Найти в Дзене
Тех Лаб

Триллеры и ужастики советского кино

Для тех, кто желает испытать острые ощущения и немного пощекотать свои нервишки, отечественный кинематограф может предложить немало интересных произведений. Конечно, если говорить о классике, то на ум в первую очередь приходит "Вий" — фильм, который стал настоящей иконой жанра ужасов в советском кино. Однако помимо него существует множество других триллеров, которые способны держать зрителя в напряжении и напугать своими неожиданными поворотами сюжета. Начнем с "Вия" (1967), который был создан под руководством режиссеров Константина Ершова, Георгия Кропачёва и Александра Птушко. Эта экранизация повести Николая Гоголя считается одной из лучших в своем жанре. Интересно, что оба главных режиссера — Ершов и Кропачёв — были выпускниками Высших режиссёрских курсов, и им было довольно сложно справиться с задачей, поэтому к ним на помощь пришел опытный Птушко. В результате совместной работы фильм стал по-настоящему пугающим, и даже современный зритель, привыкший к обилию спецэффектов, может
Оглавление

Для тех, кто желает испытать острые ощущения и немного пощекотать свои нервишки, отечественный кинематограф может предложить немало интересных произведений. Конечно, если говорить о классике, то на ум в первую очередь приходит "Вий" — фильм, который стал настоящей иконой жанра ужасов в советском кино. Однако помимо него существует множество других триллеров, которые способны держать зрителя в напряжении и напугать своими неожиданными поворотами сюжета.

"Вий" (1967)

-2

Начнем с "Вия" (1967), который был создан под руководством режиссеров Константина Ершова, Георгия Кропачёва и Александра Птушко. Эта экранизация повести Николая Гоголя считается одной из лучших в своем жанре. Интересно, что оба главных режиссера — Ершов и Кропачёв — были выпускниками Высших режиссёрских курсов, и им было довольно сложно справиться с задачей, поэтому к ним на помощь пришел опытный Птушко. В результате совместной работы фильм стал по-настоящему пугающим, и даже современный зритель, привыкший к обилию спецэффектов, может быть впечатлён атмосферой и напряжением, которые он создает.

"Солярис" (1972)

-3

Следующий фильм, который стоит упомянуть, — это "Солярис" (1972), снятый великим Андреем Тарковским. Эта картина была создана по мотивам романа польского писателя Станислава Лема, который, к слову, остался недоволен интерпретацией Тарковского. Режиссёр был известен своей сложной и многослойной работой, и можно понять, почему Лем мог не оценить его подход — фильм скорее представляет собой философскую медитацию, нежели прямую экранизацию. Тем не менее, если оставить в стороне соответствие книги и фильма, "Солярис" является выдающимся произведением. Пугающие элементы здесь тоже присутствуют: появление Хари может повергнуть в шок даже взрослого зрителя, а для ребёнка это может стать настоящим испытанием.

"Дикая охота короля Стаха" (1979)

-4

Не можем обойти вниманием и "Дикая охота короля Стаха" (1979), режиссёр которого Валерий Рубинчик. Этот фильм является экранизацией одноимённой повести Владимира Короткевича и оставил глубокий след в памяти многих, кто смотрел его в детстве. Действие происходит в 1900 году в белорусском Полесье, куда прибывает этнограф, чтобы собрать старинные легенды. Однако, как оказывается, он не только собирает истории, но и сам становится частью этих мифов. В фильме присутствует таинственный тёмный замок, загадочная хозяйка и древние проклятья, а также охота короля Стаха, который погиб от предательства. Атмосфера картины напоминает "Собаку Баскервилей", но с более мрачным и нуарным оттенком, что делает её ещё более пугающей.

"Призрак бродит по Европе" (1923)

-5

Дальше "Призрак бродит по Европе", вышедший в 1923 году и снятый под руководством режиссёра Владимира Гардиина. Этот немой фильм основан на произведении Эдгара По "Маска Красной смерти". Сюжет разворачивается вокруг императора некоего государства, который оставляет всё позади и уезжает в глушь. В это время в его стране назревает революция, и главный герой знакомится с дочерью рыбака, сосланного за его революционные идеи. Вскоре к императору возвращается гонец, который приносит печальную весть о том, что восстание уже произошло и народ одержал победу. В ярости правитель убивает гонца, однако информация о восстании уже успела дойти до отдалённых уголков страны. Рыбак, осознав сложившуюся ситуацию, призывает народ поддержать восстание и решает отвлечь внимание правителя с помощью своей дочери, чтобы осуществить покушение. Чтобы не раскрывать все детали сюжета, советую вам посмотреть этот фильм.

"Всадник без головы" (1973, СССР и Куба)

-6

Другим интересным произведением является "Всадник без головы", который был снят в 1973 году в СССР и на Кубе под руководством режиссёра Владимира Вайнштока. Этот фильм основан на романе-детективе, написанном Майн Ридом, и Вайншток смог превратить его в настоящую историю ужасов. Дети, смотревшие этот фильм, замирали перед экранами, следя за приключениями Мориса-мустангера, переживая за судьбу Луизы и желая справедливого наказания для злодея Кассия Колхауна. Говорят, что после просмотра некоторые зрители начали бояться темноты и испытывали страх при виде теней.

"Прикосновение" (1992). Фильм-бонус

-7

Не стоит забывать и о фильме "Прикосновение", который был снят в 1992 году режиссёром Альбертом Мкртчяном. Эта картина появилась уже после распада Советского Союза и представляет собой настоящую загадку. Несмотря на отсутствие современных спецэффектов и пугающих моментов, она способна вызвать настоящий ужас у зрителей. Интересно, что людей, работавших над фильмом, преследовали трагические события и неудачи, что придаёт картине ещё более тревожный оттенок. Это типичный фильм ужасов о людях, чья жизнь разрушается под воздействием зловещих мистических сил. Как и многие другие фильмы того времени, "Прикосновение" снято на низкокачественную плёнку и лишено визуальной эстетики, но при этом оно завораживает и не отпускает зрителя до самого конца.

-8

Каждый из этих фильмов по-своему уникален и способен вызвать у зрителя сильные эмоции. Они не только представляют собой интересные примеры отечественного кинематографа, но и демонстрируют, как можно создавать атмосферу страха и напряжения без излишнего использования современных технологий. Эти картины стали классикой и заслуживают внимания не только любителей ужасов, но и всех, кто интересуется историей кино и его развитием в нашей стране.