В 1887 году египетская крестьянка случайно наткнулась на тайник с глиняными табличками, исписанными странными клиновидными значками. Она и не подозревала, что эта находка станет одним из величайших археологических открытий, которое позволит заглянуть за парадный фасад могущественных империй Бронзового века. Эти таблички, известные сегодня как Амарнский архив, оказались дипломатической перепиской египетских фараонов Аменхотепа III и его сына Эхнатона. В них великие цари предстают не безликими божествами с храмовых рельефов, а живыми людьми со своими страстями, слабостями и заботами. Они жалуются на скупые подарки, торгуются из-за царских невест, плетут интриги и отчаянно пытаются удержать власть в мире, который уже начинал трещать по швам. Эти письма — уникальное окно в реальную политику Древнего мира, лишённую пропагандистского глянца.
Случайная находка в заброшенной столице
История открытия Амарнского архива сама по себе похожа на приключенческий роман. Таблички были найдены в руинах Ахетатона — новой столицы, построенной в пустыне фараоном-реформатором Эхнатоном. После его смерти и провала его религиозной реформы город был проклят и заброшен, а имя Эхнатона постарались стереть из истории. На тысячелетия пески скрыли его дворцы и храмы, а вместе с ними и государственный архив, содержавший переписку с правителями Вавилонии, Ассирии, Митанни, Хеттского царства, а также с вассальными князьями в Сирии и Палестине. Местная жительница, обнаружившая глиняные письма, не понимала их ценности и продала их за бесценок на чёрном рынке.
Поначалу учёные отнеслись к табличкам с недоверием. Клинопись, характерная для Месопотамии, в Египте казалась чем-то немыслимым. Однако вскоре стало ясно, что это подлинные документы четырнадцатого века до нашей эры. Началась настоящая охота за табличками, которые к тому времени уже разошлись по разным коллекциям и музеям мира. Постепенно удалось собрать и расшифровать большую часть архива, состоящего из более чем трёхсот восьмидесяти писем. Оказалось, что в руках исследователей находится бесценный источник информации о международных отношениях, дипломатическом этикете, торговле и политических интригах той эпохи. Заброшенный город «фараона-еретика» подарил истории один из своих самых важных секретов.
Язык великих царей
Удивительным фактом было то, что вся эта обширная переписка велась не на египетском языке, а на аккадском, с использованием клинописного письма. В то время аккадский язык, наследник древних цивилизаций Шумера и Аккада, играл роль языка международного общения на всём Ближнем Востоке, подобно английскому языку в наши дни. Любой правитель, желавший участвовать в «большой политике», должен был иметь при своём дворе писцов, обученных этому сложному языку и письменности. Фараоны Египта, цари хеттов или правители крошечных ханаанских городов-государств — все они общались друг с другом на аккадском.
Сами письма были написаны в строгом соответствии с дипломатическим протоколом. Они начинались с пышных приветствий и заверений в братской любви и дружбе. Правители называли друг друга «брат мой», справлялись о здоровье жён, детей и даже коней друг друга. Однако за этими цветистыми формулами вежливости часто скрывались острые политические и экономические вопросы. Переписка велась между «великими царями» — правителями могущественных империй, которые считали себя равными, и между фараоном и его вассалами, которые именовали себя «рабом» и «псом» своего господина. Этот архив позволяет увидеть сложную иерархию государств Бронзового века.
"Пришли мне золота, ибо в земле твоего брата золота как песка"
Одной из главных тем, проходящих красной нитью через всю переписку великих царей, были подарки, а точнее, бесконечные просьбы прислать египетского золота. Египет в то время контролировал богатейшие золотые прииски в Нубии и считался главной сокровищницей Древнего мира. Правители Вавилона, Митанни и других стран постоянно напоминали фараону о своей дружбе и просили прислать им золото для украшения храмов и дворцов. Царь Вавилона Бурна-Буриаш II в одном из писем прямо жалуется Эхнатону, что тот прислал ему слишком мало золота, и оно оказалось плохого качества.
Фараоны, в свою очередь, использовали золото как главный инструмент своей внешней политики. Они щедро одаривали лояльных правителей и скупились на подарки для тех, кто вызывал их недовольство. Золото было не просто богатством, оно было символом власти и божественного статуса фараона. В ответ на упрёки вавилонского царя египетские писцы с гордостью отвечали, что «в Египте золота как песка». Однако эти письма показывают, что даже могущественные правители были озабочены вполне материальными вещами и вели себя как расчётливые дельцы, постоянно торгуясь о количестве и качестве драгоценного металла.
Царские невесты как предмет торга
Ещё одним важнейшим инструментом дипломатии Бронзового века были династические браки. Великие цари обменивались своими дочерьми и сёстрами, чтобы скрепить союзы и подтвердить свой статус. Амарнский архив полон писем, посвящённых обсуждению брачных сделок. Эти переговоры могли длиться годами и были похожи на сложную коммерческую сделку. Обсуждался размер приданого, статус будущей царицы при дворе, количество слуг, которые её будут сопровождать. Женщина в этом мире была ценным политическим товаром.
Однако и здесь Египет занимал особую позицию. Фараоны охотно брали в свой гарем иноземных принцесс, но никогда не отдавали египетских царевен замуж за границу. Когда царь Вавилона Кадашман-Энлиль I попросил у фараона Аменхотепа III в жёны его дочь, он получил высокомерный ответ: «Искони веков дочь царя Страны Египетской ни за кого не выдавалась». Это подчёркивало уникальный, божественный статус египетских правителей, которые считали всех остальных царей стоящими ниже себя. Оскорблённый вавилонский царь в ответ предложил фараону прислать ему любую красивую египтянку, выдав её за царевну, ведь «кто скажет, что она не дочь царя?».
Жалобы вассалов и признаки упадка
Самую драматичную часть архива составляют письма от вассальных правителей из Ханаана (будущей Палестины) и Сирии. Эти мелкие князья находились на передовой борьбы между Египтом и набирающим силу Хеттским царством. Их письма полны отчаянных мольб о помощи. Они жалуются на набеги кочевников-хапиру, на интриги соседних правителей и, самое главное, на агрессию хеттов, которые постепенно отвоёвывали у Египта его северные владения. Князь Библа Риб-Адди написал фараону более пятидесяти писем, в которых он умоляет прислать солдат, продовольствие и золото, чтобы защитить свой город от врагов.
Однако фараон Эхнатон, поглощённый своей религиозной реформой и строительством новой столицы, кажется, оставался глух к этим мольбам. Он практически перестал обращать внимание на внешние дела, и египетское влияние в Азии начало стремительно ослабевать. Вассалы, не получая поддержки от своего сюзерена, были вынуждены либо покориться врагам, либо погибнуть. Амарнский архив ярко документирует начало упадка египетской империи в Азии, который стал прямым следствием внутренней политики Эхнатона. Эти глиняные таблички сохранили для нас голоса давно забытых людей и позволили увидеть великие империи не в зените их славы, а в момент кризиса и перемен.
Больше интересных статей на сайте Летопись цивилизаций