*запасаемся кофе и печеньками, потому что читать долго
И снова разбираем картину Вуди Аллена: сразу скажу, что плана "рецензировать всего Вуди Аллена за восемьдесят дней" не было, просто возникло настроение от экранизированных фрагментов жизни Ф. М. Достоевского перейти к интерпретациям его произведений на экране, и первое, что вспомнилось по этой теме - это "Матч Поинт".
Несмотря на явные аналогии фильма с сюжетом книги и многими перекликающимися деталями, некоторые рецензенты все-таки говорят о том, что в "Матч Поинте" не так уж и много Достоевского. На мой же взгляд, его не то, чтобы "много", весь фильм - это некий диалог Вуди Аллена с русским прозаиком, размышление на тему "может ли быть такое, что убийца, на самом деле, не мучается от угрызений совести, совершая преступление, а ещё больше начинает верить в силу своих злостных убеждений?"
Дневники второй жены Достоевского, Анны Достоевской (в девичестве Сниткиной), подтверждают то, что сам по себе Фёдор Михайлович был бесконечно добрым человеком. С детства наблюдая за тем, как его отец, работавший лекарем в Московской больнице, оказывал помощь бедным, он проникся особым сочувствием к нищим, пропащим, падшим людям. Как никто другой, Ф. М. Достоевский жалел этих людей и верил в то, что даже в самом злом человеке, даже в том, кто сознательно отвернулся от Бога, божественное все же осталось, оно есть, оно живёт. Мы видим эту непоколебимую веру в людей в произведениях мирового литератора, в том, как ведут себя его герои, как они "прозревают" пройдя определенный путь. А вместе с ними прозреваем и духовно очищаемся мы.
История Родиона Раскольникова ценна для нас тем, что даёт надежду на возможное искупление греха, на возможное изменение души, на духовный рост. Родион совершает преступление, но отправляясь на каторгу, он уже на пути к исцелению.
ЧТО ЖЕ МЫ ВИДИМ В ФИЛЬМЕ "МАТЧ ПОИНТ"?
Действие происходит в Лондоне (и тут я нахожу некоторую параллель с Петербургом, и там и там, часто бывает дождь, сыро, серо, пасмурно, солнце больше отсутствует, чем присутствует).
Главный герой - спортсмен Крис, оставивший большой спорт, сборы, гастроли с ракеткой по миру, и работающий тренером по теннису, но не где-то, а в клубе, где тренируются лондонские аристократы. Крис выглядит "добрым малым": вежливым, обходительным, собранным и спокойным. Между дел он читает Достоевского и даже разбирается в опере, о чем может подискутировать со своими богатенькими воспитанниками (возникает вопрос: "Чтение, прослушивание арий главный герой выбрал потому что у него, действительно, была интеллектуальная потребность в этом или он хотел таким казаться, чтобы "сойти за своего?") Золотая молодёжь of the capital of Great Britain, в свою очередь, способна оценить познания Криса в области искусства в совокупности с его скромной подачей себя самого, и таким образом в какой-то момент из "просто тренера" наш Крис превращается сначала в друга, а потом и в зятя одного из фанатов лакшери-спорта Тома Хьюита.
Скажем коротко, что в новой семье Крису все рады, все для него стараются, а он, не теряя самообладания и с некой английской чопорностью, словно и он сам изначально был аристократом, без лишних эмоций, принимает подарки судьбы.
ОДНА НЕ ЗАДАЧКА - КРИС ВЛЮБЛЯЕТСЯ В НОЛУ
Нола - изначально, девушка Тома, брата девушки Криса (такая вот Санта-Барбара).
Американка, ищущая в Лондоне возможность реализовать её таланты - Нола хочет стать актрисой. Будоражащая, манящая, сексуальная девушка, с внешностью ангела. Крис очарован Нолой, но союз их сложно полноценно вписать в данную конструкцию (по понятным причинам); все же, между ними вспыхивает страсть.
Актёрская карьера Нолы не складывается, матери Тома она чрезвычайно не нравится (видимо не создаёт впечатления достойной его девушки). Вскоре их отношения сходят на нет, Нола возвращается к себе, в Америку. Наш герой пытается отыскать её в Лондоне, но всё тщетно - Нола покинула Соединенное Королевство, а её бывший женился на подходящей девушке для семьи (маменькин сынок или просто наигрался?)
КОГДА ПРОИСХОДИТ ЯВНЫЙ ПОВОРОТ К ДОСТОЕВСКОМУ?
Жизнь идёт своим чередом: Крис живёт с нелюбимой, но приведшей его в мир "английских сливок общества", женой, работает на временами "душной", но престижной работе. Хлои (так зовут жену Криса) хочет ребенка, однако их попытки безуспешны. Внезапный приступ удушья или панической атаки, случившийся с Крисом в офисе компании показывает нам, что ему уже становится тошно от происходящего вокруг, и разумеется, в этот самый момент, в тот самый день, в тот самый час, он снова встречает НОЛУ.
Встреча происходит, действительно, неожиданно, в картинной галерее, где Крис рассматривал полотна современных художников вместе с женой. Нола не особо заинтересована в общении с Крисом, но все же, свой телефонный номер ему называет, а дальше...
Крис проводит свободные часы в её небольшой квартирке, и этот любовный треугольник "твёрдо стоит на ногах" до той поры, пока Нола не узнает, что она беременна.
И?
Приготовьтесь друзья, потому что развязка грустная, но на этом спойлеры, наконец-то, закончатся.
Нола требует от Криса развода с его женой, и наш бывший спортсмен даже делает попытку признаться во всем Хлои, но не может... Баловень судьбы понимает, что уже не готов расстаться с комфортной жизнью, которую он приобрёл рядом с Хлои, что ему есть, что терять и он решается на страшный поступок: выстрелом из охотничьего ружья, без спроса взятого у тестя, убивает не только беременную Нолу, но и её соседку - добродушную старушку, как возможного свидетеля (вот вам и Достоевский, но это ещё не всё).
Поймала ли полиция лондонского Раскольникова? А может быть, он сам явился в полицейский участок с повинной, так как его замучила совесть?
Как бы не так...
Во-первых, Криса не поймали - вместо него обвинили в двойном убийстве наркомана с того же района, где жили Нола и её соседка. Во-вторых, Крис не только не покаялся в совершенных преступлениях, но и оправдал самого себя, когда к нему пришли ночные видения в виде Нолы и доверчивой старушки.
Фильм заканчивается тем, как Крис возвращается из род. дома вместе с его женой и её родственниками: все пьют шампанское, шутят по поводу рождения следующих детей. Ему вроде бы и не особо весело с ними, но это лучше, чем вернуться к жизни, которая была до брака (так думает он).
Конец.
А ТЕПЕРЬ НАЧНЁМ ПО ПОРЯДКУ. ТЕОРИЯ КРИСА
"Человек, сказавший-лучше быть везучим, чем хорошим, зрел в корень жизни. Люди боятся признаться, как много в жизни зависит от везения. Страшно подумать, сколько всего мы не в состоянии контролировать. В матче бывают моменты, когда мяч касается верха сетки и через долю секунды он упадёт или вперёд или назад. Если повезёт - он упадёт впёред, и ты выигрываешь, а может - нет, и ты проигрываешь".
С этих слов, произнесённых Крисом за кадром, начинается фильм.
Крис верит в то, что есть везение, объясняющее чье-то благосостояние или чьи-то неудачи. С одной стороны, это одухотворяющая идея, с другой стороны, в какой-то степени, это - перекладывание ответственности за наличие достижений и допущение промахов на счастливый или несчастливый случай. Плюс ко всему, интересно такое слышать от спортсмена: да, иногда в спорте случается, когда победы достаются просто потому что что-то произошло, и кому-то повезло чуть больше в непосредственный момент времени, однако, я считаю, что все-таки, спорт - это когда ради результата человек очень долго тренируется, выкладывается психически и физически, и золотая или серебренная медаль становятся справедливым результатом усердных стараний, но никак не простой случайностью или исключительным везением.
Однако, если размышлять об этом не только в рамках спорта, попробуйте задать себе такой вопрос:
"Мои достижения любого рода - это тоже просто везение или же за этим стоит проделанная мною работа?"
Наверняка, вы найдёте логичное объяснение большинству успехов в вашей жизни и лишь некоторые моменты вы свяжете с удачей или везением.
В таком взгляде на вещи, как у Криса, во-первых, я вижу обесценивание чужих трудов, путем интерпретации их просто как удачного стечения обстоятельств. Во-вторых, сдаётся мне, что "везением" Крис объясняет самому себе, почему и он не стал, к примеру, Олимпийским чемпионом, а кто-то другой стал (ему просто везло больше, мяч падал вперёд, а не назад), почему кто-то обладает шикарной женщиной, а он - нет (ему просто повезло, что он с ней рядом тогда проходил).
Инфантильно? Да.
Фаталистично? Да.
Нарциссично? Ещё бы.
Если мыслить так, то всё вокруг становится не таким важным, потому что происходит как будто бы само собой, а если не происходит, значит, просто момент везения ещё не настал. Однако Крис не один в своих мыслях подобного толка, похожее я вижу и в Ноле - его отражении, которое он, в последующем, лишит жизни.
НОЛА. РОКОВАЯ КРАСОТКА-ТРАГЕДИЙНАЯ ЖИЗНЬ
Первое, о чём хочется сказать - это то, что Нола, действительно, была плохой актрисой. Ей бы поучиться у Криса тому, как вливаться в элитные круги: где нужно, продемонстрировать независимость, где нужно обмолвиться о своей любви к опере, быть скромнее, запоминать вкусы людей и дарить им нужные подарки. Нола же показывает всю себя как есть: алкоголь и сигарета за игрой в шахматы, секс в освещаемых светом кладовках со стеклянными дверьми, а если настроение испортилось - импульсивный уход под дождём в бесконечное поле пшеницы.
Такие женщины, как она - сводят с ума мужчин, но не их матерей, и неудивительно, что она не нравилась благочестивой английской даме. Аристократические семьи думают о своей репутации: Нола не вписывалась в этот круг не потому что она была из другого социального слоя (как в общем-то и Крис), а потому что она даже не хотела, что называется "сделать вид", что она принимает сдержанный, полный различного рода правил, стиль жизни. Она как будто бы не обладала некой психологической гибкостью, адаптивностью или, если хотите, назовите это хитростью.
С первого взгляда кажется, что семья бойфренда отвергает Нолу, потому что у неё не складывается карьера, якобы она какая-то неудачница, однако я думаю, что это лишь вторичная причина.
Крису ведь они помогли?
Потому что Крис, что называется, "вёл себя хорошо", он почувствовал, каким нужно быть, чтобы его приняли в это общество, и "делал вид", что он такой, а после семейных ужинов, тайком, ездил к той самой, "неправильной", Ноле.
Крису хватило самообладания и самоконтроля для того, чтобы не переборщить с любезностью и не превратиться в лизоблюда, и в то же время, чтобы не выглядеть слишком холодным и недоступным. То ли это от того, что спорт привил ему дисциплину поведения, то ли это отголоски элементов психопатии, которые, как будто бы у него имеются, но явно то, что Крис мог просчитать ситуацию на много ходов вперед, а Нола совершенно не могла ничего спрогнозировать и часто шла на поводу у своих сиюминутных эмоций.
Вообще, Нолу очень жаль, и один из выводов, напрашивающихся после просмотра этой истории такой: "Одной красоты не достаточно для того, чтобы завоевать мир, должно быть что-то ещё".
Она - шикарная девушка, мужчины и кинематограф должны лежать у её ног, но честность, искренность, эмоциональность, не сами по себе, а в совокупности с отсутствием самоконтроля, безрассудством и тотальным неумением манипулировать людьми, делают Нолу уязвимой, беззащитной, она как будто бы не умеет использовать шансы, которые у неё появляются; она проваливает не столько кастинги, она проваливает ежедневные возможности, которые преподносит ей жизнь.
Стоило бы ей привести себя в чуть "монашеский" вид, процитировать несколько раз Байрона или Шекспира и начать брать уроки по игре на фортепиано, глядишь и отношение к ней со стороны потенциальной свекрови поменялось бы, но Нола как будто бы не способна провести анализ своих действий и истинных от неё ожиданий.
Следующее, что я вижу - эта некая "ведомость" Нолы.
Стоило бы ей спросить себя: "Зачем мне Крис? Потому что я резко захотела быть с ним или потому что я хочу восстановить косвенную связь с богатой семьей? А может быть, потому что я, на самом деле, растеряна и вообще не знаю, что мне делать дальше с моей жизнью?"
Мотивы её встреч с Крисом, неустойчивые, создается впечатление, что она сама не осознавала полностью, для чего ей нужна эта связь, а когда узнала о беременности, просто решила пойти на принцип от того, что ещё больше почувствовала себя потерянной и брошенной.
Вместо того, чтобы заниматься карьерой, начать новую жизнь без людей из прошлого, Нола цеплялась за любую ниточку, ведущую её обратно, находилась в бесконечном ожидании, и в конечном счете, в зависимом и жертвенном положении.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ - НОЛА НЕ ВЕРИЛА В СЕБЯ И, В ОТЛИЧИЕ ОТ КРИСА, НЕ ВЕРИЛА ДАЖЕ В СИЛУ СЛУЧАЯ (А ВЕДЬ ДЛЯ АКТЁРА - ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО)
Сдаётся мне, что присутствовала в Ноле и некая инфантильность, отказ брать на себя ответственность за свою жизнь, за свой успех. Элеонора (мать бывшего парня, Тома) справедливо говорила ей о том, что кино - это жестокий бизнес для женщин, и нужно думать о чем-то ещё, если не получается слишком долго (подразумевая то, что красота и молодость уходят, а старые актрисы редко дебютируют на экранах), то есть она её призывала все-таки рассмотреть альтернативные варианты, однако Нола вместо того, чтобы прислушаться, психанула и ушла под дождем в поле, воспринимая эти слова, как личное оскорбление.
При этом я отметила то, что мотивация Нолы быть актрисой изначально немного странная. Она ведь не говорит, что хочет сниматься в кино или играть в театре потому что влюблена в пьесы Оскара Уайльда, в немое кино Чарли Чаплина, в полотна Джеймса Кэмерона, она говорит, что не хочет вернуться неудачницей в её родной город, то есть глубинная цель - это доказать даже не настоящему, а бывшему окружению, что она чего-то стоит, а кинематограф - это уже дело вторичное.
Но почему кому-то что-то доказать можно только став актрисой?
И почему вообще Нола живёт ориентируясь на мнение посторонних людей о ней?
Очевидно, что у Нолы нет психологической опоры внутри, у неё раненое эго и управляет её желанием рана, а не естественный интерес к кино.
А ведь можно выйти вообще в другую плоскость и задуматься о том, что делает тебя счастливым, а не о том, чтобы кому-то, что-то доказывать.
Эта навязчивая идея стать актрисой, это желание, растущее не из искренней любви к ремеслу и вёдет Нолу к печальному финалу, потому что уже на этой стадии выбора, она является заложницей некого рода гордыни.
Несмотря на то, что её желание швырнуть людям из Колорадо (где она жила) в лицо свои победы, не видно её упорных стремлений отточить актерское мастерство, ходить на театральные курсы; мы не видим, как она учит или репетирует монологи и диалоги для прослушиваний; возможно, она думает, что достаточно лишь ходить по кастингам и результат придёт, но потом, когда она в очередной раз убеждается, что такой формат не работает, сама себя ещё глубже зарывает в депрессию.
СРАВНИВАЕМ РАСКОЛЬНИКОВА И КРИСА
"Тварь я дрожащая или право имею?" - дилемма, занимающая всё существо Раскольникова. Можно сказать, она доводит его до одержимости. Тем не менее, мучаясь, размышляя на данную тему в теории, а после, проверив свою гипотезу на практике, Раскольников приходит к выводу, что его убеждения ошибочны, что есть вера в свет, в добро, что спасут наш мир не те, кто имеет право убивать во благо исторического прогресса, а те, кто умеет сострадать, сопереживать, созидать. Раскольников жалеет о совершенном преступлении, и одним раскаянием своим он уже делает себя духовно выше. Однако нужно сказать, что и преступление он совершает, если так можно выразиться, думая о чем-то более глобальном, нежели о сохранении денежного, финансового комфорта или обретения оного.
И здесь мы видим, какая большая разница между ним и "лондонским денди", насколько простыми и низменными категориями оправдывает свое преступление Крис.
Да, он читал "Преступление и Наказание", но то, что пытался донести до читателей Достоевский, он интерпретировал по-своему, так как ему выгодно, чтобы казаться в своих собственных глазах "хорошим".
Вот что отвечает Крис Ноле и соседке - старушке, когда они ночью, в форме видений являются ему после совершенного им преступления:
- Это было не просто, но когда пришло время, я смог нажать на курок. Никогда не знаешь, кто твой близкий человек, пока не наступит кризис. Учишься запихивать вину подальше под ковер и жить как будто бы ничего не случилось. Приходится. Иначе она тебя губит (здесь не то, чтобы нет и намёка на раскаяние, здесь как будто и самолюбование проблёскивает, в том, что он смог, как герой, не обращать внимания на вину).
- А как же я? Как же соседка? Я не имела никакого отношения к этому жуткому роману. Меня можно было запросто убить, как невинного свидетеля?
- Иногда невинных убивают, чтобы проложить путь к более грандиозному плану. Вы были косвенным ущербом (вот она и теория "тварь я дрожащая, или право имею").
- Как и твой собственный ребенок?
- Софокл сказал: "Величайшее первое благо совсем не рождаться". (но лично я сомневаюсь, что Софокл бы стал оправдывать своим высказыванием преступника).
- Готовься заплатить Крис, твои действия были неуклюжими, с массой изъянов, как будто бы кто-то хотел, чтобы его разоблачили (говорит Нола).
- Было бы уместно, если бы меня арестовали и наказали, было бы хоть малое подтверждение существования справедливости, малая доля надежды на существование смысла.
Как истинный нарцисс-психопат, Крис здорово использует слова известных мыслителей в свою пользу, и я думаю, что Вуди Аллен показывает нам вариант такого мировоззрения человека, когда несмотря на доступ к книгам, проповедующим добро и справедливость, несмотря на доступ к высокому искусству в виде опер, несмотря на то, что человек может воспитываться в хорошей семье (не забываем, что оба родителя Криса были весьма религиозными, и скорее всего, цитировали Библию дома не один раз), человек САМ делает выбор в пользу света или тьмы, и даже самые благоприятные обстоятельства жизни порой никак не влияют на этот выбор, ничто не влияет, кроме субъективного представления человека о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Казалось бы, что ещё должен посмотреть, послушать, почитать Крис, чтобы понять, что он совершил чудовищное в своих масштабах злодеяние? Но в том - то и дело, что он УЖЕ изучил достаточно произведений искусства и философских трактатов для того, чтобы сформировать свои собственные духовные ценности, и режиссёр показывает нам, что несмотря на его детальное изучение того же самого Достоевского, Крис просто не способен к сочувствию, к проявлению любви к ближнему своему, к контролю своей похоти и т.д.
Самое печальное в этой истории то, что никакого душевного преображения не происходит, Крис, также как и Раскольников, реализует свою теорию в реальной жизни, но в отличие от Родиона, не претерпевает после этого личностных изменений в лучшую сторону.
ЕЩЁ ОДНА ИДЕЯ ПО ПОВОДУ КРИСА И НОЛЫ
Сейчас я попробую выдать сложную конструкцию, которая явилась мне, как сны героям в романах Ф. М. Достоевского: дикая и безудержная страсть, которую испытывает Крис к Ноле, на самом деле, является частью столь же большой его ненависти к ней, а не любви.
Сперва кажется, что их встреча - любовь с первого взгляда, химия, однако если приглядеться, становится ясно, что НОЛА - ЭТО АНТИПОД КРИСА И ЕГО ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ОДНОВРЕМЕННО.
Они во многом похожи: у них нет "голубых кровей" в родословной, один и тот же социальный слой, оба думают, что их судьбу изменит случай/везение/ или кто-то, но не они сами, оба могут чувствовать в этой семье Хьюитов себя чужими. Но разница между ними заключается в том, что Нола остается наивной и доверчивой, а Крис умеет "надевать маски", и если бы я объясняла это преступление с психологической точки зрения, то сказала бы, что Крис убивает Нолу, как своё отражение, которое не смогло "приспособиться" к обстоятельствам жизни, не смогло стать идеальным, "поймать удачу за хвост" и прославиться на театральном поприще, удержать обеспеченного мужчину рядом и т.п.
Нола в конце-концов проявила слабость, ранимость, страх остаться одной, и начала биться в истериках: она потеряла свой шарм недосягаемой женщины и вместе с тем превратилась из милого и очаровательного в искаженное, отталкивающее отражение Криса, как если бы он смотрелся в кривое зеркало и видел неприглядные гримасы вместо красивого лица.
Это напоминает то, как нарциссы проецируют часть своей внутренней психической жизни, желаний, стремлений на тех, кто их привлекает, а после, если что-то ломается, перестает работать (например, избранник/ца претерпевают сложности и обнажают своё несовершенство, уязвимость) выкидывают, вышвыривают их из жизни, будто бы никогда и не любили.
Достоверный факт, что многие люди очень долго восстанавливаются после отношений с нарциссами, ещё более печальный факт, что есть случаи, когда брошенные нарциссами не выдерживали и не могли жить дальше...
В "Матч Поинт" сюжет как будто бы не совсем об этом, но какие-то отголоски данной темы уловить можно.
P/S ДЕВОЧКА С ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ
В фильме есть интересный кадр, когда Крис идёт на набережную, чтобы выкинуть драгоценности в реку, украденные у старушки-соседки, для инициирования ограбления. На этом кадре мы видим черно-белую, маленькую девочку, отпускающую красный воздушный шар в небо - граффити известного стрит-арт художника Бэнкси. Как говорил сам художник (когда его допытывали с вопросом о смысле изображения), эта девочка с красным воздушным шаром символизирует надежду.
Если это не случайная вставка в кино, то становится интересно, чью именно надежду в данном фрагменте символизировала эта девочка? Надежду, уже ушедшей в мир иных, Нолы на то, что Криса все-таки поймают? Надежду Криса, что сейчас он все выкинет и будет вне подозрений? Надежду зрителя на то, что Крис раскается и они увидят его духовно-нравственное изменение?
Как думаете?
Или я просто заморачиваюсь по этому поводу вообще?
Пишите, что думаете, поразмышляем!
Кстати, для тех, кто не знал 11 ноября - День Рождения Ф. М. Достоевского;
Дорогие друзья, на этом я с вами прощаюсь!
Всем спасибо и до новых рецензий!