Если обратиться к начальному этапу зарождения хоккея с шайбой, то в нём не было привычного деления на звенья с тремя нападающими и двумя защитниками, как сейчас. К такой системе пришли не сразу и постепенно.
Что касается отечественного хоккея, то в нём всегда уделяли повышенное внимание слаженности троек. Более того, устойчивые и сыгранные атакующие сочетания, где все понимали друг друга без слов, являлось той самой особенностью, которая во многом способствовало успеху на международных аренах.
О том, как всё происходило, рассмотрим на некоторых наглядных примерах. Начнем с легендарных Евгения Бабича, Виктора Шувалова и Всеволода Боброва - лидеров сборной страны 50-х. "Это первый бренд советского хоккея. Они были пионерами, мы читали о них в книжках" - сказал о них Вячеслав Фетисов.
Данная тройка существовало достаточно долго для тех лет, а именно с 1950 по 1957 год. Трагедия, случившаяся с ВВС МВО, привела к тому, что команду пришлось собирать заново. К Всеволоду Боброву и Виктору Шувалову в нападении поставили новобранца Евгения Бабича, недавно перешедшего к "лётчикам" из ЦДКА.
И в дальнейшем, при создании новых звеньев, Бабич -Шувалов-Бобров являлись тем классическим образцом, на который впоследствии равнялись остальные.
Следующей ведущей тройкой сборной СССР являлись Вениамин Александров, Александр Альметов и Константин Локтев. Первоначально по центру здесь располагался Александр Черепанов. По версии Константина Локтева, он, увидев в молодежной армейской команде Александра Альметова, был немало впечатлён его умениями и мастерством. В результате чего попросил Анатолия Тарасова поставить этого форварда в звено, в котором играл сам. И тренер пошёл навстречу такому пожеланию.
Итог превзошел самые смелые ожидания. Вместе они регулярно демонстрировали такой высококлассный хоккей, что их по-праву стали именовать "гроссмейстерами". Период их совместных выступлений - с 1959 по 1966 год.
На пике своей спортивной славы первым покинул тройку Константин Локтев, перешедший впоследствии на тренерское поприще. А затем, из-за возникших недопониманий с А.В.Тарасовым, в расцвете сил ушёл из хоккея и Александр Альметов.
На позицию Локтева к Альметову и Александрову пробовали ставить Анатолия Ионова и Юрия Моисеева. Но былой сыгранности уже не наблюдалось. В таких случаях принято говорить о так называемой "химии" между игроками.
Культовая для спартаковских болельщиков тройка Бориса и Евгения Майоровых вместе с Вячеславом Старшиновым появилась в сезоне 1958/1959 года, по решению наставника клуба Александра Игумнова.
Своими первоначальными впечатлениями поделился в своей книге Борис Майоров: "Мы с Женькой отнеслись к нему недоверчиво. На площадке он нам и вовсе не понравился. На коньках бегает медленно и плохо. Соображает еще медленнее. С пасом все время запаздывает, на передачи не поспевает".
Но это было сперва. Потом всё встало на свои места, и в 1961 году три форварда отправились под флагом сборной на чемпионат мира, где проявили себя просто блестяще. С тех пор они окончательно закрепились в нашей национальной команде до середины 60-х.
Из-за конфликта с Анатолием Тарасовым в её ряды перестали приглашать Евгения Майорова. А весной 1967 года Евгений Александрович провёл свой последний матч за "Спартак" в одном звене с братом Борисом и Вячеславом Старшиновым, после чего завершил игровую карьеру.
В Гренобле в составе наших олимпийцев на лёд выходили уже Евгений Зимин (Вениамин Александров) - Вячеслав Старшинов - Борис Майоров.
В конце 1965 года в товарищеском матче против шведов в сборной СССР появилась устойчивое сочетание в лице Владимира Викулова, Виктора Полупанова и Анатолия Фирсова. Старшим по возрасту здесь был Фирсов.
Их путь отчасти перекликается с историей вышеупомянутых спартаковских нападающих. По разным причинам тройка из ЦСКА также просуществовала относительно недолго. Но несомненно, внесла неоценимый вклад в достижения советского хоккея.
Из воспоминаний Анатолия Фирсова: "Не будем забывать, что призы лучшего нападающего чемпионатов мира я получал играя в одной тройке с Викуловым и Полупановым. С молодыми хоккеистами, которые росли вместе со мной".
На чемпионате мира 1969 года вместе с Владимиром Викуловым и Анатолием Фирсовым в центре играл молодой динамовец Александр Мальцев. В декабрьском турне советской сборной по Канаде тройка воссоединилась в сборной в своём изначальном виде: Викулов - Полупанов - Фирсов.
Но на мировых состязаниях в Стокгольме в качестве центрального нападающего вместо Виктора Полупанова иногда выходил Евгений Мишаков.
На следующем чемпионате планеты 1971 года с Анатолием Фирсовым и Владимиром Викуловым вновь выступал Александр Мальцев. Вообще, воспитанник кирово-чепецкого хоккея был настолько уникален и универсален, что мог сыграться с кем и где угодно.
Среди клубных сочетаний нашей сборной нельзя не обойти вниманием спартаковцев Александра Якушева, Владимира Шадрина и Виктора Шалимова. В середина 70-х это была одна из сильнейших троек.
Первоначально в "Спартаке" появилась устойчивая связка Якушева и Шалимова. С ними часто выходил Александр Мартынюк. Что касается Виктора Шалимова, то он представлял линию нападения в других звеньях (например, с Валентином Гуреевым и Геннадием Крыловым).
Но уже в сезоне 1974/1975 года на всесоюзных состязаниях Виктор Шалимов часто действовал в одном сочетании с Владимиром Шадриным и Александром Якушевым. На хоккейном призе "Известий", а затем и на чемпионате мира 1975 года за советскую команду выступала вся упомянутая тройка "красно-белых".
В ходе олимпийского турнира в Инсбруке звено Владимира Шадрина сыграло огромную роль в победе сборной СССР.
Трое нападающих поучаствовали ещё в двух чемпионатах мира - в 1976 и 1977 году. А на клубном уровне продолжали играть вместе до чемпионата страны 1978/1979 года.
Кстати, тогда из Японии вернулся ветеран Вячеслав Старшинов. И в рассматриваемом сезоне он нередко играл вместе с Якушевым и Шалимовым.
Затем уже и сам Владимир Шадрин был откомандирован в "страну восходящего солнца". После этого Александр Якушев и Виктор Шалимов выходили на лёд, как правило, в разных тройках.
Далее продолжим и опять же обратимся к столичным армейцам. В 1968 году наставники клуба свели вместе Бориса Михайлова, Владимира Петрова и Валерия Харламова. Так родилось ледовое трио великолепных бомбардиров, участники которого считались признанными лидерами советского хоккея вплоть до начала 80-х.
Необходимо отметить, что эксперименты и перестановки среди нападающих советской команды продолжались. К примеру, на олимпийском турнире 1972 года с Борисом Михайловым и Владимиром Петровым действовал Юрий Блинов. А компаньонами Валерия Харламова являлись тогда Анатолий Фирсов и Владимир Викулов.
На чемпионате мира-1973 всё вернулось на круги своя. В Москве тройка Бориса Михайлова, Владимира Петрова и Валерия Харламова действовала выше всяких похвал, впрочем, как и на всех дальнейших соревнованиях.
После неудачи на Олимпийских играх 1980 года настала пора смены поколений. В ходе чемпионата мира 1981 года Владимир Петров был кем-то вроде опытного учителя для своих молодых коллег - Сергея Макарова и Владимира Крутова. В одном сочетании с ними он и провёл указанные соревнования.
В свою очередь, датой рождения великолепной тройки Сергея Макарова, Игоря Ларионова и Владимира Крутова принято считать сентябрь 1981 года на розыгрыше Кубка Канады. И по сути это действительно так.
Но фактически, ещё в ходе подготовки к очередному чемпионату мира, а именно 28 марта 1981 года во встрече со второй сборной Финляндии, все они выходили в одном звене против финнов. Но на следующий день место Игоря Ларионова занял Виктор Жлуктов.
Тем не менее, всё же точкой отсчёта принято считать упомянутый выше Кубок Канады, когда Макаров-Ларионов-Крутов становятся главным атакующим игровым сочетанием на десятилетие вперёд.
К сожалению, чемпионат мира 1989 года стал последним для этой выдающейся тройки. Их дальнейшие пути разошлись.
Отмечу, что бывали случаи, когда вместо Игоря Ларионова по центру первого звена играли и другие хоккеисты. В частности, в клубной суперсерии 1985/1986 года на ледовую арену с Сергеем Макаровым и Владимиром Крутовым выходил Виктор Тюменев. А на "известинских" состязаниях декабря 1988 года - Игорь Масленников.
Для Вячеслава Быкова и Андрея Хомутова долго не могли найти подходящего партнёра, отвечающего необходимым тренерским критериям. Всё изменилось после памятного "Рандеву-87", когда молодой Валерий Каменский смотрелся в сборной СССР со своими одноклубниками Быковым и Хомутовым настолько гармонично, что вопрос с созданием второй ударной тройки был решён окончательно.
Как известно, на закате советской эпохи лучшие хоккеисты страны стали отъезжать за рубеж. И заключительным для атакующего сочетания Вячеслава Быкова в своём классическом виде стал чемпионат мира 1990 года. Уже через месяц на Кубке Японии с Валерием Каменским были задействованы более молодые нападающие.
И в завершении хочу отметить такие замечательные тройки, оставшиеся в памяти наших болельщиков, как Александр Якушев - Владимир Шадрин - Александр Мальцев (из двух разных клубов), Сергей Капустин - Виктор Жлуктов - Хелмут Балдерис, Михаил Варнаков - Владимир Ковин - Александр Скворцов, Сергей Капустин - Сергей Шепелев - Виктор Шалимов, Сергей Светлов - Анатолий Семёнов - Сергей Яшин и многие другие. Перечислять всех не стану, ибо этой теме у меня была посвящена отдельная подробная публикация.
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание.