Найти в Дзене

Ч.2.Невидимый архитектор сельской жизни

В каждом селе Республики Татарстан есть человек, который несет ответственность за его судьбу. Это – глава сельского поселения. Его имя редко появляется в новостях, его работа часто благодарностей не приносит, зарплата оставляет желать лучшего, а требования к нему – бесконечные. Тем не менее именно от его энергии, предприимчивости и подлинной любви к родному селу зависит, будет ли это место процветать или медленно угасать. Кто он, сельский глава? Глава сельского поселения – это не просто чиновник с печатью. Согласно Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления, это высшее должностное лицо муниципального образования, которое представляет село перед лицом органов власти, гражданского общества и бизнеса. Его обязанности кажутся ясными и понятными: представлять интересы муниципального образования, подписывать правовые акты, издавать распоряжения. Но практике глава села – это человек, одновременно замещающий несколько профессий. В селах Татарстана, где традицион

В каждом селе Республики Татарстан есть человек, который несет ответственность за его судьбу. Это – глава сельского поселения. Его имя редко появляется в новостях, его работа часто благодарностей не приносит, зарплата оставляет желать лучшего, а требования к нему – бесконечные. Тем не менее именно от его энергии, предприимчивости и подлинной любви к родному селу зависит, будет ли это место процветать или медленно угасать.

Кто он, сельский глава?

Глава сельского поселения – это не просто чиновник с печатью. Согласно Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления, это высшее должностное лицо муниципального образования, которое представляет село перед лицом органов власти, гражданского общества и бизнеса. Его обязанности кажутся ясными и понятными: представлять интересы муниципального образования, подписывать правовые акты, издавать распоряжения. Но практике глава села – это человек, одновременно замещающий несколько профессий. В селах Татарстана, где традиционно сильны связи взаимопомощи и поддержки, глава становится связующим звеном между официальной бюрократией и живой тканью сельского сообщества. Он не просто исполняет закон – он возглавляет процесс консолидации сельского сообщества вокруг общих целей развития.

С главой и председателем Совета ветеранов Алан-Бексерского сельского поселения Высокогорского муниципального образования. Фотография предоставлена автором
С главой и председателем Совета ветеранов Алан-Бексерского сельского поселения Высокогорского муниципального образования. Фотография предоставлена автором

Полномочия: на бумаге и в реальности

Закон наделяет глав правом представлять поселение, издавать правовые акты, требовать собрания представительного органа. Его должностная инструкция регулирует управление администрацией, назначение сотрудников, распределение бюджета, предоставление справок жителям. Но результаты эмпирических исследований демонстрируют их ответственность за решение вопросов местного значения: содержание и развитие муниципальной собственности, благоустройство территорий, дорожное хозяйство, уличное освещение, развитие социальной инфраструктуры. Этот перечень расширяется неформально, за счет того, что глава берет на себя роль решателя всех проблем: от устранения последствий пожаров и стихийных бедствий до организации праздников и мероприятий, от помощи в трудоустройстве жителей до выступления в роли третейского судьи в соседских конфликтах.

Финансовое положение: героизм из необходимости

Сельская администрация сегодня ощущает острое несоответствие между объемом ответственности и выделяемыми ресурсами. Заработная плата главы сельского поселения в Татарстане по результатам интервью составляет 30-40 тысяч рублей в зависимости от категории поселения и численности его жителей. Ситуация критична для человека, который реально работает по 24 часа в сутки, включая праздничные дни и выходные. Это означает, что на эту должность идут люди, которыми движет не стремление к материальному обогащению, а подлинная любовь к своему селу, желание видеть его процветающим.

Бюджеты сельских поселений также хронически дефицитны. В процессе муниципальной реформы в начале 2000-х годов сельские поселения были практически лишены налоговых доходов, оставшись с финансированием, способным обеспечить лишь самые минимальные расходы. Это означает, что главам постоянно приходится «выкручиваться» за счет более состоятельных соседей – сельского бизнеса, фермерских хозяйств. Как сообщил один респондент: «У главы сельского поселения что есть? Служебная машина и все. Зимой ведь снег надо очищать, пожарные вопросы решать». Многие главы без официального финансирования берут на себя функции дворника, водителя трактора, механика.

Активные главы становятся экспертами в грантовой охоте. Федеральные гранты, республиканские программы развития сельских территорий, конкурсы от благотворительных фондов – все это требует грамотной подготовки документации, знания нужных людей в вышестоящих органах власти, умения продать идею проекта. Например, одному главе удалось выиграть три гранта и приобрести за счет них трактор для хозяйственных нужд, провести зарыбление озера для создания рыболовного хозяйства, отремонтировать здание клуба. Многое зависело от личных отношений главы с руководителем района, от умения объяснить значимость проекта, от способности обеспечить софинансирование.

С главой Сардекбашского сельского поселения Кукморского муниципального образования. Фотография предоставлена автором
С главой Сардекбашского сельского поселения Кукморского муниципального образования. Фотография предоставлена автором

Социальная интеграция и гармонизация отношений

В селах, где традиционно сильны практики взаимопомощи и реципрокности, глава выступает катализатором этих процессов. Когда в селе случается беда – пожар, серьёзное заболевание члена семьи, требующее дорогостоящего лечения, – глава часто становится инициатором сбора помощи. Он знает, кому можно обратиться за деньгами, чья совесть легче откликнется на просьбу, как организовать людей для восстановления дома, кто может предоставить технику или материалы. Глава также выступает посредником между официальной администрацией района и жителями села. Когда нужно подать документы на грант, получить субсидию, оформить льготы – люди идут к главе. Он знает нужных людей в районной администрации, может договориться о софинансировании проектов, может объяснить, почему та или иная программа не подходит именно этому селу.

Отношения с религиозными лидерами

В селах глава тесно сотрудничает с имамами и батюшками. Эти люди –союзники в деле консолидации сообщества. Священнослужители выстраивают в своих стенах нравственное пространство для людей, организуют воскресные школы, проводят обряды в домах жителей, помогают по уборке кладбищ. Но их влияние работает наиболее эффективно, когда они действуют в тандеме с администрацией. Именно через мечети и церкви глава распространяет важную информацию для населения. Именно священнослужитель может объяснить верующим, почему стоит принять участие в общественной субботнике или почему важна помощь неимущему соседу.

С главой, директором школы и активной жительницей Шушмабашского сельского поселения Арского муниципального образования. Фотография предоставлена автором
С главой, директором школы и активной жительницей Шушмабашского сельского поселения Арского муниципального образования. Фотография предоставлена автором

Танец с бизнесом

Сельский бизнес – фермерские хозяйства, торговые предприятия, небольшие производства – становятся главной опорой руководителя сельской администрации. Бюджета недостаточно ни для проведения праздников, ни для закупки подарков, ни для создания спортивных площадок. Всё это требует спонсорской поддержки. Эффективные главы не просят – они создают условия, объясняя предпринимателю, что, благоустроенное село привлекательно для квалифицированных работников. Они показывают, что мероприятия и праздники создают позитивную атмосферу, что благодарные жители – это лояльное сообщество. Глава соглашается публично упомянуть имя спонсора на сходе, озвучить его благодарность.

Меценаты и землячества: тонкие нити связи

Выходцы из сёл, добившиеся успеха в городах, часто сохраняют связь с малой родиной. Некоторые из них становятся настоящими меценатами, финансируя строительство мечетей, памятников, спортивных комплексов и других необходимых для села объектов. Глава поселения – это тот, кто поддерживает эти связи. При необходимости он связывается с благодетелем, описывает проблему, напоминает о корнях. Понимая свою ответственность перед земляками, меценаты откликаются.

Депутатский корпус как дополнительная власть

Депутаты совета поселения – это часто жители самого села, избранные на выборах. Заинтересованные депутаты не ограничиваются формальными полномочиями контроля за администрацией. Они действуют как активные сторонники главы, помогают в решении задач, используют свои личные связи. Депутаты, которые вырастают из сельского сообщества, понимают его проблемы изнутри и часто готовы работать безвозмездно.

С главой Кильдеевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального образования. Фотография предоставлена автором
С главой Кильдеевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального образования. Фотография предоставлена автором

Статус и роль в жизни села

Глава сельского поселения – это не просто муниципальный служащий. Это человек, который знает каждого жителя и его потребности, кому нужна помощь, кто конфликтует с соседом. Его авторитет держится не на должности, а на реальных делах. Во время сельских сходов, мероприятий, праздников глава – центральная фигура. Его отношения с жителями – это смесь официальной иерархии и естественной солидарности.

Невидимый герой

Глава сельского поселения в Республике Татарстан – это фигура, которая редко появляется на федеральном уровне политики, но остается абсолютно необходимой для жизни своего села. Он работает в условиях хронической нехватки финансов, часто без благодарности, с высокими требованиями и низкой оплатой. Тем не менее именно благодаря его энергии, предприимчивости, умению консолидировать сельское сообщество и выстраивать сложные коалиции с бизнесом, меценатами, религиозными лидерами и вышестоящей властью – село остается живым.

Сагдиева Э.А.