27 ноября 2019 года я первые выступил на XХV-й Царскосельской научной конференции «Сады и парки. Энциклопедия стиля», которая непрерывно работает уже более тридцати лет. Я пишу «непрерывно», потому, что это действительно так. Заканчивается конференция и оргкомитет начинает работать над разработкой концепции и тематики следующей. Чтобы было всем интересно, чтобы новые идеи, мысли, открытия в области истории и искусствоведения нашли своих слушателей и читателей. Обычно уже в конце января – начала февраля следующего года тема конференции выстраивается и авторы, будущие докладчики высылают заявки на участие с темой доклада. Готовятся статьи, к июню их получает оргкомитет, смотрит, читает, критикует, и, если они удовлетворяют высоким требованиям конференции, принимает к печати. Затем идет работа с научным редактором, с техническим редактором и с корректором. К ноябрю полностью формируется программа и издается сборник. В 2019 году сборник статей состоял из двух томов, в сумме это было более тысячи страниц текста и иллюстраций. Этой огромной работой на протяжении почти тридцати лет руководит заместитель директора Царскосельского заповедника по научной и просветительской работе Ираида Куртовна Ботт. Счастлив, что десять лет назад жизнь связала меня с этим замечательным человеком и привела к пониманию и дружбе.
Статья опубликована в сборнике к XХV-й Царскосельской научной конференции. Публикую ее здесь с небольшими поправками и многочисленными цветными иллюстрациями, которые невозможно было вместить в «бумажном издании».
Италия – страна-сад и страна садов. И в «энциклопедии стиля» итальянское садово-парковое искусство занимает одно из первых мест. В рамках изучения истории садов и парков Италии Пьемонт, северо-западный регион страны, расположенный на границе с Францией и Швейцарией, незаслуженно мало
известен в России, и тому есть сразу несколько причин. Являясь вплоть до XVI в. частью французской Савойи, Пьемонт долгое время находился на периферии российских интересов, даже официальные дипломатические отношения России с герцогством были установлены лишь в 1783 г..
В XIX в. Пьемонт был центром Сардинского королевства, имел в России славу «полицейского» государства и не часто посещался русскими путешествен-никами. Отчасти поэтому даже в знаменитых курбатовских «Садах и парках» садам Изола Белла (читайте мою статью об Isola Bella) на озере Маджоре (Lago Maggiore) посвящена всего страница текста, а Пьемонту в целом – лишь маленький абзац.
Благословенное место – плодородная долина реки По и ее притоков, находящаяся под защитой от северных ветров самой высокой частью Альп, Пьемонт исторически и самим своим местоположением был предназначен для расцвета садово-паркового искусства XVII–XVIII вв. К этому времени в современном границах региона сформировалось два независимых «садовопарковых» центра – в провинции Турин, а также на побережье
и островах озера Маджоре. Грандиозные садово-парковые ансамбли в районе Турина связаны с Савойской династией, амбиции дворцового строительства которой часто не соответствовали имеющемуся в их распоряжении бюджету. В 1563 г. герцог Савойский Эммануил Филиберт (Emanuele Filiberto I) перенес
столицу из (ныне французского) Шамбери в Турин. С этого момента начинается эпоха строительства сначала герцогских, а с 1720-х гг. – королевских резиденций в Пьемонте. Расцвет масштабных дворцово-парковых ансамблей пришелся на окончание XVII в. и на весь XVIII в..
Смотрите также подборки моих фотографий 2012-2017 гг. Турина и окрестностей в музыкальных слайд-шоу "Турин. Часть I" и "Турин. Часть II"
В период наполеоновских войн дворцы и парки подверглись существенному разграблению и разрушению, а быстрый взлет Савойской династии до
«короны всей Италии» и перенос столицы в Рим в 1870 г. способствовал некоторому «запустению» дворцов и парков Пьемонта. Провозглашение Итальянской республики после Второй мировой войны и молчаливо-отрицательное отношение населения страны к двум последним королям привели к почти 50-летнему разрушению королевских резиденций в Пьемонте. Дворцы в лучшем случае занимали военные или различные учреждения, за садами и парками не ухаживали. Только в 1997 г. большинство королевских резиденций в Пьемонте вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за свою красоту и необычность.
Построенные в XVII–XVIII вв. выдающимися архитекторами А. и К. ди Кастелламонте (Amedeo е Carlo di Castellamonte), Ф.Юварра (Filippo Juvarra) и Г.Гварини (Camillo Guarino Guarini) на грани двух стилей – маньеризма и барокко, – они привлекли внимание искусствоведов всего мира. Однако лишь
в 2017 г. в Италии был организован Консорциум Королевских Савойских резиденций (Consorzio delle Residenze Reali Sabaude), призванный создать серьезную финансовую базу для реконструкции дворцов и парков вокруг Турина. Сейчас Консорциум курирует реставрацию 14 королевских дворцов, зданий и садов в самом Турине, 12 дворцов и замков с парками в окрестностях города и трех грандиозных церквей с монастырскими угодьями.
По-иному складывалась судьба ансамблей на озере Маджоре. Достаточно долго, вплоть до XIX в. эта провинция являлась частью Ломбардии. Начиная с XVI в., четыре острова на озере постепенно становятся собственностью богатейшего миланского аристократического семейства Борромео (Borromeo),
давшего название архипелагу – Борромейские острова. На двух из них Изола Белла (Isola Bella; Прекрасный остров) и Изола Мадре (Isola Madre; Остров Матери) семья создает дворцово-парковые ансамбли, ныне привлекающие внимание туристов и любителей искусства со всего мира. С середины XIX в., благодаря красоте и уникальному микроклимату, небольшие городки (прежде всего Стреза; Stresa) на побережье озера становятся популярными курортами для обеспеченных людей. Рядом с роскошными отелями и виллами знати в декорации из озерной глади и альпийских вершин разбиваются новые обширные сады и парки.
Автору удалось познакомиться с садами и парками Пьемонта в 2012–2018 гг. в пяти недельных поездках. Отрадно отметить динамику восстановления садов провинции Турин и образцовое содержание парков на озере Маджоре. Почти каждый исторический сад этого региона достоин не только отдельной статьи, но
целой монографии. Рамки настоящей публикации, к сожалению, позволяют ограничиться лишь кратким обзором, который, надеюсь, будет полезен впоследствии для путешественников и исследователей.
Один из старейших парковых районов центра Турина – называемый Королевскими садами (Giardini Reali) – разбит в непосредственной близости к Королевскому дворцу, Савойской галерее, Кафедральному собору и часовне Плащаницы. Он занимает площадь около 7 га и состоит из пяти отдельных садов. В 1997 г. при тушении пожара в часовне Плащаницы пострадала
значительная часть Королевских садов, и до 2022 г. продолжалась их комплексная реставрация. Самый старый, примыкающий к дворцу и галерее, Герцогский сад (Giardino del Duca) – представляет собой открытый строгого барочного рисунка английский партер с круглым фонтаном в центре. Соседний участок Il Boschetto («Лесок»), ограниченный с севера Зеленым бастионом (Bastion Verde – остатки старых укреплений города, включенные в парковую зону), превращен в своеобразный памятник с помощью инсталляции художника П.Прециозе (Pietre Preziose), который использовал части разрушенных скульптур и архитектурных элементов часовни Плащаницы – шедевра XVII в.
работы Гварини.
Примыкающий к Королевскому дворцу и Арсеналу сад Искусств (Giardino delle Arti) разбит в период правления герцога Карла Эммануила II (1634–1675) в версальских традициях. Центром композиции сада Искусств является большой барочный фонтан Нереид и Тритонов, созданный в 1755 г. внучатым племянником великого архитектора Юварры скульптором С.Мартинесом (Simone Martinez).
Завершает ансамбль все еще реставрируемых верхних Королевских садов Восточный сад (Giardino di Levante), имеющий радиальную планировку. Верхние сады отделены от нижних остатками городских укреплений. В 1864 г. по приказу короля Виктора Эммануила II в нижних садах был открыт Зоологический сад. Со стороны Кафедрального собора и Савойской картинной галереи к ансамблю Королевских садов примыкает недавно заново разбитый регулярный сад в археологической зоне (Parco Archeologico Torri Palatine), так называемых ворот Башен Палатина (Porta Palatine) – хорошо сохранившейся древнеримской постройки с пристроенными позже средневековыми башнями.
Вилла Реджина (Villa della Regina) – отреставрированный дворцово-парковый ансамбль, сейчас находящийся почти в центре современного Турина на склоне горы, на правом берегу реки По и совсем рядом с огромной площадью Витторио Венето (Piazza Vittorio Veneto). В XVII в. это была пригородная резиденция, построенная для кардинала М.Савойского (Maurizio di Savoia)
архитекторами ди Кастелламонте. Кардинал был родным братом герцога Виктора Амадея I, он отказался от сана и женился на своей племяннице Луизе (Людовике) Савойской, поэтому долго вилла называлась Виллой Людовики. Сад виллы – один из ярчайших примеров террасированного итальянского сада.
Сад имеет обширную террасу перед дворцом, называемую Гран Рондо (Gran Rondeaue), с двойной лестницей и фонтаном, украшенным статуями Нептуна и 12 возлежащих речных богов.
Позади дворца устроен трехуровневый большой амфитеатр, завершаемый павильоном с водопадом, низвергающимся из гротаЛесного Короля (La Grotta del Re Selvaggio). Грот завершается площадкой с небольшим павильоном Верхнего Бельведера. Амфитеатр украшен статуями, многочисленными фонтанами, окружен виноградниками, фруктовыми садами, «диким» лесом.
В виноградниках устроена смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на Турин.
Вилла долгие годы принадлежала Национальному институту дочерей офицеров, сражавшихся во время войн за независимость Италии, была сильно повреждена в годы Второй мировой войны, сад виллы полностью зарос и был заброшен. С 1994 по 2007 г. была проведена комплексная историческая реставрация виллы. В 2016 г. научный комитет «Il Parco Più Bello» («Самый красивый парк)» выбрал парк виллы Реджина первым среди десяти лучших садов и парков Италии.
Парк Валентино (Parco Valentino), примыкающий к позднеренессансному дворцу Валентино на левом берегу реки По, – один из первых и самых любимых публичных парков Турина. В 1630–1660 гг. архитекторами ди Кастелламонте был воздвигнут внушительных размеров замок Валентино (так издревле называлась эта местность). Замок использовался как летняя резиденция Савойского дома и обрастал многочисленными садами. В ХIX в. парк был заново спланирован в «свободном» стиле французским ландшафтным архитектором Ж.-П.Барие-Дешам (Jean-Pierre Barillet-Deschamps).
В 1884 г., по случаю открытия Генеральной выставки Италии, в парке были воздвигнуты многочисленные павильоны в стиле средневекового городка, навеянном замками регионов Пьемонт и Аоста (Piedmont e Aosta).
Несмотря на то, что павильоны должны были быть разобраны после выставки, их сохранили, и сейчас это самое колоритное место парка называется «Средневековой деревней». К замку и Средневековой деревне примыкает небольшой университетский ботанический сад. Парк Валентино украшают многочисленные скульптуры, восстановленный в 2018 г. фонтан «Двенадцати
месяцев» и Триумфальная арка.
Венария Реале (Reggia di Venaria Reale) наряду с неаполитанской Казертой является настоящим итальянским Версалем. Главная загородная резиденция Савойской династии, как и Версаль, вначале была небольшим охотничьим замком, построенным в 1658–1675 гг. архитекторами ди Кастелламонте для герцога Карла Эммануила II. Во время многочисленных войн дворец
неоднократно разрушался, но весь XVIII в. восстанавливался и расширялся сначала М.Гарове (Michelangelo Garove), затем Юварра.
Грандиозный парк во французском стиле с расширяющимися перспективами на фоне Альпийских гор, фонтанами, розариями и цветниками, водными каскадами был полностью разрушен Наполеоном. С наполеоновских войн и до 1978 г. резиденция использовалась лишь в военных целях, а парк Венарии был превращен в плац и полностью деградировал. Восстановление исторического французского парка, дворца Венария, замка и парка La Mandria, а также примыкающего к комплексу городка – пример одного из самых больших реставрационных проектов в Западной Европе стоимостью более 280 млн евро.
В настоящий момент для осмотра и прогулок доступна уже большая часть парка, партеры, розарий, водные каскады, законсервированные раскопки барочного фонтанного каскада Геркулеса. Особый интерес представляет нижний сад Текучих скульптур (Giardino delle Sculture Fluide) работы современного скульптора Дж.Пеноне (Giuseppe Penone), созданный заново на месте погибшего еще в XVIII в. сада. В садах Венарии Реале проводятся многочисленные выставки, инсталляции, праздники, семинары, встречи с экспертами, специальные детские мероприятия – с привлечением ведущих деятелей мировой культуры уровня музыканта Б.Ино (Brian Eno) и режиссера П.Гринуэя (Peter John Greenaway).
Дворец Ступиниджи (Palazzina di caccia of Stupinigi) был построен на месте старого охотничьего замка в 1729–1733 гг. архитектором Юварра для герцога Виктора Амадея II и предназначался для придворных охот, праздников и развлечений. Регулярный закрытый сад, окружающий дворец, представлял собой комплекс из череды партеров, клумб и перспектив. В летнее время в саду выставлялись в кадках многочисленные лимонные и апельсиновые деревья, пальмы из находящихся рядом оранжерей. Открытый парк, окружающий закрытый сад, общей площадью более 1700 га использовался для охоты во время визитов в Турин важных особ (в том числе великого князя Павла
Петровича с супругой в 1782 г.). Сильно запущенный в XX в. парк и дворец реставрируются с 1998 г., в настоящий момент значительная часть регулярного сада восстановлена, а открытый охотничий парк превращен в Природный парк Ступиниджи.
Замок Ракониджи – один из старейших замков Пьемонта, пинадлежал младшей ветви Савойской династии – Кариньяно (Carignano), со временем давшей Италии четырех королей. Замок был радикально перестроен в 1676–1684 гг. Гварини, который разбил вокруг дворца грандиозный регулярный сад в стиле
Ленотра (André Le Nôtre). В 1757 г. архитектор Дж.Б.Бора (Giovanni Battista Borra) перестроил замок в неоклассическом стиле, в те же годы регулярный французский сад постепенно превращается в пейзажный. В 1836 г. прусский ландшафтный архитектор К.Куртен (Antonius Xaverius Kurten) полностью преобразовал творение Гварини в романтический парк: с криволинейной планировкой, каналами, мостиками и неоготическими постройками (ферма Маргариа, оранжереи).
К визиту в замок российского императора Николая II в 1909 г. в парке недалеко от дворца была построена «Русская дача» в стиле швейцарского шале, однако Николай II жил во дворце, в специально отведенных ему комнатах с отделкой в стиле шинуазри. В 1946 г. после провозглашения республики замок был национализирован и закрыт. С 1994 г. здесь открыт музей, во дворце и в парке проводится осторожная реставрация, а парк поддерживается на время эпохи
Куртена. В 2010 г. парк замка Ракониджи был назван в числе десяти лучших итальянских садов и парков научным комитетом «Il Parco Più Bello (Самый красивый парк)».
Продолжение статьи о садах и парках у побережья и на островах озера Маджоре, читайте в Части II ›
Смотрите также подборки моих фотографий 2012-2017 гг. Турина и окрестностей в музыкальных слайд-шоу "Турин. Часть I" и "Турин. Часть II"
Благодарю за внимание. Жду вас на страницах следующих публикаций. Полный вперед!