Найти в Дзене
PRO JAM

Почему весь FREE JAM музыканты играют 1-2 аккорда и как это исправить?

Действительно, кажется очевидным, что интереснее использовать более насыщенные гармонические ходы. Но большинство музыкантов все равно на фри джеме (когда нет заданной формы и гармонии) ограничиваются крайне простыми вариантами. Причём гоняют их часами. Одни и те же. А когда гармония банальная, то и соло и вокал и бас партия становятся однообразными и скучными.  Чтобы нам разобраться с этим, необходимо прежде решить пару моментов: Именно они мешают музыкантам во фри джеме использовать разнообразные гармонические ходы. Поэтому прежде всего надо решить именно их, тогда гармония станет намного интереснее. Самое забавное в этой ситуации это то, что музыкантам для синхронизации нужно поиграть сначала ПРОСТЫЕ , банальные комбинации. То есть прежде, чем перейти к чему то сложному, необходимо поиграть простое, привыкнуть к атмосфере, игре других музыкантов, месту и т.п. Только сделать это надо осознано - вот сейчас мы играем только это (2-4 аккорда). Пусть музыканты обыгрывают их как мог

Действительно, кажется очевидным, что интереснее использовать более насыщенные гармонические ходы. Но большинство музыкантов все равно на фри джеме (когда нет заданной формы и гармонии) ограничиваются крайне простыми вариантами. Причём гоняют их часами. Одни и те же. А когда гармония банальная, то и соло и вокал и бас партия становятся однообразными и скучными. 

Чтобы нам разобраться с этим, необходимо прежде решить пару моментов:

  1. Нет синхронизации между музыкантами (часто играют не знакомые друг с другом музыканты. Но даже если они знакомы - синхронизация необходима)
  2. Нет понимания гармонической роли (что это? зачем? как?)

Именно они мешают музыкантам во фри джеме использовать разнообразные гармонические ходы.

Поэтому прежде всего надо решить именно их, тогда гармония станет намного интереснее.

Самое забавное в этой ситуации это то, что музыкантам для синхронизации нужно поиграть сначала ПРОСТЫЕ , банальные комбинации. То есть прежде, чем перейти к чему то сложному, необходимо поиграть простое, привыкнуть к атмосфере, игре других музыкантов, месту и т.п. Только сделать это надо осознано - вот сейчас мы играем только это (2-4 аккорда). Пусть музыканты обыгрывают их как могут. Через минут 20 (а именно примерно это время нужно для синхронизации незнакомых музыкантов) они сами захотят сыграть  более интересную гармонию :) Таким образом мы получим синхронизацию прежде, чем начнём играть что-то более сложное.

ЗЫ: изменяющаяся гармония - это повышение уровня сложности джема 

ЗЫ: Используем принципы джема:

1)начни с простого

2)начни со знакомого

(имеются ввиду не песни, а музыкальные ходы, которые у тебя работают «на автомате»)

Вот мы синхронизировались. Решили первый момент, но что делать то дальше?

В каждом виде джема всегда есть ключевая роль.

В классическом - солирующая

В этническом - ритмическая

В самоточении - вокальная

А во фри джеме - это гармоническая

ЗЫ: все таки пришёл к восьмой роли в джеме - аранжировка. Это когда нет солирующей линии, но есть обыгрывающие мелодии. И аккорды могут быть, но роль ведущего гармонию музыкант на себя не берет. При этом красиво обволакивает микс своими вставками.

Чаще всего музыканты (особенно гитаристы) выбирают в джеме солирующую или аранжирующую роли. Но если во фри джеме не будет кого то, кто держит гармоническую, то все эти аранжировки и соло превращаются в кашу, так как нет единой нити, которая бы связывала их. 

То есть решение второго момента заключается в определении этой роли. Кто будет ее вести?

Это как корабль без капитана. 

Сколько бы ни было участников, без лидера будет хаос. Не то чтобы это прям совсем плохо, но если будет тот, кто ведёт во фри джеме гармонию - этот джем станет лучше.

ВЫВОД:

Прежде чем пытаться сыграть разнообразную гармонию во фри джеме, нужно

1)синхронизироваться на простых комбинациях

2)Договориться о том, кто ведёт гармоническую роль

Гармоническая роль во фри джеме - это ориентир для других музыкантов. Это не только создание комбинации аккордов. Это ещё создание формы и динамики.

ЗЫ: Что важно понимать про гармоническую роль во фри джеме:

1)она должна быть громче остальных инструментов чтобы все остальные музыканты на неё могли ориентироваться, чтобы сам музыкант мог менять гармонию. Иначе при попытке ее поменять его просто не услышат. (Одна из причин почему музыканты боятся сменить гармонию во время джема)

2)Гармоническая сетка должна быть логичной. Музыка - это язык. Красивые и необычные слова далеко не всегда передают правильный смысл.

3)Опытные музыканты могут передавать гармоническую роль друг другу.

4) Есть обратная сторона. Иногда наоборот музыканты меняют аккорды с невообразимой скоростью и логикой. При таком подходе музыканты врядли смогут синхронизироваться. Да и чем больше музыкантов, тем дольше будет выстраиваться их синхронизация. А на фри джемах зачастую состав музыкантов больше чем 4-5 человек.

5)Если не знаешь КАК сменить комбинацию - начни другую в той же тональности с субдоминанты или 6ой ступени. Это проверенный вариант :)

-2