Опубликованы результаты общенациональной переписи населения, проводившейся с 1 по 15 октября 2024 года
Эта перепись изначально вызывала массу споров, которые во многом спровоцировали сами власти Мьянмы, заявив, что она нужна для уточнения списка избирателей – результаты выборов 2020 года как раз были отменены из-за царящего в них хаоса, которым, предположительно, кто-то злонамеренно воспользовался для фальсификации результатов в пользу правившей тогда Национальной лиги за демократию (НЛД).
Перепись по определению должна быть анонимной – так обеспечивается максимальная достоверность данных. То есть, она не может быть совместима со сбором персональной информации, которая нужна для составления списков избирателей – и именно в этом состояла основная претензия к ней. В ответ проправительственные эксперты заявляли, что анонимность прежней переписи также была мнимой – вместе с переписчиками по домам ходили местные администраторы и сотрудники полиции, которые слышали все ответы.
Жителям Мьянмы предлагалось ответить на 32 вопроса – на два вопроса больше, чем во время предыдущей переписи 2014 года. В этом перечне появились дополнительные вопросы о цифровой грамотности и доступе к интернету, а также о местожительстве каждого члена домохозяйств пять и десять лет назад (то есть, перед двумя предыдущими выборами). Были расширены вопросы о здоровье и инвалидности – в том числе связанные с психосоциальными ограничениями.
Кто мешал переписи
В преддверии переписи боевики «революционных» вооруженных формирований всеми способами запугивали обычных граждан страны. Они объявляли, что участие в переписи равносильно сотрудничеству с «военной террористической группировкой» - таковой подпольное «правительство национального единства» (NUG) объявило нынешние власти Мьянмы. Потенциальным респондентам «революционеры» настоятельно рекомендовали уехать на время переписи из своих домов куда-нибудь подальше – туда, где не ступит нога переписчика. Многие действительно так и поступили (несмотря на то, что подобное уклонение от переписи, согласно закону 2013 года, может закончиться тюремным заключением), и за них на вопросы отвечали местные администраторы. Несколько таких администраторов были «революционерами» демонстративно убиты - за «помощь фашистскому совету военных в проведении переписи».
Кроме того, «революционные группировки» заявляли, что переписчики, среди которых преобладали школьные учительницы, – тоже «пособники фашистского совета военных», а значит, являются законной целью. Правда, потом, поняв, что отстрел школьных учителей, большинство из которых ходили по домам отнюдь не добровольно, не прибавит им авторитета у местных жителей, «революционеры» объявили, что они будут убивать исключительно военных и полицейских, которые сопровождали переписчиков. В некоторых районах страны «революционеры» даже пытались отловить как можно больше переписчиков, чтобы держать их взаперти до окончания сроков переписной кампании.
Понятно, что в таких условиях полноценная перепись вряд ли была возможна. Согласно отчету, она была проведена в 145 из 330 районов Мьянмы, частично проведена в 123 районах и не проводилась в 63 районах. При этом, в некоторых проблемных районах сбор данных был продлен до декабря 2024 года.
В итоговом отчете говорится, что более 32 миллионов человек были опрошены непосредственно переписчиками, а сведения о более 19 миллионах жителей страны власти получили посредством «дистанционных технологий».
Опыт и деньги
Предыдущая перепись населения прошла в апреле 2014 года и, по разным оценкам, обошлась в 60-74 миллионов долларов. Большую часть денег на это выделил Фонд народонаселения ООН.
От нынешней переписи ООН дистанцировалась, но было объявлено, что власти Мьянмы проведут ее самостоятельно, а техническую помощь согласен оказать Китай.
Впрочем, основную часть выделенных средств ООН в 2014 году потратила сама на себя – на обучение иностранными специалистами переписчиков, разработку методологии и решение технических вопросов. Возможно, это действительно было необходимо, с учетом того, что предшествовавшая перепись прошла в 1983 году, и ее переписчики если не умерли, то уже сильно состарились, вряд ли помнили, что они делали в то время, да и методики прошлого века уже безнадежно устарели.
Зато в 2024 году большинство из 42 тысяч переписчиков либо сами участвовали в предыдущей переписи, либо у них был рядом старший товарищ, который мог подсказать, что делать. Кроме того, для переписи 2024 года не требовалось печатать огромные портянки опросных листов, а затем вводить с них данные в компьютеры – им на смену пришли планшеты с мгновенной передачей информации в базы данных. Правда, как написала известный специалист по Мьянме американский доцент Мэри Каллахан, речь идет о «некачественных планшетах китайского производства» - но тут стоит сделать поправку на эмоциональность этой дамы, которая в 2021 году истерически кликушествовала, что «из-за хунты» от коронавируса непременно умрет четверть населения страны.
По официальным данным, перепись 2024 года обошлась в сумму чуть более 56 миллиардов кьят (26,7 миллионов долларов по официальному курсу).
Общие итоги
Согласно переписи населения и домохозяйств 2024 года, численность населения страны составила 51,4 миллиона человек, из которых более 1,12 миллиона проживали за рубежом. По данным переписи 2014 года, население Мьянмы насчитывало около 51,5 миллиона человек, - то есть, налицо небольшое снижение общей численности.
Мужчины составляют 47 процентов населения, а женщины — 53 процента.
Самым густонаселенным регионом является провинция Янгон (7,37 миллиона человек). Наименьшую численность населения имеет штат Кая (290 тысяч человек), за которым следует штат Чин (370 тысяч человек).
Численность населения в возрасте от 5 до 19 лет заметно превышает численность других возрастных групп как среди мужчин, так и среди женщин, что позволяет предположить, что в Мьянме относительно большая численность населения школьного возраста. Именно за счет этой группы медианный возраст в Мьянме остается относительно молодым – 28 лет (в России, например, он превышает 40 лет).
Почти две трети граждан Мьянмы, эмигрировавших за границу, — это молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет. Примерно семь из десяти уехавших проживают в Таиланде. При этом, в докладе честно признается, что фактическое число уехавших за рубеж, вероятно, значительно выше, поскольку домохозяйства неохотно делились такой информацией, а при «дистанционных технологиях» большая их часть вообще не была учтена.
Рождаемость и продолжительность жизни
Коэффициент рождаемости в Мьянме составляет в среднем 1,8 и варьируется от 1,6 в городах до двух в сельских районах. Самый высокий уровень рождаемости наблюдается в штате Ракхайн – 2,8, за ним следуют провинция Иравади и штат Качин – по 2,2. Самый низкий уровень рождаемости наблюдается в провинции Янгон – 1,5, за ней идет провинция Мандалай – 1,6, и далее – провинции Баго и Магве – по – 1,7.
Стоит отметить, что самые низкие показатели рождаемости зафиксированы в регионах, населенных преимущественно бирманцами. Это может говорить о медленном сдвиге этнического баланса населения в пользу национальных меньшинств.
Показатель 1,8 значительно ниже коэффициента замещения на уровне 2,1 – то есть, количества детей, необходимых для простого воспроизводства населения.
Уровень рождаемости среди девочек в возрасте от 15 до 19 лет составляет 13 на 1000 (это значительное снижение по сравнению с показателем 2014 года). Тем не менее, 8,7% женщин по всей стране выходят замуж до достижения 18 лет. В штате Ракхайн этот показатель составляет 19,9%, а в штате Шан – 13,5%.
В Мьянме более 32 из тысячи живорожденных умирают, не дожив до года, а почти 40 — до пяти лет. Самые высокие показатели детской смертности – в штатах Кая и Ракхайн, а также в провинции Магве.
Женщины в Мьянме живут на пять лет дольше мужчин: ожидаемая продолжительность жизни женщин составляет около 72 лет по сравнению с 66,5 годами у мужчин. Такой гендерный разрыв в продолжительности жизни соответствует мировым тенденциям, где женщины, как правило, живут дольше мужчин, хотя в Мьянме эта разница относительно велика.
Доверяй, но проверяй
Власти Мьянмы не скрывают, что результаты переписи 2024 года дают лишь приблизительную демографическую картину страны. Хотя в итоговом ответе утверждается, что собранные данные достоверны, в нём отдельно рекомендуется рассматривать результаты переписи как ориентировочные, а не окончательные, поскольку они в значительной степени зависят от оценок.
Для сравнения, перепись 2014 года потребовала «непрямой оценки» лишь около двух процентов общей численности населения, а в переписи 2024 года оценочные данные получены о более трети жителей Мьянмы. Даже на этом фоне особо выделяется в негативную сторону штат Чин – там доля «непрямой оценки» составляет 92 процента.
В отчете также рекомендуется проявлять осторожность при сравнении данных по разным регионам или между результатами переписи разных лет, а также подчеркивается необходимость корректировать полученные данные с использованием других источников.
Общенациональная перепись в идеале должна предоставлять данные вплоть до самых мелких административных единиц. Однако, в отчете о переписи 2024 года не полностью доступны даже данные по районам страны, а информации на уровне деревень вообще нет. Поэтому его авторы прямо пишут о том, что полученные результаты могут быть использованы только при разработке политики на общегосударственном или региональных уровнях.
Во время переписи 2014 года не было сколько-нибудь значимых сил, которые бы ей противостояли – лишь некоторые оппозиционеры пытались обвинить власти (в тот момент правящей партией была провоенная USDP во главе с президентом страны отставным генералом Тейн Сейном) в попытках сбора информации, необходимой для установления тотального контроля над гражданами и введения новых налогов. Кроме того, высказывались конспирологические теории о том, что правительство с помощью переписи нарисует в глухих районах десятки фиктивных деревень, которые потом будут послушно голосовать за провоенную партию.
В 2024 году ситуация была принципиально иной. По сути, обычные граждане оказались между двух огней – власти угрожали им уголовным преследованием за попытки уклониться от переписи, а вооруженные группировки, наоборот, запугивали их возможными последствиями как «пособников терроризма», пошедших на «сотрудничество с фашистским советом военных». Понятно, что подобная ситуация никак не повышала достоверность результатов переписи.
Многие вопросы, которые во время переписи 2014 году звучали вполне невинно (например, о родственниках за границей, или об отсутствующих членах домохозяйства), спустя десять лет уже воспринимались совсем по-другому. Понятно, что значительное число респондентов старалось любые способами скрыть тот факт, что кто-то из их родственников подался в «революционные» вооруженные группировки, участвует в «движении гражданского неповиновения» (CDM) или нелегально сбежал за границу, чтобы не попасть в армию.
Сложно оценивать и качество работы переписчиков. Остается только посочувствовать пережившим многое школьным учительницам, которые, проходя по деревне с местными администраторами, чиновниками иммиграционной службы, полицейскими и военными, отлично понимали, что в этот момент они могут быть под прицелом какого-нибудь «революционного» боевика, и в любую минуту у них под ногами может взорваться бомба. Многие переписчики предпочитали не надевать выданную им белую футболку с большой зелено-желто-красной эмблемой переписи на спине, или скрывали ее под рюкзаком – считалось, что именно эта круглая эмблема на белой футболке может служить отличной мишенью для боевиков.
А главное - власти Мьянмы, по сути, попали в ими же созданную ловушку, завив, что перепись нужна для формирования точных списков избирателей. Когда после 30 сентября нынешнего года местные избирательные полкомиссии начали вывешивать списки избирателей, сформированные по итогам переписи, оказалось, что они вновь содержат ошибки – причем, в массовом масштабе. И об этом заявил не какой-нибудь оголтелый оппозиционер, а лидер столичной организации провоенной партии USDP Хла Све.
То есть, даже в Нейпьидо, где переписчикам никто не мешал, а граждане чувствовали себя в относительной безопасности, результаты переписи оказались очень далеки от идеальных. Понятно, что в других регионах страны, где общая ситуация и квалификация переписчиков были совсем другими, достоверность результатов вряд ли отличалась в лучшую сторону.
✔️ Пост о предыдущей переписи населения, проходившей в 2014 году.