Полвека назад в Калининграде появился новый вид общественного транспорта
Вообще впервые он появился в столице янтарного края в 1943 году, когда город был ещё Кёнигсбергом. Из оккупированного Киева фашисты вывезли советские троллейбусы, пустив их по такому маршруту: нынешняя улица Дзержинского – проспект Калинина – Ленинский проспект (до района мореходки). Но недолго музыка играла. В сорок пятом во время боёв все троллейбусы сгорели, троллейбусная линия была разрушена…
Шли годы, страна мало-помалу оправлялась от послевоенной разрухи. И в Калининграде с конца 50-х развернулось бурное строительство. Причём на месте руин бывшего немецкого города задумали возвести совсем другой город – непохожий на прежний, современный, просторный и светлый.
Однако в таком городе и общественный транспорт должен быть на уровне. То есть не только комфортабельным и вместительным, но и экологичным. Вот и решили делать упор на электротранспорт. Развивать трамвай, добавив к нему троллейбус.
В 1968 году начались изыскательские работы на будущем первом троллейбусном маршруте. А когда началось само строительство линии, в работу эту включился чуть ли не весь Калининград. Как говорили в ту пору, строительство велось методом народной стройки. В возведении объектов, необходимых для пуска троллейбуса, участвовали более 20 предприятий и организаций. Горожане выходили на субботники и воскресники. Немалый вклад внесли в общее дело и воины Калининградского гарнизона.
И вот – 5 ноября 1975-го, день официального начала работы в Калининграде троллейбуса.
Местом старта стала площадь Калинина. Собрался многолюдный митинг. Наконец все положенные по такому случаю речи были произнесены. Первый секретарь обкома КПСС Николай Коновалов перерезал традиционную ленточку. В общем, как в той песне – он сказал: «Поехали!» И самый первый троллейбус отправился в первый рейс.
Троллейбусный маршрут № 1 пролёг от Южного вокзала до Чкаловского поворота (первые дни после запуска троллейбусы ходили до улицы Мастеровой, ныне – Маршала Борзова). Новый для Калининграда вид общественного транспорта вызвал бурный интерес. Поначалу в него часто садились просто так, желая прокатиться и оценить.
А тем временем вовсю шли работы по строительству второй очереди троллейбуса. И всего через год в городе было уже четыре троллейбусных маршрута.
Троллейбусы сразу полюбились горожанам и заметно улучшили транспортную ситуацию, взяв на себя немалую долю пассажиропотока. Их расцвет пришёлся на вторую половину 80-х. Шесть маршрутов охватывали все главные направления, исправно курсируя с шести утра до полуночи.
В 90-х троллейбус начал терять позиции. Средств на покупку новых машин не было, латали старые, которые всё равно одна за другой окончательно выходили из строя. Та же картина наблюдалась в парке трамваев.
Однако свято место пусто не бывает. И в городе становилось всё больше автобусов б/у, купленных по дешёвке в Европе. Там избавлялись от хлама, а у нас закупка чадящего старья преподносилась как удачное решение.
Новое поколение отцов города сочло, что содержать электротранспорт – слишком уж накладно. При этом у «талантливых бизнесменов», которые активно теснили своим автобусным секонд-хендом троллейбус и трамвай, нередко в мэрии трудился какой-нибудь родственник. Совпадение, наверное.
Что же имеем в результате? Засилье больших и малых автобусов. А электротранспорт – в загоне.
О ситуации с трамваем можно прочитать здесь:
А с чем же пришёл к своему 50-летию наш юбиляр?
Была идея заменить его электробусами. Но, изучив опыт других городов, калининградские власти решили (пока, во всяком случае) воздержаться от эксперимента, сделав ставку на развитие троллейбуса.
На сегодня в Калининграде действует три троллейбусных маршрута. 1-й, 2-й и почему-то 7-й. Возможно, в таком странном расчёте – заявка на будущее. Что, мол, снова появятся ещё и «тройка», и «четвёрка», и «пятёрка»…
Причём основания для таких надежд есть. Ведь после длительной паузы город опять начал получать новые троллейбусы.
26 декабря 2024-го состоялась торжественная передача в собственность Калининград-ГорТранса 13 «Синар», построенных в Челябинске, и двух «Авангардов» из Вологды. Все новички – с возможностью автономного хода. Благодаря чему маршрут № 2 был продлён за город, до посёлка Родники, где находятся кардиоцентр и онкоцентр. Заметим, в советские времена троллейбусную линию на этом направлении планировалось проложить лишь до мотеля «Балтика» (который ныне считается уже отелем).
Кроме того, при содействии федерального бюджета Калининград рассчитывает до конца 2025 года получить ещё одну партию троллейбусов. На сей раз речь идёт о 20 машинах (первые три уже прибыли). Как ими распорядятся городские власти – скоро узнаем.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: