Бенвенуто Челлини вошел в историю как одна из самых ярких и противоречивых фигур итальянского Возрождения. Флорентийский скульптор, ювелир и писатель прожил жизнь, полную страстей, приключений и творческих свершений. Он оставил для потомков не только великолепные произведения искусства, но и уникальную автобиографию, запечатлевшую дух бурной эпохи.
Биография Бенвенуто Челлини
Бенвенуто Челлини, чье имя буквально означает «желанный», родился во Флоренции 3 ноября 1500 года. Его отец Джованни Челлини был творческой натурой и мечтал, что сын станет музыкантом. Однако в пятнадцать лет юноша решил, что будет обучаться ювелирному делу. Его наставниками были сначала Микеланджело Брандини, а затем Антонио ди Сандро.
Буйный нрав молодого Челлини очень скоро дал о себе знать. Из-за участия в драках 16-летнего Бенвенуто и его брата Чеккино изгнали из Флоренции. За несколько лет будущий скульптор успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе, оттачивая мастерство ювелира.
Фото: New Africa/Shutterstock/Fotodom
В 19 лет Челлини перебрался в Рим, где его талант быстро оценили. Вскоре он поступил на службу к папе Клименту VII, став не только ювелиром, но и корнетистом в папском оркестре.
Творчество скульптора
Хотя Челлини начинал как ювелир, его амбиции простирались гораздо дальше. Он стремился к созданию монументальных произведений и освоил сложнейшую технику бронзового литья. Вершиной его мастерства стала знаменитая статуя «Персей с головой Медузы», где он блестяще реализовал свою теоретическую идею о «круглой статуе», которую можно рассматривать со всех сторон.
Фото: Dmitry Chulov/Shutterstock/Fotodom
Бенвенуто Челлини был и влиятельным теоретиком искусства. В своих трактатах о ювелирном деле и скульптуре он горячо отстаивал превосходство ваяния над живописью, аргументируя это тем, что скульптура предлагает зрителю множество точек обзора.
В истории искусства эпоха Высокого Возрождения (рубеж XV — XVI веков) с ее идеалами гармонии и равновесия (как у Микеланджело и Леонардо) постепенно сменилась маньеризмом, для которого характерны усложненные, изысканные формы и повышенная экспрессия. В творчестве Челлини отражен этот переход: в его работах еще сохраняется монументальность и мощь героических образов, но вместе с тем явно прослеживается виртуозная, почти ювелирная детализация и напряженная, театральная динамика поз.
Как жил Бенвенуто Челлини
Жизнь Челлини была полна крайностей и противоречий. Из-за своего буйного характера и мстительности он часто оказывался в центре скандалов и драк. Скульптор сам в автобиографии писал, что был замешан в нескольких убийствах.
Так, он отомстил за смерть своего брата Чеккино, заколов кинжалом его убийцу. В другой раз Челлини лишил жизни ювелира и своего конкурента Помпео де Капитанейса, который якобы дурно о нем отзывался при папском дворе. Примечательно, что новый папа Павел III не только простил скульптора за это преступление, но даже заказал ему сделать монету со своим изображением.
Фото: Ender BAYINDIR/Shutterstock/Fotodom
Челлини не раз попадал в тюрьму. В 1537 году его заключили в замок Святого Ангела по обвинению в краже папских драгоценностей при разграблении Рима имперскими войсками Карла V Габсбурга за десять лет до того. Однако он почти сразу сбежал, сломав ногу. Но вскоре его снова поймали и посадили за решетку.
Стоит отметить, что скандальные выходки, преступления и тюремные заключения не мешали скульптору пользоваться высочайшим признанием при самых могущественных дворах Европы.
Бенвенуто Челлини и семья Медичи
Судьба Челлини была тесно переплетена с правящим домом Флоренции. Сначала скульптор выполнял работы для герцога Алессандро Медичи, например, чеканил монеты с его профилем. Однако настоящим покровителем Бенвенуто стал Козимо I Медичи.
Могущественный герцог стремился укрепить статус Флоренции как культурного центра, поэтому покровительствовал искусствам. Именно Козимо I сделал Челлини своим придворным скульптором, предоставил мастерскую и заказал один из главных шедевров — бронзового «Персея». При его дворе Бенвенуто создал лучшие работы и участвовал в деятельности Флорентийской академии изящных искусств.
Главные работы Бенвенуто Челлини
Одним из шедевров Челлини считается «Солонка Франциска I» («Сальера») — изысканное изделие из золота, эмали и черного дерева. Она изображает аллегории Земли (Церера) и Моря (Нептун), в чьем союзе, по замыслу автора, рождается соль. Эту уникальную работу иногда называют «Джокондой скульптуры». Солонка стала единственным дошедшим до нас ювелирным произведением мастера — из тех, что были выполнены из драгоценных металлов. В настоящее время она хранится в Вене, в кунсткамере музея истории искусств.
Фото: IgorGolovniov/IgorGolovniov/Fotodom
Другим выдающимся творением стал бронзовый горельеф «Нимфа Фонтенбло», который скульптор создавал во Франции. Монументальная композиция, изображающая нимфу в окружении животных, предназначалась для украшения замка Фонтенбло. Произведение должно было стать частью портала, однако Челлини рассорился с придворными и вернулся во Флоренцию, поэтому декор ворот он так и не завершил. Сегодня нимфа находится в парижском Лувре.
Статуя «Персей с головой Медузы», возвышающаяся на флорентийской площади Синьории, стала символом власти Медичи и триумфом самого Челлини. Отливка этой массивной бронзовой фигуры была сопряжена с огромными техническими трудностями. Но гениальный скульптор сумел их преодолеть, создав один из главных памятников флорентийского маньеризма.
Личная жизнь скульптора
У Челлини было множество мимолетных связей и нескольких внебрачных детей. Скульптору трижды предъявляли обвинения в сексуальных девиациях, преследуемых по закону, однако наказания ему каждый раз удавалось избегать.
В зрелом возрасте Челлини вступил в брак со своей служанкой Пьерой. В браке родилось пятеро детей.
Последние годы Бенвенуто Челлини
В 1556 году Челлини вновь попал в тюрьму после конфликта с ювелиром. Его последней крупной монументальной работой стало «Распятие» (1556–1562), сегодня хранящееся в соборе святого Лаврентия в Эскориале (Мадрид). Находясь под домашним арестом, мастер приступил к созданию автобиографии «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции», которая впоследствии приобрела статус ценного литературного свидетельства эпохи, наряду с его трактатами и перепиской.
Бенвенуто Челлини скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Несмотря на все перипетии его бурной жизни, умер он окруженный почетом и признанием. Мастера похоронили с почестями в церкви Сантиссима-Аннунциата.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал о жизни и наследии архитектора Захи Хадид.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».