Всем добрый вечер!
У нас в Барнауле началась та самая унылая осень, которая давала пишу для поэтических виршей нашим классикам: холодный дождь и слякоть. Так что виршей у нас нет и мы просто ждем дождя со снегом и сидим дома.
У меня после ремонта дел по разбору и сортировке вещей и книг из нашей большой комнаты очень много, но это такая нудная работа, что я, немного попротирав огромные медицинские атласы и энциклопедии (вообще ставшие нам СЕЙ МОМЕНТ ненужными!!! Ну, никак и никуда!), все-таки уселась за компьютер и начала искать "КОНЦЫ" историй о своих предках, фотографий которых не сохранилось у нас в родне ни одной вообще. Ни одной.
Вот не знаю кому как, а мне очень хочется посмотреть на лица родни (а их угнали в ссылку примерно половину деревни Усть-Тулатинка Чарышского района Алтайского края). Да и не только там они уже тогда жили, а уже и расселились по району в 1900-1937 гг.
Недавно читала родословные истории в группе "Никольский храм в Тулате" в ОК и там давно уже началось движение к поиску своих репрессированных родственников из Тулаты в Нарым и в другие места в Сибири. И среди статей там были даже фотографии найденными и чудом выжившими родственниками из Нарыма.
Вот и я нашла в Сети просто название НАРЫМ и Нарымский музей и поняла, что зря я не сообразила раньше искать хотя бы какую-то информацию вот так, уже через архивы репрессированных в конкретных местах и музейные фонды в местах репрессий. Ну, потому, что письма через краевой архив у меня не получились.
Вот на первом фото к этой статье как раз этот самый Нарымский музей. Фото это из сети. И данные о нём:
"Нарымский музей политической ссылки
Томская обл., Парабельский р-н., с. Нарым, ул. Куйбышева, д. 33
Нарымский музей основан в 1938 г. как музей имени И.В. Сталина.
В 1991 г. в связи с открытием нового отдела, рассказывающего о политических репрессиях советского строя, существовании лагерной системы и спецкомендатур, музей переименовали в «Нарымский музей политической ссылки».
В комплексе сооружений расположены перенесенные мемориальные постройки: нарымская камера и дом Алексеевых, у которых квартировал И.В. Сталин в 1912 г.
В 2003 г. на территории музея под открытым небом был создан «Уголок селькупской старины».
Самый большой комплекс материалов отражает различные этапы политической ссылки в Нарымский край и представляет личные вещи, документы и фотографии участников восстания декабристов 1825 г., революционеров 1905–1917 гг., советских репрессированных граждан 1930–1950 гг."
И вот мне не совсем пока понятно, найду ли я там своих. Они не такие, как эти великие делатели революции, а простые и честные люди, деревенские сибиряки, но попавшие в молох истории.
В сети-то сразу выскакивает многое о истории самого Нарыма и о том, что пятое столетие это место заселено русскими и в нашу память снова ВПИХИВАЮТ информацию о том, как плохо было в сибирской ссылке Сталину, Свердлову и прочим, но в то же время сами их места проживания обставлены и обустроены, согласно музейным экспозициям, совсем даже не плохо. Ну, если еще учесть, что у Сталина после сибирской ссылки были дети, что доказано исследованиями.
Конечно, север Томской области сахаром никогда не был, поэтому, видимо, и гнали сюда на выживание отовсюду, включая и юга Западной Сибири ( Алтай) целые деревни "как бы врагов народа" с их многодетными семьями "КАК БЫ НА ПЕРЕВОСПИТАНИЕ".
У меня в голове, конечно, бури носятся от интернетовских статей и про сам музей и про невыносимую ЖИЗНЬ ссыльных "как бы кулаков и мироедов", но вот этот дизайн со звездами в черных кругах на желтом фоне фронтона здания музея прямо-таки меня пробирает...
Если уж говорить о символах, цветах и прочем, то мне как-то уже не особо приятно само это здание. А я еще ведь ни запроса не написала, не звонила туда, чтобы узнать, а есть ли личные дела репрессированных1929-1939гг., доехавших живыми до Нарыма? И есть ли там, в этих личных делах фотографии людей? Меня интересуют мои Лобановы и Иунихины. Мне очень хочется увидеть лица моих невинно загубленных предков, ставших в строю колоссальной человеческой жертвы во имя безобразной и трагической идеи мировой революции.
Вот вообще мне эти идеи сегодня никак не объяснить. А параллели провести можно.
Я и с маминой родины, с Дона, теперь всегда вглядываюсь в лица людей села Приречное Верхне-Мамонского района Воронежской области, в лица самих жителей Воронежа, в лица жителей г. Павловска Воронежской области, как бы выискивая там возможные знакомые черты. Связи то потеряны после ВОВ совершенно.
Да и кто вернет фото? Разве что вот так, как на этом фото родня бабушки Михаил Сазонтьевич Лобанов. Фотография чудом нашлась в нашем краеведческом музее. А потом он был купцом, а потом он помогал в Бийске строить соборы, а в Усть-Тулатинке участвовал в постройке школы...
А из взяли всех и...
В общем, поиски я начала. Телефонов нашлось довольно много. Есть возможности спросить, написать... Так что спрошу и напишу. Вот такие пути к поискам корней и мысли о предках.
Всем в такую погоду удачи, спокойной и комфортной жизни и мира.
Мира вообще всем желаю. И здоровья.