Найти в Дзене
SHINING 3D

3D-сканирование как база конверсии гоночного автомобиля FUJ-E

В конце 2024 года студенты частной инженерной школы ESTACA в г. Лавале (Франция) приступили к реализации амбициозного проекта FUJ-E по переоборудованию гоночного автомобиля Peugeot 207 Spider с двигателем внутреннего сгорания в полностью электрический болид для участия в горных автогонках во Франции. Это была не простая модернизация — это был полноценный научно-исследовательский проект для реальных гонок. Перед участниками стояла задача заменить все компоненты двигателя внутреннего сгорания на высокопроизводительные электрические компоненты, сохранив при этом маневренность автомобиля и обеспечив соответствие требованиям Международной федерации автоспорта (FIA). Для решения этих задач требовались точные 3D-модели шасси и кузова с высоким разрешением, необходимые для оптимизации аэродинамики, проектирования нестандартных компонентов и организации сотрудничества различных групп участников работ. На этом этапе к проекту подключились компании Makershop и SHINING 3D. Оригинальная конструкция
Оглавление

Предыстория

В конце 2024 года студенты частной инженерной школы ESTACA в г. Лавале (Франция) приступили к реализации амбициозного проекта FUJ-E по переоборудованию гоночного автомобиля Peugeot 207 Spider с двигателем внутреннего сгорания в полностью электрический болид для участия в горных автогонках во Франции.

Формульная команда ESTACA
Формульная команда ESTACA

Это была не простая модернизация — это был полноценный научно-исследовательский проект для реальных гонок. Перед участниками стояла задача заменить все компоненты двигателя внутреннего сгорания на высокопроизводительные электрические компоненты, сохранив при этом маневренность автомобиля и обеспечив соответствие требованиям Международной федерации автоспорта (FIA).

Для решения этих задач требовались точные 3D-модели шасси и кузова с высоким разрешением, необходимые для оптимизации аэродинамики, проектирования нестандартных компонентов и организации сотрудничества различных групп участников работ. На этом этапе к проекту подключились компании Makershop и SHINING 3D.

Сложность задачи

Оригинальная конструкция Peugeot 207 Spider была оптимизирована под двигатель внутреннего сгорания, а не для электротяги. Команде FUJ-E необходимо было сделать следующее:

  • удалить все компоненты системы внутреннего сгорания: двигатель, выхлопную систему, топливный бак и связанные с ними узлы;
  • установить электрическую силовую установку, способную развивать мощность 220 кВт (≈300 л.с.), при этом сохранив общую массу автомобиля около 900 кг.
  • обеспечить достаточную емкость аккумуляторной батареи для многократных подъемов в гору без чрезмерного увеличения массы автомобиля;
  • пересмотреть внутреннюю конструкцию: крепление двигателя, размещение батарей, системы охлаждения, электронных компонентов и многого другого.
Peugeot 207 Spider
Peugeot 207 Spider
Peugeot 207 Spider
Peugeot 207 Spider

Решение: FreeScan Trak Nova

1. Сканирование кузова

После установки и калибровки сканера FreeScan Trak Nova для обеспечения максимальной точности сканирования началось многоэтапному сканированию кузова автомобиля. Целью было создание точной 3D-модели экстерьера болида, пригодной для аэродинамического анализа, будущих модификаций кузова и создания нестандартных деталей.

Сканирование кузова Peugeot 207 Spider (слева)
Сканирование кузова Peugeot 207 Spider (слева)
Результат
Результат

2. Сканирование шасси

Далее были демонтированы элементы кузова 207 Spider для сканирования шасси. Этот этап был ключевым, так как позволил спроектировать крепления и опоры для электрических компонентов в рамках модернизации болида.

Для сканирования шасси также было использовано оборудование SHINING 3D. По завершении сканирования команда, работающая над шасси, получила полную и точную 3D-модель для цифровой интеграции электродвигателя, аккумуляторных батарей, системы охлаждения и электропроводки.

Эта модель также послужила основой для прогнозирования механических нагрузок и оптимизации компоновки будущих компонентов в имеющемся пространстве.

Сканирование шасси Peugeot 207 Spider
Сканирование шасси Peugeot 207 Spider
Результат
Результат

Цифровые результаты 3D-сканирования

Конечным результатом стали два файла, каждый из которых был доработан после сканирования:

  • 3D-модель кузова для аэродинамического анализа
  • 3D-модель шасси для проектирования компонентов дооснащения
Итоговый результат сканирования кузова
Итоговый результат сканирования кузова
Итоговый результат шасси
Итоговый результат шасси

Эти файлы представляют собой высокоточные сеточные модели, экспортируемые в формате STL или совместимые с основным программным обеспечением САПР, используемым студентами ESTACA.

Благодаря такой оцифровке каждая команда теперь может работать с общей, надежной и удобной в использовании цифровой моделью — без разборки автомобиля. Это упрощает:

  • анализ аэродинамической модели
  • индивидуальное проектирование креплений компонентов
  • сотрудничество команд при техническом планировании

Сотрудничество в области технологии и образования

Проект FUJ-E, реализованный студентами ESTACA, дал компаниям Makershop и SHINING 3D возможность оказать поддержку на критическом этапе: полном 3D-сканировании болида. В рамках этого партнерства соединились экспертное знание оборудования для сканирования, техническое руководство и желание делиться знаниями.

Если эта история заинтересовала вас и вызвала желание осуществить ваши ближайшие проекты с такой же точностью – обращайтесь к нам!