Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Символично как получилось! К 30 октября, когда в России отмечали день тренера, в центре медийного внимания оказались тренеры как из мужской, так и женской Суперлиги. Оба Инфоповод у обоих был одинаковым, загадочность их тоже объединяла. Георге Крецу исчез из «Белогорья», что по словам капитана команды Павла Тетюхина, стало для игроков шокирующим известием, а Ришат Гилязутдинов закончил работу в московском «Динамо». Спустя полгода после прихода в клуб и по обоюдному согласию, как следует из официального сообщения.
Но если у «Белогорья» с турнирным результатом порядок , то воронка поражений, невзрачных матчей и загадочности зятягивает «Динамо» все глубже. В Челябинске позавчера московская команда проиграла четвертный матч подряд – уже второй подряд без Гилязутдинова. Искать в причинах расставания с ним турнирный след глупо. Без учета Кубка Победы, где «Динамо» после четырех побед на групповом турнире оказалось последним в финале четырех, пока ничего не проиграло в этом сезоне. До решающих матчей чемпионата и Кубка России еще предстоит путь, за который можно успеть и создать новую команду, и даже чуть обновить ее.
Слухи и версии вокруг внезапного увольнения главного тренера уже появились разные, была и такая трактовка: Ришат Гилязутдинов изначально для этой команды не подходит. Тезис абстрактный – но давайте представим,что он верный. В спорте так иногда бывает: конкретный тренер в определенный момент не сочетается с конкретной командой. Тогда нам придется задаться вопросом: а где и в чем ответственность людей, которые «неподходящего» тренера приглашали и назначили?
Теперь попробуем восстановить некоторые события. Вы помните, что предшествовало расставанию с Гилязутдиновым? В гостевом матче с «Локомотивом» (1:3) в квадрате для запасных оказалась Наталия Гончарова (игравшая предыдущие матчи) и хотя у другой диагональной (Елизаветы Лукьяновой) дела пошли неважно, Гончарова на площадке не появилась. Послематчевое флеш-интервью Гилязутдинов проигнорировал, а его ближайший (по иерархии) помощник – старший тренер Сергей Сикачев - вопрос о Гончаровой отбил сухим: «без комментариев».
Кстати, показательно, что теперь во главе команды стоит не Сикачев, хотя по логике полномочия главного должны перейти к старшему тренеру. Но исполняющим обязанности стал Аркадий Козлов, тоже в «Динамо» человек новый. А применительно к Сикачеву будет уместно предположить, что он воспринимается руководством, как человек Гилязутдинова, которому долго помогал в казанском «Динамо-Ак Барс», откуда и пришел по приглашению старшего и давнего знакомого коллеги.
Вообще, при всей спорности, эпатажности и комичности происходящих в «Динамо» событий последних двух лет, все это выглядит лишь элементами закономерной тенденции. Которая затянула клуб, когда новые реалии нашего волейбола обозначились в полный рост. И здесь опять придется вспомнить о кадровой политике «Динамо», которое так и не создав систему для подготовки игроков и по сути закрыв двери в основной состав для еще неопытной молодежи, делало ставку исключительно на внешний рынок. Называя вещи своими именами – переманивание игроков у конкурентов.
Такая стратегия (если это можно так называть) эффективно работала в прежних реалиях, когда выбор на внутреннем рынке был шире, подписывать иностранок из категории «топ» было полегче, а на всю Суперлигу имелось у «Динамо» один-два конкурента.
Но времена изменились. Во-первых, Суперлига стала другой, с фундаментально возросшей конкуренцией. Вспомните, где пять лет назад был челябинский «Динамо-Метар» и какой он сейчас, посмотрите результаты еще двухлетней давности у «Заречья», учтите последовательное закрепление рядом с лидерами «Протона» (без учета прошлого сезона) и то, что к финансовым «тяжеловесам» с некоторых пор стали относить и «Ленинградку». При этом российский рынок игроков сократился (в том числе и за счет многолетней потребительской политики московского «Динамо»), ежегодный отъезд наших игроков в другие страны сокращает выбор еще сильнее. В этих реалиях стратегия «Динамо» требованиям времени уже не отвечает, а ничего нового руководители клуба не изобрели. Но если даже изобрели, то на практике не реализовали.
Что в итоге? В такой ситуации любое кадровое решение хоть по игрокам, хоть по тренерам, грозит стать ошибочным изначально. С той лишь оговоркой, что очевидность ошибки проявится не сразу.
Напомним что Гилязутдинов уже третий бывший тренер «Динамо» за полтора года. Итогом провальной весны 2024 года стал отказ продлевать контракт с Константином Ушаковым, спустя год виноватым в безмедальном сезоне был объявлен Александр Кошкин, теперь вот как сообщают медиаресурсы «Динамо» ,по обоюдному согласию клуб расстался с Ришатом Гилязутдиновым. Кстати, текст сообщения выглядит предельно сухо и по канцелярски, без привычных для такой ситуации слов благодарности за работу и пожелания успехов в дальнейшей карьере.
Действия руководства «Динамо» все больше похожи на спешный сброс козырей в карточной игре – в иллюзорной надежде, ччто оппонент вдруг сам ошибется.
Еще деталь. Генеральный директор «Динамо» Владимир Зиничев был очень самодоволен и остер на язык в адрес конкурентов в медиапространстве в период гегемонии бело-голубых. Теперь Зиничева в СМИ предсказуемо стало меньше, хотя привычный популизм, дерзость и самодовольство в тональности генерального директора сохранились, но вот убедительность резко упала. Тем интереснее, с какими поучающими тезисами и «открытиями» руководитель «Динамо» выступит в комментарии к расставанию с Гилязутдиновым. Если этот комментарий когда-нибудь появится.
При том, что издержки многолетней стратегии уже наотмашь бьют по самому «Динамо», там продолжают отправлять под грозный ветер ответственности тренеров. Но количество расходных фигур все- таки лимитировано. Нельзя же уворачиваться от ответственности бесконечно.
Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. А если раньше почему-то не были подписаны, но намерены изучать волейбол вместе с нами,то сейчас же и подписались!