Найти в Дзене

О разнице настроений и чувств, с которыми к Высшим Силам обращаются христиане и язычники

Для начала считаю важным уточнить, что в целом я не отношусь к христианству негативно (другое дело, что некоторые слишком настырные и уверенные в своей правоте его последователи вызывают негатив). Но не считаю, что эта вера для меня подходит. И одна из причин - в разнице настроения и чувств, с которыми к Богу обращаются христиане, и с которыми к своим богам приходят язычники. Эту разницу я заметила и изучая исторические источники (в т.ч. и Библию), и на собственном опыте обращения к эллинскому пантеону. Языческий эпос какого бы народа вы ни решили прочесть, зачастую встретитесь с одними и теми же мотивами: люди в дохристианских культурах обращались к Богам в поисках справедливости, защиты, силы сражаться или мстить, порой - любви. Языческие Боги могли направить, дать совет, или наставление, даровать свое покровительство или прибавить сил. Но они практически никогда не дают смертным в готовом виде то, чего те желают. Да и сами люди напрямую об этом не просят. Особенно ярко это отношение
Оглавление

Для начала считаю важным уточнить, что в целом я не отношусь к христианству негативно (другое дело, что некоторые слишком настырные и уверенные в своей правоте его последователи вызывают негатив). Но не считаю, что эта вера для меня подходит.

И одна из причин - в разнице настроения и чувств, с которыми к Богу обращаются христиане, и с которыми к своим богам приходят язычники. Эту разницу я заметила и изучая исторические источники (в т.ч. и Библию), и на собственном опыте обращения к эллинскому пантеону.

Для начала немного исторического контекста

Язычники и их боги:

Языческий эпос какого бы народа вы ни решили прочесть, зачастую встретитесь с одними и теми же мотивами: люди в дохристианских культурах обращались к Богам в поисках справедливости, защиты, силы сражаться или мстить, порой - любви. Языческие Боги могли направить, дать совет, или наставление, даровать свое покровительство или прибавить сил. Но они практически никогда не дают смертным в готовом виде то, чего те желают. Да и сами люди напрямую об этом не просят.

Особенно ярко это отношение человека у Богу как младшего члена семьи к старшему наставнику прослеживается в моих любимых «Илиаде» и «Одиссее» (да, я часто буду их поминать, привыкайте). Род некоторых из героев и в самом деле восходит к Богам, другие могут просить их покровительство.

Но так или иначе воины, которые призывают мудрость Афины и ярость Ареса на поле боя, в состязаниях или мирной жизни, никогда не бездействуют. Они готовы сражаться даже когда видят, что победа почти невозможна. Они просят Богов о помощи, но не о решении всех своих проблем.

Совершенно иную ситуацию наблюдаем в Христианстве (особенно в Новом Завете):

Христиане приходят к своему Богу со страданием и мольбой. С чувством полной беспомощности и с ощущением, что их судьба всецело во власти небес. Они ждут чуда, исцеления, утешения и искупления и... совершенно ничего не делают, чтобы улучшить собственное положение.

Молящиеся в церквях всегда склоняют голову (в то время как язычники поднимают руки и лицо к небу), смиряются с «испытаниями», которые им, по их мнению, посылает Бог после молитв. Христианство учит своих последователей кротости и смирению, что само по себе не плохо, но в переизбытке приводит к потере воли.

Если обобщить:

Последователи любых конфессий сталкиваются в жизни с проблемами и испытаниями, но обратите внимание на то, насколько разной может быть реакция на них: язычники в горе не стесняются горевать, в радости - пировать, и продолжали бороться, пока чувствовали в себе силы (или в крайнем случае, становясь стариками, поучали молодняк и вспоминали былые дни, но не теряли бодрости духа). Христиане в горе стенают, в моменты радости остаются тихими и не слишком притязательными и значительная часть их жизни состоит в подготовке к переходу в мир иной.

О моем личном опыте поклонения языческим богам

Но это все - история. То, что можно увидеть в религиозных текстах и мифах. Теперь немного о моем опыте, который вполне подтверждает изложенные выше наблюдения.

О том, что чувствует христианин, стоя перед иконой своего Бога, я судить не могу, потому что в храмы никогда не ходила, религиозная атрибутика при попытках ее надеть с меня всегда сваливалась (в конце концов я перестала даже пытаться ее надевать, еще не зная, что я вовсе не принадлежу к этой конфессии). Да и само христианское учение интересует меня исключительно с точки зрения истории религии.

Но кое-какой опыт языческого поклонения у меня накопился. И вот что я заметила: в тех случаях, когда я приходила к Богам в смятении, в отчаянии, в слезах или со злобой, они отказывали в помощи. Но всякий раз, когда я приближалась к алтарю Гермеса с живым любопытством, весельем и готовностью рискнуть, к Аполлону - со спокойствием, благодарностью и желанием творить, когда зажигала свечу Афродите с азартом и чувством, что я прекрасна и желанна, неизменно получала ответ. И помощь (правда порой крайне своеобразную и не совсем ту, на которую рассчитывала, но довольно значительную).

Кому-то такой подход может показаться жестоким, но как по мне это справедливо. Если ты мысленно уже сдался, зачем тебе помощь Богов?

_______

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Заранее благодарю)

Больше о моем пути в язычестве - в этой подборке.