"Когда снимался фильм «Берегись автомобиля»?" - подумала я, после просмотра этого замечательного трагикомедийного детектива советских времён.
Оказалось, что почти шестьдесят лет назад! Его выпустили на экраны в 1966 году. Тогда я ходила пешком под стол в прямом смысле слова.
Не помню, когда впервые посмотрела фильм Эльдара Александровича Рязанова. Мне даже показалось, что от начала до конца я его ни разу не смотрела.
Тем интереснее было погрузиться в советскую эпоху, встретиться с любимыми актёрами. Многих из них уже нет с нами, как и самого режиссёра и одного из авторов сценария - Эльдара Александровича Рязанова.
Берегись автомобиля. Впечатления
Не буду подробно пересказывать сюжет фильма. Те кто смотрел, его помнят. Тем, кто не смотрел его, не хочу портить ощущения новизны.
Фильм несомненно относится к жанру детектива. В нём есть преступление - серийный угон машин. Делом занимается следователь - герой Олега Ефремова.
Главный персонаж "Берегись автомобиля" - Юрий Деточкин. В его образе выступает несравненный Иннокентий Смоктуновский - преступник, угонщик.
Фильм действительно был бы вестерном с погонями, залихватскими виражами, прятками и догонялками, если бы не побудительные мотивы Деточкина. Он - современный Робин Гуд. Зло он творит ради добра. Наказывает воров и взяточников и награждает обездоленных.
Даже 60 лет спустя, в XXI веке фильм не потерял своей актуальности. Ведь это история о добре и зле, о романтической любви, об отношениях матери и сына, о справедливости, жульничестве и махинациях, это фильм о всех гранях человеческих отношений. Но "Берегись автомобиля" - не драма чувств и сложных переплетений судеб. История комедийная и глубоко философская. Не даром в финале Рязанов не даёт нам прямого ответа - присудили преступнику срок или нет и если наказали, то на какое время?
Небольшой намёк Рязанов даёт в финальных кадрах.
- Люба, я вернулся! - восклицает Деточкин, встречаясь со своей любимой. Её играла Ольга Аросева. Сцена настолько трогательная, что в Самаре установили памятник Иннокентию Смоктуновскому в роли Деточкина. Скульптура так и называется: «Люба, я вернулся».
С первых до последних кадров фильм не отпускает от себя. Ироничный, интригующий, захватывающий, необыкновенно добрый и смешной заставляет то улыбнуться, то прослезиться, то откровенно расхохотаться, то посочувствовать героям.
"Берегись автомобиля". Актёры
Для своих фильмов Рязанов всегда подбирал блестящий актёрский состав. О Смоктуновском, Аросевой и Ефремове упомянула выше.
Блестяще сыграли свои роли Жжёнов, Папанов, Евстигнеев, Готлиб Ронинсон. Особо хочу отметить Любовь Добржанскую - блестящую актрису. К сожалению, её очень мало снимали в кино. Спасибо Рязанову, что приглашал Любовь Ивановну в свои фильмы. Она снималась у режиссёра в "материнских" ролях, в "Иронии судьбы" сыграла маму Жени Лукашина, в «Берегись автомобиля» - маму Деточкина
Отрицательные персонажи в фильме Рязанова тоже получились трогательными и смешными. Тем более, что играли их великолепные актёры - Андрей Миронов, Донатас Банионис, Галина Волчек.
Кстати, Банионис обожал свою роль в "Берегись автомобиля". Великолепный актёр по-русски говорил с акцентом и его всегда озвучивали другие мастера. В своём эпизоде фильма Рязанова Банионис самостоятельно озвучил героя. Вот две его чудесные фразы, произнесённые с неподражаемым прибалтийским акцентом:
- Одни коворят, что Бог есть. Другие - что Бога нет. И то, и другое - нетоказуемо.
- Я - пастор. Этти рУбли - этто Ему. Ну фот, осталось немного!
Иннокентий Смоктуновский
О главном герое фильма хочется сказать отдельно. Смоктуновский - это явление в советском кинематографе. Мало кто из актёров достигает такого уровня перевоплощения, как Иннокентий Михайлович. Приведу цитату Эльдара Александровича из книги "Грустное лицо комедии или Наконец подведённые итоги" об этом актёре:
"Я считаю дарование Иннокентия Михайловича Смоктуновского редкостным и удивительным. Пожалуй, он первый в нашем кино смог так обнажить душу, раскрыть глубинные психологические тайники человека, показать своё буквально кровоточащее сердце. Я видел многих прекрасных исполнителей, способных сыграть все, и тем не менее, их внутренняя жизнь была словно прикрыта панцирем, бронёю, они никого не пускали в сокровенные недра души, не делали зрителя соучастником сердечных страданий. А Смоктуновский как бы снял с себя кожу и показал всем свою боль и горечь".
К этим словам уже и добавить нечего. Только фотографию надгробного памятника на Новодевичьем кладбище. Отдельной фотографии у меня нет, только кадр двух могил. Слева с круглым белым медальоном и барельефом - Смоктуновский, справа - Ролан Быков.
Что в итоге? "Берегись автомобиля" - блестящее достижение советской кинематографии. Фильм, где "и жизнь, и слёзы, и любовь", и блестящие актёры и очень трогательный сюжет. Обожаю!
Отзыв написан в рамках 10-го детективного марафона. Его проводит канал Библиография.
А КАНАЛ 1147 приглашает читателей в "Телеграмм". Там живёт искусство!
КАНАЛ 1147 в Телеграмме.