 1921 году с нее начали транслировать первые радиопрограммы для широкой публики. Позже она стала опорой для телевизионного вещания.

Практическая польза перевесила эстетические споры. Башню спасли.

Эпилог: От ненависти к любви

Сегодня Эйфелеву башню называют «Железной Дамой» (La Dame de Fer). Она пережила две мировые войны, бесчисленные штормы и миллиарды вспышек фотоаппаратов. Ее красят вручную каждые 7 лет, затрачивая 60 тонн краски. Она служит символом романтики, прогресса и красоты, заключенной в строгих линиях.

Ирония судьбы в том, что те, кто яростнее всего ее ненавидел, оказались не правы. Ги де Мопассан, ненавистник Башни, сегодня известен миллионам прежде всего как соотечественник того, чье творение он так презирал. Эйфелева башня не разрушила Париж — она подарила ему новую, вечную жизнь. Она доказала, что иногда самое большое искусство рождается не из кисти или резца, а из расчетов, заклепок и смелой инженерной мысли.

Она была и остается памятником человеческой дерзости, которая простирается высоко в небо, бросая вызов не только гравитации, но и самому времени.

-5