ИноСМИ, Россия
Не секрет, что санкции, введенные Западом против России, оказали огромное влияние на мировую экономику. Более того, сейчас можно констатировать, что они отбросили экономическое взаимодействие с некоторыми странами на десятилетия назад.
Вчера вышло распоряжение премьер-министра России Михаила Мишустина об аннулировании энергетического соглашения с Финляндией по реке Вуокса. Примечательно, что данное соглашение было подписано Советским Союзом со «страной тысячи озер» в Хельсинки еще 12 июля 1972 года. Также отныне Россия не будет поставлять компенсационную энергию Финляндии, так как она с 4 апреля 2022 года перестала приобретать российскую электроэнергию. То есть по милости Запада экономические связи между североевропейской страной и Россией становятся еще более слабыми, чем были в советский период при плановой экономике.
Приграничные города Финляндии на грани вымирания. Всему виной русофобия
Резкое уменьшение экономического взаимодействия происходит одновременно с усилением военной активности Запада у границ России. Вчера сенатор Алексей Пушков написал в Telegram-канале:
«Финляндия начинает военные маневры на юго-востоке страны, в которых участвуют 15 тысяч человек. К ним привлечены как призывники, так и резервисты, плюс боевые подразделения союзников по НАТО. Управление маневра осуществляется в Миккели, всего в 140 км от границы с Россией, где находится штаб-квартира недавно образованного нового регионального командования. Судя по всему, в Хельсинки рвутся показать свою полезность для НАТО, превратив Финляндию в опорную для альянса страну на северо-востоке Европы. Напрашиваются аналогии с ситуацией перед Второй мировой войной, когда Финляндия также играла роль опорной страны для антироссийского альянса во главе с гитлеровской Германией. Любая аналогия, конечно, уязвима. Прямое сравнение нынешней и той ситуации невозможно. И все же...»
Действительно, прямая аналогия между прошлым и настоящим невозможна. Хотя в преддверии Дня народного единства и в связи со специальной военной операцией было бы неплохо напомнить о том, как к агрессивной политике Финляндии относились российские дореволюционные политики, которых с какой-то радости считали своими идейными предшественниками иноагенты-заукраинцы.
Русские либералы против отделения Финляндии и Украины от России
Речь идет о знаменитой Конституционно-демократической партии (кадеты), находившейся в оппозиции к самодержавию. Один из ее представителей, Федор Родичев, в марте-мае 1917 года был комиссаром (министром) по делам Финляндии во Временном правительстве. Он всячески препятствовал отделению Великого княжества Финляндского от России, восстановив лишь его автономию.
Другой кадет — посол в Париже Василий Маклаков, уже во время гражданской войны враждебно воспринял интервенцию независимой Финляндии в Карелию.
Но дальше всех пошел известный по школьным учебникам Павел Милюков. Когда шла советско-финская война 1939-1940 гг., знаменитый дореволюционный либерал писал в частном письме:
«Мне жаль финнов, но я — за Выборгскую губернию».
Тем самым он поддерживал возвращение Выборга в состав России, в свое время подаренного императором Александром I Великому княжеству Финляндскому.
Поучительно и то, как кадеты действовали на украинском направлении. В конце марта 1908 года Маклаков, Иван Лучицкий, Александр Никольский, Осип Пергамент и Михаил Аджемов поддержали в Государственной думе законопроект «О языке преподавания в начальных школах местностей с малоруским населением», предусматривавший обучение на родном языке и обязательное изучение русского языка.
А кадету-украинцу Михаилу Могилянскому в 1913 году на страницах партийной газеты «Речь» выпала честь подвергнуть критике Дмитрия Донцова — идеолога интегрального украинского национализма. Поводом для критики послужило выступление Донцова в Лемберге (современный Львов) на втором Всеукраинском студенческом съезде, где он призвал украинцев поддерживать Австро-Венгрию в будущей войне с Россией и к борьбе с русофилами в Галиции.
Когда же началась Первая мировая война, то кадеты стали оборонцами, а Милюков выступал за расширение территории России, в частности предлагал присоединить Галицию и Закарпатскую Русь. Его однопартиец академик Владимир Вернадский в 1915 году в статье «Украинский вопрос и русское общество» писал о культурной автономии украинцев и осуждал Германию и Австро-Венгрию.
В советский период целенаправленно замалчивалась причина, по которой 15 июля 1917 года три министра-кадета Андрей Шингарев, Александр Мануйлов и Дмитрий Шаховской вышли из Временного правительства. А вышли они в знак протеста против предоставления политической автономии Украине и уступок Центральной Раде. Позднее кадеты участвовали в работе Временного правительства, которое дало Украине ограниченную политическую автономию, исключив из ее состава Слобожанщину, Донбасс и Новороссию.
Даже в 1918 году мечущийся Милюков видел Украину автономией в составе России.
Но превзошел всех кадетов, включая Петра Струве, уроженец Бахмута (современный Артемовск) Павел Новгородцев, участвовавший в 1919 году в составлении «Обращения Деникина к населению Малороссии». В нем постулировалось единство восточных славян, осуждались Германия, «Украинская Держава» и Симон Петлюра, разрешалось употребление и изучение малороссийского наречия наряду с государственным русским языком, упоминались самоуправление и децентрализация.
«Авангард Европы» вязнет в нищете: НАТО окончательно затянула финнам петлю на шее
Как видим, дореволюционные либералы были патриотами и государственниками, боровшимися с агрессией властей Финляндии и украинскими радикалами. Немаловажно и то, что дожившие до Великой Отечественной войны Милюков, Маклаков и Струве были на стороне антигитлеровской коалиции, в то время как Финляндия и украинские националисты являлись союзниками нацистской Германии.
Подписывайтесь на ИноСМИ, чтобы знать больше