Для обеспеченных фанатов Айртона Сенны и, в целом, аналоговой эпохи Формулы-1, аукционный дом RM Sotheby's подготовил настоящую "бомбу" - возможность побороться за гоночный болид McLaren MP4/6, на котором легендарный бразилец впервые победил на домашнем Гран-при в 1991 году! Это была одна из самых тяжелых побед Сенны, добытая как в борьбе с соперниками, так и с собственной машиной...
Начало сезона 1991 года вызывало определенную тревогу в стане McLaren - команду покинули ключевые конструкторы Джон Барнард, Стив Николс (последовал за Простом в Ferrari), а Гордон Марри переключился на проект дорожного суперкара McLaren F1. MP4/6 стал первым проектом самостоятельно разработанным Нилом Оутли и в отличие от многих соперников это был болид с абсолютно новым шасси, что, отчасти, стало вынужденной мерой, поскольку мотористы Honda отказались от мощного и надежного V10 в пользу амбициозного проекта с перспективным V12.
Естественно, новый мотор не обошли стороной "детские болезни", ему не хватало мощности, но и конкуренты "не подвели" - Ferrari оказались медленнее, чем ожидалось, а пилоты Williams страдали от капризной инновационной полуавтоматической коробки передач...
Сенне удалось выиграть первые четыре гонки сезона, что позволило ему удержать лидерство, когда Williams FW14 - первый болид легендарного конструктора Эдриана Ньюи, поехал как надо и в третий раз стать чемпионом мира.
Пожалуй, самой важной победой в сезоне 1991 года для Сенны стал триумф перед "домашними" трибунами, где бразилец не мог победить 7 лет!
Погода в гоночный уикэнд обещала тяжелую борьбу - Интерлагос заливали дожди. Стартовавший с поула Сенна сохранил лидерство, но не смог нарастить преимущество - Найджел Мэнселл на Williams был очень быстр. Смена шин на 26-м круге оказалась катастрофической для Мэнселла, он долго не мог включить первую передачу и вернулся на трассу далеко позади Сенны.
Остановка Сенны на следующем круге прошла идеально и бразилец не потерял лидерства, но Найджел Мэнселл не собирался сдаваться и к 40-му кругу сократил отставание от Сенны до 4 секунд. К счастью для бразильских болельщиков шины Williams не выдержали нагрузки и темп британца упал.
Казалось, что борьба окончена но на Mclaren Сенны возникли проблемы к коробкой - передачи отказывали одна за другой. Бразилец потерял скорость поскольку двигался исключительно на шестой передаче, даже не притрагиваясь к рычагу КПП. Менселл стремительно сокращал отставание и гарантированно должен был пройти Сенну, но уже на Williams отказала коробка передач...
Партнер Мэнселла по Williams Риккардо Патрезе подхватил знамя преследователя Сенны и сократил отставание с 40 секунд до 4 за три круга до финиша, но коробка передач забарахлила и на втором Williams - Сенна пересек финишную черту, опережая Патрезе менее чем на 3 секунды и в этот момент на трассу обрушился дождь!
Сенна был настолько измотан, что не смог завершить круг возвращения в боксы и остановился на стартовой прямой. Один из маршалов принес ему бразильский флаг, но тело гонщика сводили судороги, поэтому кругу почета с государственным флагом Сенна предпочел укол обезболивающего от главного врача Формулы-1 Сида Уоткинса. Из машины Сенна выбраться самостоятельно не мог, а на подиуме с большим трудом поднял победный кубок.
Четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель вспоминал о начале своего увлечения Формулой-1: "Первое воспоминание – гонка в Бразилии 1991 года, когда Айртон Сенна впервые там выиграл. У него возникла проблема с коробкой передач, и после финиша он был буквально изможден и едва мог поднять трофей на подиуме».
Сам Сенна эмоционально отозвался о гонке в Бразилии: "Я вернулся к реальности только тогда, когда увидел клетчатый флаг. Тогда мне было очень приятно чувствовать себя живым, быть на Интерлагосе, на своей земле, видеть свой народ таким счастливым. Это была не самая большая победа в моей жизни, но она была самой трудной". Усилия Сенны принесли свои плоды - сезон 1991 года завершился победой Сенны в личном зачете (в последний, третий раз) и McLaren в Кубке конструкторов.
Это был последний чемпионат, выигранный на машине с механической коробкой передач и 12-цилиндровыим двигателем - McLaren MP4/6 заслуженно является аналоговым символом одной из самых захватывающих эпох в истории Формулы-1. Он оснащен 3,5-литровым V12 мощностью 720 лошадиных сил, раскручивающимся до впечатляющих 13 800 оборотов в минуту, и шестиступечатой механической коробкой передач. Всего на счету MP4/6 (всех построенных шасси) 8 побед в сезоне 1991 года - 7 у Айртона Сенны, 1 у Герхарда Бергера, плюс десять подиумов.
Несмотря на опасения, болид у Нила Оутли получился выдающийся!
Помимо победы в Бразилии, данное шасси примечательно тем, что было первым экземпляром MP4/6, опробованным пилотами McLaren Сенной и Бергером на тестах в Эшториле в феврале 1991 года. До 2020 года болид оставался в собственности McLaren, а перед аукционом RM Sotheby's, который пройдет в начале декабря 2025 года, MP4/6 был приведен в полностью рабочее состояние, включая тестовый запуск двигателя. Болид поставляется с полным комплектом оборудования, позволяющего не просто владеть частичкой истории Формулы-1, но и ездить на нем по гоночным трассам, сжимая руль, которого касались руки одного из самых знаменитых и уважаемых гонщиков Формулы-1. Хотя при оценочной стоимости в 12 - 15 миллионов долларов, удел McLaren MP4/6 - украшение богатой коллекции в кондиционируемом помещении. И это хорошо! Не дай бог, не сильно умелый миллионер приложит оригинальный MP4/6 о стену...
Фото RM Sotheby's