Найти в Дзене

К юбилею Севастопольского троллейбуса

6 ноября 1950 года в Севастополе был запущен первый троллейбус. В этом году 75 лет с момента появления троллейбуса в городе. Но это не первый электротранспорт в Севастополе, в 1898-1942 годах по улицам ходил трамвай, в 1926 году открывали даже линию на Балаклаву, это был пик трамвайного движения. Из первых троллейбусных маршрутов сохранился только один - № 3, с Ластовой площади до Приморского бульвара, самый маленький маршрут из 15 ныне действующих. С 1954 года, 71 год, троечка радует севастопольцев. Меняется только подвижной состав. В истории города был период, когда отказались от кондукторов, вместо них стоял автомат по выдаче билетов, всё было на совести пассажиров. Депо-1 было открыто на улице Льва Толстого в 1950 году, Депо-2 на улице Павла Горпищенко в 1966 году. Ровно через 30 лет в 1996 году на Камышовом шоссе было открыто Депо-3, которое почти сразу стало Депо-1, а на Льва Толстого теперь просто Управление. В 1997 году предприятию по просьбе коллектива был присвоено имя Алекса

6 ноября 1950 года в Севастополе был запущен первый троллейбус.

В этом году 75 лет с момента появления троллейбуса в городе. Но это не первый электротранспорт в Севастополе, в 1898-1942 годах по улицам ходил трамвай, в 1926 году открывали даже линию на Балаклаву, это был пик трамвайного движения.

-2

Из первых троллейбусных маршрутов сохранился только один - № 3, с Ластовой площади до Приморского бульвара, самый маленький маршрут из 15 ныне действующих. С 1954 года, 71 год, троечка радует севастопольцев. Меняется только подвижной состав.

-3

В истории города был период, когда отказались от кондукторов, вместо них стоял автомат по выдаче билетов, всё было на совести пассажиров.

Помните "Ну, погоди"? Это то самое...
Помните "Ну, погоди"? Это то самое...

Депо-1 было открыто на улице Льва Толстого в 1950 году, Депо-2 на улице Павла Горпищенко в 1966 году. Ровно через 30 лет в 1996 году на Камышовом шоссе было открыто Депо-3, которое почти сразу стало Депо-1, а на Льва Толстого теперь просто Управление. В 1997 году предприятию по просьбе коллектива был присвоено имя Александра Круподёрова, начальника троллейбусного управления в 1965-1992 годах...

В 2010 году в Севастополе впервые была проведена выставка троллейбусов, показывали действующие в городе и перспективные модели.

-5
-6

В те годы "Крымтроллейбус" перехватил у Севастополя немецкий грант и купил большую партию новых троллейбусов Богдан разных моделей - Т601, Т701 и Т801 - для Алушты, Симферополя и Ялты, они и ныне радуют крымчан. А Севастополь получил хорошее предложение наладить местную сборку МАЗ-ЭТОН-Т203, но не сложилось. Но зато к Евро-2012 Севастополь получил 16 новеньких ЛАЗ-Е183А1, самых лучших на сегодня троллейбусов, которые ходили и ходят по улицам города-героя, в 2025 году на маршрутах остался только один красавчик из Депо-2, но и его обещают убрать (бело-зелёный 2035, ходит на маршрутах №№ 4, 7 и 17, хотя раньше был постоянным на проспекте Победы, успейте прокатиться на этой красоте)...

В 2015 году состоялась вторая выставка Севастопольского троллейбуса.

-7
-8

Главной звездой был 1167 - сотрудники предприятия переделали своими силами один ЗиУ-682 и добавили в него аккумуляторов, так появилась идея гибридных маршрутов, собственно, к моменту выставки 1167 уже работал на новом маршруте № 22 до улицы Генерала Жидилова, открытый в октябре 2015, просуществовал он недолго, сейчас вместо него № 7а до кольца Дергачи.

Третий и последний раз широко публично отмечали день Севастопольского троллейбуса в 2017 году. Тогда была и выставка, но я туда не пошёл. Более интересная часть - предприятие на один день открыло для всех желающих свой музей и учебный класс, а после были покатушки на новом автономном "Мегаполисе", обкатывали возможные новые гибридные маршруты по улицам Генерала Мельника и Второй Обороны до Диорамы и до Казачьей улицы.

-9
-10
-11

В 2017-2020 годах Севастополь закупил 228 новых троллейбусов, в итоге в депо оказался 321 троллейбус, это был пик развития, Севастополь занял по стране 2 место по количеству троллейбусов. Но дальше не пошло. Сейчас на линии выходит всего 156 троллейбусов, позиции лидерства, скорее всего, утрачены. Не знаю последних цифр по депо, но вижу как в Депо-2 простаивает большое количество троллейбусов.

Но главное - люди, люди держат предприятие даже тогда, когда чиновники творят всякую дичь, за последние 11 лет в Севастополе так и не появился грамотный начальник Департамента транспорта. Очень бы хотелось развития, да не гибридными маршрутами, а обычными. За 11 лет было сделан только один участок примерно 500 метров от Депо-1 до Феолентовского кольца, а напрашивается дальше до 5 км, и к улице Григория Вакуленчука оттуда же. От 5 км можно вести дальше до Депо-2. Античный и Столетовский проспекты, улицы Казачья и Николая Музыки - вот минимум, где можно развивать троллейбус. По всем указанным локациям можно пустить новые маршруты, всего для минимального обеспечения троллейбусного движения на Корабельной и Южной сторонах нужно ежедневно 300 троллейбусов плюс пиковые. И всего 20 маршрутов, этот минимум вполне справится с учётом того развития территорий, которые я указал. И это удивительно, но к 2025 году в Севастополе не смогли повторить 1926 год, в Балаклаве так и нет электротранспорта, но, думаю, к этой идее можно вернуться, когда появятся новые микрорайоны на 7 км.

Коллектив ГУП "Севэлектроавтотранс" имени А. С. Круподёрова поздравляю с наступающим праздником. Пусть для Севастопольского троллейбуса будет только светлое будущее!

С уважением к читателям, фотограф и писатель Александр Рыжов.

П. С. Видео 2021 года из фотографий по проекту "Общественный транспорт Севастополя", все снимки сделаны с 2015 до 2021 годы. Вот этот красавчик 2035 и сейчас радует пассажиров.