Найти в Дзене
CatScience

Про Хирша и его индекс

Попасть в чёрный список в интернете за «низкую культуру дискуссии» — неприятно. Особенно если в процессе сей дискуссии вы не успели ни вежливо указать на орфографические ошибки оппонента, ни изящно прибегнуть к аргументу «Гитлера», ни процитировать мудрейшую истину про «учёных на #$% верчёных». Но, пожалуй, ещё более неприятно, будучи настоящим ученым, словить полугодовой бан на научной платформе за всё ту же «низкую культуру дискуссии», даже не успев померяться хиршами. Особенно если вы сами — Хорхе Хирш. Собственно, сам индекс Хирша знают все, его фамилия уже 20 лет как прочно поселилась в мировом академическом фольклоре. В 2005-м году этот аргентинско-американский физик из UC San Diego высказал на платформе arXiv простую идею: надо некоему одному числу - назовем его h (действительно) - поручить суммировать и продуктивность, и влияние исследователя. Он определил h как "наибольшее число, для которого у автора есть не меньше h статей, каждая с ≥ h цитатами". А теперь на пальцах. Так ка

Попасть в чёрный список в интернете за «низкую культуру дискуссии» — неприятно. Особенно если в процессе сей дискуссии вы не успели ни вежливо указать на орфографические ошибки оппонента, ни изящно прибегнуть к аргументу «Гитлера», ни процитировать мудрейшую истину про «учёных на #$% верчёных».

Но, пожалуй, ещё более неприятно, будучи настоящим ученым, словить полугодовой бан на научной платформе за всё ту же «низкую культуру дискуссии», даже не успев померяться хиршами.

Особенно если вы сами — Хорхе Хирш.

Собственно, сам индекс Хирша знают все, его фамилия уже 20 лет как прочно поселилась в мировом академическом фольклоре. В 2005-м году этот аргентинско-американский физик из UC San Diego высказал на платформе arXiv простую идею: надо некоему одному числу - назовем его h (действительно) - поручить суммировать и продуктивность, и влияние исследователя. Он определил h как "наибольшее число, для которого у автора есть не меньше h статей, каждая с ≥ h цитатами".

А теперь на пальцах. Так как ученых у нас в интернетах всегда толпы, благодаря индексу Хирша вы легко определите свою авторитетность и даже сможете тыкать ей в комментариях! Отсортируйте свои научные статьи по убыванию цитирований. Двигайте пальцем сверху вниз, пока номер строки не превысит число цитат у соответствующей статьи — вуаля, предыдущая строка и есть ваш Хирш. Он показывает минимум «сколько» вы опубликовали и «как сильно» это цитируют. Просто, понятно и — увы — соблазнительно измеримо.

-2

В общем, спустя считанные недели после публикации идеи Хирша сами Nature отметили появление h-индекса как попытку «справедливее ранжировать учёных» — и метрика стремительно вылетела в публичную повестку. На самом деле, у нее полно слабых мест, особенно если вы заглянете в глубины РИНЦ и оцените самых "высокохиршевых" авторов.

Но давайте лучше вернемся к цензуре и тиранам.

В 2020 году в Nature вышла сенсационная работа: при экстремально высоком давлении заявили достижение сверхпроводимости при комнатной температуре. Речь шла о гидридах — соединениях, где водород «зажат» высоким давлением.

Хирш, известный своей активной (и нередко резкой) научной позицией, одним из первых публично усомнился в результатах. Он утверждал, что данные могут быть фальсифицированы или искажены, и требовал перепроверки. Авторы и коллеги отвечали собственными текстами — запахло жареным, и спор быстро переехал из к̶о̶м̶м̶е̶н̶т̶а̶р̶и̶е̶в̶ ̶в̶ ̶в̶к̶ лабораторий в прессу.

В итоге горячей дискуссии Хирш словил бан на той самой платформе arXiv на 6 месяцев)

Ему запретили выкладывать новые версии и материалы за "нарушение норм профессионального тона", что, разумеется вызвало целую волну обсуждений. Хирш считал происходящее вопиющей цензурой (хотя, его оппоненты были также забанены), arXiv же остался при своих стандартах и советовал ребятам немного остыть.

Что ж, совет, полезный всем нам, каким бы хиршем вы не обладали. Так что ловите прикольную историю в качестве заключения.

В 2013-м Евгений Кунин - супер крутой биолог, работающий в Америке, выложил на ЖЖ историю:

«Свой индекс большинство обладателей приличных значений, конечно, знают, но поминают в основном в шутку, за стаканом после конференции. Можно упомянуть, представляя докладчика на семинаре, это звучит как-то веселее, чем членство в академиях и пр. Включать h-index в CV - палка о двух концах, некоторых это крайне раздражает. Знаю коллегу (с h-index никак не менее 50), который отказывается рассматривать CV, в которых это указано.
Но это все присказка, я не об этом, а об эпизоде, которым искренне горжусь, в отличие от любых значений пресловутого индекса. Два года назад мне пришлось в очередной раз посетить с семинаром University of California-San Diego и в ходе этого визита встретиться...с самим Хорхе Хиршем (Jorge Hirsch). Он - профессор в UCSD уже 30 лет и в свободное от разработки индекса время занимается неортодоксальными теориями сверхпроводимости. Он сам пожелал со мной встретиться "to meet a man with an h-index over 120", по его выражению. В ходе нашей беседы, вполне приятной, я ему объяснил, среди прочего, как он стал частью русского фольклора, а именно, что означает "мериться хиршами". Для него это было совершенно ново. Такой вот у меня claim to fame...»

В общем -- береги платье снову, а хирш смолоду.

*Евгений Кунин обладает одним из самых высоких индексов Хирша в мире

Автор: Александр Грибоедов