Найти в Дзене
ЮРДКОМ

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕАТР?

ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕАТР?

Считаю уместным изложить мой послужной список, в надежде, что это даёт мне право высказать, хотя бы субъективные, умозрительные суждения по поводу роли театра, а также профессий актёра и режиссёра в нашей жизни:

1. Служил в семи театрах. Вернее, имел к ним отношение. Шесть - Московских и один - Питерский (БДТ).

2. Имел отношение к созданию театра "Ангажемент" (название предложено мною и утверждено коллективом). В партнёрстве с заслуженным деятелем искусств Е. В. Радомысленским создали новый театр, на базе старинного театра "Одеон", на Сретенке, где я исполнял роль артиста, режиссёра, а, также, не гласно, роль директора. Театр имел большой кассовый и творческий успех.

3. Работу в театрах, совмещал с преподаванием (мастерство актёра): а) Московский театр "Ромэн», в тандеме с Юрием Петровичем Любимовым. Двое моих учеников получили звание Народных артистов, остальные являются ведущими артистами театра. Преподавал, также, на курсе Ю. М. Соломина, в родном Щепкинском театральном институте.

4. С подачи И. Д. Кобзона, получил право сольного концерта, на эстраде. С этим концертом я объездил весь СССР, от Северного полюса, Шпицбергена, Земли Карлоса, Земли Франца Иосифа до самой южной точки СССР - Кушки. От Камчатки, Сахалина до Прибалтики. Партнёрами в моём концерте, были: Засл. арт. В. Конкин, Народ. арт. В. Качан, Засл. арт. Р. Рудин, Нар. арт. Роман Филиппов, Народный артист СССР Евгений Евстигнеев,

5, Работая в театрах, я снялся в тридцати фильмах (от эпизодических до главных ролей).

6. С 1990-го года по 1995-й год. В роли исполнительного продюсера летал в США. Моими регионами были Нью- Йорк и Чикаго.

Надеюсь, что опыт, практика и аналитические наблюдения дают мне право высказать субъективные суждения, по поводу профессий артиста и режиссёра, а, так же, места театра в нашей жизни.

Театр - социально-общественный институт. Сообщество творческих людей, объединённых интеллектом, талантом и единомыслием. Коллектив, который ставит и пытается решить социальные, бытовые, духовные, внутригосударственные и международные проблемы. Определяет идеал, к которому надо стремиться.

Профессия артист - одна из сложнейших профессий. Сложность её заключается в том, что драматический артист является в одном лице исполнителем и инструментом.

Малейшая неудача, неуспех болезненно отражаются на его психике. Травмы бывают глубокими и неизлечимыми. В следствии чего, профессии актёр и режиссёр находятся на одной из низших ступеней шкалы продолжительности жизни. Прославленная гимнастка Хоркина, по недоумению, приглашённая во МХАТе, заявила: "Как просто говорить на сцене."

Да, просто и легко! Но это право надо заслужить. Для этого надо пройти огонь, воды и медные трубы, съесть пуд соли, а уж потом, если повезёт, - ваяй!

Говоря о театре, мы не можем не вспомнить К. С. Станиславского, который заявлял, что театр изучает жизнь человеческого духа, движение человеческой души. Инструментом познания является наше мышление, которое состоит из двух уровней: логического, интеллектуального и творческого, образно-эмоционального.

Соответственно, работа над спектаклем также делится на два этапа. Первый период - "застольный". Участники будущего спектакля определяют: -тему, проблему, задачу, сверхзадачу, ходы, приспособления, действия, противодействия и т. д. и т. п. Разобрав логическую, интеллектуальную составляющую, мы бережно выносим её за скобки, но не кладём в корзину. Она остаётся у нас в качестве индикатора, с которым мы будем согласовывать наши дальнейшие действия.

Переходим к второму этапу, к творчеству. Это работа на площадке, в мизансценах. Определяем конфликт, действие. Действие определяется одним словом - глаголом.

И здесь начинается самое главное… ходы, краски, приспособления и прочее зависят и определяются: возрастом артиста, его характером, жизненным опытом, темпераментом, вкусом, мировоззрением и т. д. Сотни, тысячи вариантов. … Начинается поиск, "муки" творчества. Собрать спектакль также сложно, как собрать и запустить космический корабль. Только спектакль собирается каждый раз заново, по индивидуальному проекту. Уместно вспомнить случай в театре "Современник", произошедший в 1967-м году: "Галина Борисовна Волчёк, пробуя себя в качестве режиссёра, репетировала инсценировку, по повести Гончарова: "Обыкновенная история". (Артисты: Олег Табаков, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва). За неделю до сдачи спектакля, Кваша встаёт в позу и, в знак протеста, отказывается от роли. Галина Борисовна обращается к Михаилу Козакову с просьбой срочно ввестись на роль старшего Адуева, спасти спектакль. Через неделю, уже с Козаковым, днём спектакль сдаётся труппе и худсовету. В течение всего прогона, в зале звенящая тишина, полное недоумение, шок… Последовало обсуждение: "Кто позволил этой… заниматься режиссурой?! Кто допустил?!… Позор для театра… Это показывать нельзя!» Вечером - спектакль… С первых же минут зритель ожил, бурно стал сопереживать происходящему на сцене, смеховая реакция сменялась бурными аплодисментами. Зрители взаимодействовали с артистами (они стали соавторами спектакля). Успех невообразимый. Это - один из лучших спектаклей театра "Современник". В данном случае, были соблюдены все компоненты «рождения» спектакля.

На практике артисты и режиссёры, на девяносто процентов, в процессе репетиции, путают, смешивают два репетиционных этапа: интеллектуальный и творческий. Действуют прямолинейно, однозначно, упираясь в голую логику. В результате - моторный темперамент, нет развития, отсутствие ходов, красок… тупик.

Зёрна системы Станиславского проросли, дали всходы. Был собран недурной урожай в лице Мейерхольда (система биомеханики), театр Вахтангова (блистательная импровизация), театр Таирова (постановочная режиссура), Мильтинис (Прибалтика, Паневежский драматический театр)- теория концептуальности и, наконец, Михаил Чехов (метод физических действий). Михаил Чехов в 1926-м году, во время гастролей МХАТа, остался в США, открыл школу на базе системы Станиславского и имел большой успех. Его метод активно использовался и используется в Голливуде и поныне. И всё же, все эти громкие имена и театральные течения - ветви и листья, дети мощного ствола и корней дерева, которым является система Станиславского. Константин Сергеевич годами репетировал спектакли, стремясь к совершенству. Но человеческая природа не до конца познаваема, процесс бесконечен.

Хочется, с благодарностью, вспомнить режиссёров моих дней, с которыми мне посчастливилось поработать. Это, бесспорно, неповторимый Георгий Александрович Товстоногов, наиболее близкий, в творческом поиске, К. С .Станиславскому. Я хорошо знаком с репертуаром театра, возглавляемого им (БДТ), читал его статьи, бывал на его встречах со зрителем. В конце концов, он бывал у меня в гостях со своими ведущими артистами. Я был приглашен на работу в его театр. (Приглашение не было принято ввиду личных, семейных обстоятельств).

Другим выдающимся режиссёром, с которым мне посчастливилось работать, был Анатолий Васильевич Эфрос (Ученик М. О. Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей К. С. Станиславского). Анатолий Васильевич работал в рамках системы Константина Сергеевича, но с одним существенным недостатком. Разбирая грамотно материал, он мало уделял внимания работе с артистами, назначая по три или четыре артиста на роль, а премьеру играл тот, кто лучше «спляшет».

И, наконец, самый преданный последователь учения К. С. Станиславского - Олег Николаевич Ефремов. Он был художественным руководителем, режиссёром, артистом и директором «Современника». Но основные усилия были направлены на борьбу с чиновниками от искусства, которые пытались запретить каждую новую премьеру. Несмотря на титаническую работу на всех фронтах, Олег Николаевич свято чтил и следовал учению Станиславского.

С выходом труда, в 1926-м году «Моя жизнь в искусстве», впервые были сформулированы базовые основы профессий актёра и режиссёра.

1991-й год. Гибель СССР. Страшная трагедия! За тридцать лет, благодаря усилиям «Верховного» и с Божьей помощью, мы восстановили экономику и отстояли независимость, суверенитет. Искусство, исключая отдельные виды, находится, до сих пор, под обломками катастрофы. Несистемность, отсутствие критериев, отсутствие программы ставит искусство в ранг самодеятельности, вкусовщины. Это не значит, что у нас нет талантов, талантливых проявлений. Они проявляются в одноразовых акциях. Сегодня искусство индивидуально-вкусовое.

Вкус - понятие непостоянное, ненадёжное. Оно быстро деградирует и опускается ниже плинтуса, перерождаясь в пошлятину, в антиискусство, становясь вредоносным.

В данный момент, люди искусства находятся в состоянии «ёжика в тумане». Безвременье в искусстве, также, обусловлено военным положением.

Но вспомним Вторую Отечественную войну. Рассвет искусства! Артисты находились на передовой, наряду с бойцами и внесли огромный вклад в Победу. Вспоминаются мудрые слова Иосифа Виссарионовича Сталина: «С интеллигенцией не надо бороться. Не поддержи её - она сама погибнет». Сталин уделял большое внимание людям искусства, что во многом способствовало духу Победы.

Сегодня огромное число молодых и зрелых талантов ждёт своего часа. Это огромная сила, которая подавляется «выдвиженцами», «суррогатом от искусства». Их судьба, и наша общая судьба, зависит от высшего руководства страны, их понимания огромной роли искусства в нашей жизни!