Найти в Дзене

🏛Смоленск Георгия Гольца шаг за шагом. Глава 4. Начало главной магистрали в деталях

На выставке «Архитектура памяти» представлен графический лист с изображением двух монументальных зданий. История этого произведения восходит к 1943 году. Сразу после освобождения Смоленска, группа архитекторов под руководством Георгия Гольца приступила к разработке генерального плана восстановления города. В мае 1946 года план был утвержден. 👉 Эта публикация продолжает цикл рассказов о проекте восстановления Смоленска. С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылкам в конце статьи. Сегодня мой рассказ о том, как формировался маршрут проспекта и почему начало магистрали задумывалось столь торжественным. Фотографии были сделаны на выставке — простите за блики, иначе снять не получилось. После войны перед архитекторами встала масштабная задача — превратить разрушенный город в образец советской градостроительной мысли. По замыслу Георгия Гольца главную ось города должен был задать новый проспект Отечественной войны. Он увековечивал память об Отечественных войнах 1812 года и 1941–194
Оглавление

На выставке «Архитектура памяти» представлен графический лист с изображением двух монументальных зданий. История этого произведения восходит к 1943 году. Сразу после освобождения Смоленска, группа архитекторов под руководством Георгия Гольца приступила к разработке генерального плана восстановления города. В мае 1946 года план был утвержден.

👉 Эта публикация продолжает цикл рассказов о проекте восстановления Смоленска. С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылкам в конце статьи.

Сегодня мой рассказ о том, как формировался маршрут проспекта и почему начало магистрали задумывалось столь торжественным. Фотографии были сделаны на выставке — простите за блики, иначе снять не получилось.

Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры им. А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Музей архитектуры им. А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.

Начало главной магистрали

После войны перед архитекторами встала масштабная задача — превратить разрушенный город в образец советской градостроительной мысли. По замыслу Георгия Гольца главную ось города должен был задать новый проспект Отечественной войны. Он увековечивал память об Отечественных войнах 1812 года и 1941–1945 годов. Парадный архитектурный ансамбль, фланкирующий начало проспекта, явился зримым воплощением идеологии сталинского ампира.

Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.

Рассматривая наследие советской архитектуры, мы часто обращаем внимание на её монументальные детали: портики, колонны, арки, массивные цоколи. В эпоху социалистического строительства такие решения служили средством визуальной пропаганды, формировали образ могущественного государства.

Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.

Каждый элемент ансамбля работал на создание образа незыблемости и величия Страны Советов. Обратите внимание на симметрию монументальных башен относительно проспекта. Именно она задавала строгий пространственный ритм и подчёркивала значимость центрального проезда.

Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.

В оформлении начала главной магистрали Смоленска соединились монументальная форма, богатая декоративная отделка и символическая нагрузка. Скульптуры, украшающие архитектурный ансамбль, создавали героический эмоциональный фон повседневности. Они были подчинены идее нерушимости и вечности советского проекта, а также безошибочности выбранного социалистического пути.

👉 В карусели фотогалереи эскизы скульптур на зданиях в увеличении👇

В поисках маршрута проспекта Отечественной войны

Чтобы ответить на вопрос как именно должен был проходить проспект Отечественной войны, я обратилась к документам из Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Сопоставив листы развёрток улицы Ленина, плана центра и фрагмент акварельной панорамы Смоленска, мне удалось восстановить маршрут проспекта и расположение зданий у начала магистрали.

Обратите внимание на план проспекта Отечественной войны. Внизу изображения обозначена площадь с монументом в центре. Площадь планировалась на месте Дома‑коммуна. Отсюда проспект проходил между Вознесенским монастырём и областным театром.

Н.В. Пограницкая. Проект здания «Музея города» в Смоленске. Планировка парка. 1940-е гг. Бумага, карандаш, акварель. 118х103,5. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Н.В. Пограницкая. Проект здания «Музея города» в Смоленске. Планировка парка. 1940-е гг. Бумага, карандаш, акварель. 118х103,5. Фрагмент. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.

На плане видна интересная деталь — проспект расширялся благодаря включению части Сада Блонье. При этом одна из аллей превращалась в проезжую часть. Важно, что памятник М. И. Глинке сохранил своё место в зелёной зоне проспекта. Справа от него, в квадратном контуре, отмечено место для фонтана.

На фотографии изображён современный вид места соединения проспекта и площади:

Вознесенский монастырь и Дом-башня имени Парижской коммуны. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Вознесенский монастырь и Дом-башня имени Парижской коммуны. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Жилой дом на линии проспекта. Фото: К. Тихонова. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Жилой дом на линии проспекта. Фото: К. Тихонова. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.

На фрагменте панорамы Смоленска запечатлена перспектива проспекта. Справа — здание драматического театра имени А. С. Грибоедова

Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1.  Фрагмент. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц. Реконструкция и восстановление г. Смоленска. Панорама города со стороны Днепра. 1945 г. Бумага, акварель, карандаш. 74х159,1. Фрагмент. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.

Теперь посмотрите на фотографии ниже — так это место выглядит сейчас. Справа — здание театра. Слева находится здание Культурно‑выставочного центра им. Тенишевых. За ним виден корпус и двор гостиницы «Смоленскотель» .

Современный вид на перспективу маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Современный вид на перспективу маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
КВЦ на линии проспекта. Фото: К. Тихонова. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
КВЦ на линии проспекта. Фото: К. Тихонова. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Современный вид на перспективу маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Современный вид на перспективу маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.

На фото — современное здание гостиницы «Смоленскотель» с парадной стороны. Слева здание театра. Здесь должен был проходить проспект Отечественной войны.

Вид на гостиницу «Смоленскотель» на линии маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Вид на гостиницу «Смоленскотель» на линии маршрута проспекта. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.

На месте современной гостиницы до Великой Отечественной войны располагалось здание Центрального телеграфа.

Центральный телеграф начале немецкой оккупации. 1941. Источник фото: Амелин С.А., Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Смоленск в оккупации. СПб., 2015
Центральный телеграф начале немецкой оккупации. 1941. Источник фото: Амелин С.А., Ивочкин Д.А., Трапезников И.А. Смоленск в оккупации. СПб., 2015

В сентябре 1943 года, в ходе отступления немецких войск, оно было взорвано. После освобождения города уцелели лишь руины, которые в дальнейшем планировали полностью убрать

Здание Смоленского телеграфа, взорванное немцами. Фотография сделана 25.09.1943. 11Х14. Смоленский государственный музей-заповедник.
Здание Смоленского телеграфа, взорванное немцами. Фотография сделана 25.09.1943. 11Х14. Смоленский государственный музей-заповедник.

На фрагменте развёртки улицы Ленина. За деревьями сада Блонье просматриваются силуэты башен домов, оформляющих начало главной магистрали. Маршрут проспекта шёл мимо здания Филармонии в направлении дома с каланчой:

Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. Октябрь 2025.
Г.П. Гольц, С.С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции центра Смоленска. Проект застройки улицы Ленина. Развёртка. 1944-1946. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Фрагмент. Фотография экспозиции выставки «Архитектура памяти» в Смоленске. Октябрь 2025.

👉 Маршрут проспекта по современному центру в карусели фотогалереи. Пролистайте👇

После окончания боевых действий от здания бывшей городской думы остались только стены, которые планировались к сносу. Через это место магистраль сливалась с Кутузовским сквером, направляясь в сторону района, который в современной планировке города занимает проспект Гагарина.

Дом с башней нва линии проспекта Отечественнной войны. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Дом с башней нва линии проспекта Отечественнной войны. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.

Там, где сегодня пересекаются улицы Глинки и Коммунистическая, Георгий Гольц планировал устроить небольшую площадь. Она должна была располагаться на стыке проспекта Отечественной войны, Социалистической и Пролетарской улиц. Именно для этого места были спроектированы два дома с башнями.

Дом с башней. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Дом с башней. Фото: К. Тихонова. Смоленск, ноябрь 2025 г.

Торжественный архитектурный облик выступал как мощный визуальный манифест. Монументальный ансамбль утверждал новый порядок, наглядно демонстрируя уверенность и мощь Советского Союза.

Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихоноваз. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.
Г. П. Гольц, С. С. Райтман. Проект восстановления и реконструкции Смоленска. Начало главной магистрали. Перспектива. 1944–1946 гг. Материалы: бумага, карандаш, акварель, тушь. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихоноваз. Экспозиция выставки «Архитектура памяти». Смоленск, ноябрь 2025 г.

👉 Рассказ о Доме с каланчой по ссылке:

Приглашаю в путешествие по Необыкновенному Смоленску:

👉 Рассказ Георгии Гольце и его работе в Смоленске:

👉 Рассказ о главной высотке горда Смоленска:

👉 Детальный разбор проекта улицы Ленина и рассказ о принципах архитектуры периода неоклассики:

👉 Детальный разбор проекта улицы Большой Советской: