На выставке «Архитектура памяти» представлен графический лист с изображением двух монументальных зданий. История этого произведения восходит к 1943 году. Сразу после освобождения Смоленска, группа архитекторов под руководством Георгия Гольца приступила к разработке генерального плана восстановления города. В мае 1946 года план был утвержден.
👉 Эта публикация продолжает цикл рассказов о проекте восстановления Смоленска. С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылкам в конце статьи.
Сегодня мой рассказ о том, как формировался маршрут проспекта и почему начало магистрали задумывалось столь торжественным. Фотографии были сделаны на выставке — простите за блики, иначе снять не получилось.
Начало главной магистрали
После войны перед архитекторами встала масштабная задача — превратить разрушенный город в образец советской градостроительной мысли. По замыслу Георгия Гольца главную ось города должен был задать новый проспект Отечественной войны. Он увековечивал память об Отечественных войнах 1812 года и 1941–1945 годов. Парадный архитектурный ансамбль, фланкирующий начало проспекта, явился зримым воплощением идеологии сталинского ампира.
Рассматривая наследие советской архитектуры, мы часто обращаем внимание на её монументальные детали: портики, колонны, арки, массивные цоколи. В эпоху социалистического строительства такие решения служили средством визуальной пропаганды, формировали образ могущественного государства.
Каждый элемент ансамбля работал на создание образа незыблемости и величия Страны Советов. Обратите внимание на симметрию монументальных башен относительно проспекта. Именно она задавала строгий пространственный ритм и подчёркивала значимость центрального проезда.
В оформлении начала главной магистрали Смоленска соединились монументальная форма, богатая декоративная отделка и символическая нагрузка. Скульптуры, украшающие архитектурный ансамбль, создавали героический эмоциональный фон повседневности. Они были подчинены идее нерушимости и вечности советского проекта, а также безошибочности выбранного социалистического пути.
👉 В карусели фотогалереи эскизы скульптур на зданиях в увеличении👇
В поисках маршрута проспекта Отечественной войны
Чтобы ответить на вопрос как именно должен был проходить проспект Отечественной войны, я обратилась к документам из Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Сопоставив листы развёрток улицы Ленина, плана центра и фрагмент акварельной панорамы Смоленска, мне удалось восстановить маршрут проспекта и расположение зданий у начала магистрали.
Обратите внимание на план проспекта Отечественной войны. Внизу изображения обозначена площадь с монументом в центре. Площадь планировалась на месте Дома‑коммуна. Отсюда проспект проходил между Вознесенским монастырём и областным театром.
На плане видна интересная деталь — проспект расширялся благодаря включению части Сада Блонье. При этом одна из аллей превращалась в проезжую часть. Важно, что памятник М. И. Глинке сохранил своё место в зелёной зоне проспекта. Справа от него, в квадратном контуре, отмечено место для фонтана.
На фотографии изображён современный вид места соединения проспекта и площади:
На фрагменте панорамы Смоленска запечатлена перспектива проспекта. Справа — здание драматического театра имени А. С. Грибоедова
Теперь посмотрите на фотографии ниже — так это место выглядит сейчас. Справа — здание театра. Слева находится здание Культурно‑выставочного центра им. Тенишевых. За ним виден корпус и двор гостиницы «Смоленскотель» .
На фото — современное здание гостиницы «Смоленскотель» с парадной стороны. Слева здание театра. Здесь должен был проходить проспект Отечественной войны.
На месте современной гостиницы до Великой Отечественной войны располагалось здание Центрального телеграфа.
В сентябре 1943 года, в ходе отступления немецких войск, оно было взорвано. После освобождения города уцелели лишь руины, которые в дальнейшем планировали полностью убрать
На фрагменте развёртки улицы Ленина. За деревьями сада Блонье просматриваются силуэты башен домов, оформляющих начало главной магистрали. Маршрут проспекта шёл мимо здания Филармонии в направлении дома с каланчой:
👉 Маршрут проспекта по современному центру в карусели фотогалереи. Пролистайте👇
После окончания боевых действий от здания бывшей городской думы остались только стены, которые планировались к сносу. Через это место магистраль сливалась с Кутузовским сквером, направляясь в сторону района, который в современной планировке города занимает проспект Гагарина.
Там, где сегодня пересекаются улицы Глинки и Коммунистическая, Георгий Гольц планировал устроить небольшую площадь. Она должна была располагаться на стыке проспекта Отечественной войны, Социалистической и Пролетарской улиц. Именно для этого места были спроектированы два дома с башнями.
Торжественный архитектурный облик выступал как мощный визуальный манифест. Монументальный ансамбль утверждал новый порядок, наглядно демонстрируя уверенность и мощь Советского Союза.
👉 Рассказ о Доме с каланчой по ссылке:
Приглашаю в путешествие по Необыкновенному Смоленску:
👉 Рассказ Георгии Гольце и его работе в Смоленске:
👉 Рассказ о главной высотке горда Смоленска:
👉 Детальный разбор проекта улицы Ленина и рассказ о принципах архитектуры периода неоклассики:
👉 Детальный разбор проекта улицы Большой Советской: