Продолжаем разбирать параграфы учебника В.Р. Мединского и А. О. Чубарьян «История Нового времени. Конец XV — XVII в. для 7-го класса» вместе с Deep Seek. В этот раз формулируем запрос для нейросети для создания конспекта по § 22 «Китай и Япония: в поисках стабильности».
Сегодня наш путь лежит на Дальний Восток. Параграф 22 посвящен Китаю и Японии — двум мощным цивилизациям, которые в XVI-XVII веках искали свой путь. Материал обширный, но мы, как всегда, не боимся сложностей. Вместе с DeepSeek мы разложим его по полочкам и создадим конспект, который раскроет ключевые особенности развития этих стран. Хочу отметить, что китайская нейросеть в упор отказывалась работать с пунктами параграфа про внешнеполитические взаимоотношения того периода с Россией и европейцами, цензуру, видимо, никто не отменял. Поэтому эти пункты я дорабатывала с помощью Алисы. Смотрим, запоминаем, применяем!
Содержание запроса для Нейросети
Запрос получился объемный, поэтому для примера приведу скриншоты фрагментов.
Ответ нейросети:
Краткий конспект § 22. Китай и Япония: в поисках стабильности
1. Китай в эпоху Мин (1368─1644)
1.1. Для Китая середина XVII в. стала временем значительных перемен. Правление династии Мин характеризовалось стремлением к упрочению власти под лозунгом восстановления конфуцианских норм. Императоры напрямую подчинили чиновничий аппарат, взяли под контроль экзамены, провели налоговые и земельные переписи.
Внешняя торговля была выведена из товарно-денежных отношений и рассматривалась как данническая. Ответные дары императора многократно превосходили стоимость «дани», что не приносило прибыли казне.
В XV в. сократилась торговля по Великому шёлковому пути, переместившись на морские маршруты. Несмотря на утрату монополии на шёлк, китайские товары сохраняли высокое качество и притягательность.
Первая половина периода Мин была в целом благоприятной, но быстрый рост населения и непомерные налоги привели к разорению крестьян, сокращению поступлений в казну и росту недовольства, что в конечном счёте привело династию к гибели.
Эпоха Мин — время расцвета собственно китайских традиций в культуре: архитектуре, искусстве, создании классических романов. Сохранялась монополия на производство фарфора.
Достижения в архитектуре ярко воплотились в облике Пекина, ставшего столицей с 1421 г. Город был тщательно продуман, в его центре находился Запретный город (Пурпурный запретный город) — огромный императорский дворец, где императоры жили с XV до начала XX в.»
1.2. Основные особенности развития Китая в эпоху Мин:
· Власть: Усиление власти императора, контроль над чиновниками и экзаменами.
· Экономика: Сначала всё было хорошо, но потом высокие налоги разорили крестьян.
· Торговля: Китай считал, что все торгуют с ним как с данниками, и это было невыгодно.
· Культура: Расцвет китайской культуры, архитектуры (Запретный город в Пекине) и ремёсел (фарфор).
2. Китай в середине ─ второй половине XVII в.
2.1. В 1628 г. началась Крестьянская война. Один из предводителей повстанцев, Ли Цзычэн, взял Пекин в 1644 г., но противники восставших призвали на помощь маньчжуров. Те изгнали Ли Цзычэна и основали династию Цин (1644–1911). Сопротивление продолжалось почти 40 лет, что привело к установлению иноземного владычества.
Последствия завоевания были тяжелыми: население сократилось более чем на 10 млн человек, многие города были разорены, пришло в упадок ремесло и торговля. Маньчжуры образовали привилегированное военное сословие, господствовавшее над китайскими сословиями.
Чтобы сохранить свою идентичность, маньчжуры запретили смешанные браки, но для управления империей вынуждены были сотрудничать с китайскими чиновниками. Система управления эпохи Мин была восстановлена, но ключевые посты заняли маньчжуры.
Правление императора Канси (1662–1722) стало эпохой стабилизации и процветания. При нем сопротивление было окончательно подавлено, начала восстанавливаться экономика (в т.ч. за счет ирригационной системы), проведен учет населения и земель, упорядочены налоги. Вновь открылись конфуцианские школы и возобновились экзамены для чиновников.
2.2. Что изменилось, а что осталось прежним после завоевания маньчжурами?
Изменилось:
· У власти теперь иностранцы — династия Цин.
· Маньчжуры стали высшим, привилегированным сословием.
· Страна была разорена, много людей погибло.
Осталось прежним:
· Система управления (как при Минах) и китайские чиновники помогали управлять.
· Сохранились конфуцианские школы и экзамены для чиновников.
3. Европейцы в Китае.
3.1. В начале XVI в. в Китай прибыли португальцы, получившие разрешение на ограниченную торговлю в Макао. Внутрь страны доступ им был закрыт. Позже активную деятельность начали миссионеры, в основном иезуиты.
Ключевой фигурой стал Маттео Риччи, который в конце XVI в. в совершенстве овладел китайским языком. Он выступал как посредник между культурами, знакомя китайцев с западной наукой, а европейцев — с китайской цивилизацией. В XVII в. иезуиты заняли прочные позиции при императорском дворе, ценимые за научные познания.
Несмотря на это, китайские власти не были заинтересованы в развитии торговли с Европой (исключение — закупки огнестрельного оружия). Успехи христианизации и культурного обмена вызывали у властей опасения и стремление ограничить связи с Европой».
3.2. Как европейцы получали сведения о Китае, а китайцы ─ о Европе?
Сведения о Китае и Европе в XVI–XVII вв. передавались через несколько ключевых каналов — преимущественно благодаря деятельности миссионеров, торговцев и дипломатическим контактам.
- Как европейцы получали сведения о Китае
а) Отчёты и письма миссионеров
Главным источником были послания и дневники иезуитов, особенно Маттео Риччи (Matteo Ricci, 1552–1610). Его записи и корреспонденция давали детальные описания:
политической системы и придворного ритуала;
конфуцианской философии и образования;
географии, городов, ремёсел;
обычаев, семьи, праздников.
Эти материалы расходились по Европе через римскую курию и печатные издания.
б) Публикаций и переводов
Иезуиты готовили обзоры и книги, например:
De Christiana expeditione apud Sinas (1615) — сводный отчёт о миссии в Китае, составленный на основе бумаг Риччи и его соратников;
переводы китайских классиков и философских текстов (частично), что формировало образ «просвещённого Китая» в Европе.
в) Торговые контакты и отчёты купцов
Португальская фактория в Макао давала европейцам:
сведения о китайских товарах, ценах, путях торговли;
карты и лоции южнокитайских портов;
устные рассказы о внутренних провинциях (хотя доступ туда был ограничен).
г) Дипломатические и научные сети
Через иезуитов при пекинском дворе Европа узнавала:
о китайской астрономии, календаре, математике;
об императорских церемониях и административном устройстве;
о взаимоотношениях Китая с соседними народами.
- Как китайцы получали сведения о Европе
а) Миссионеры как проводники знаний
Маттео Риччи и его последователи:
демонстрировали европейские карты, глобусы, часы, оптические приборы;
переводили на китайский базовые труды по геометрии, астрономии, географии (например, элементы евклидовой геометрии);
объясняли европейские представления о мире, христианскую доктрину.
б)Технические и научные демонстрации
Иезуиты:
помогали корректировать китайский календарь и предсказывать затмения, показывая преимущества европейских методов;
знакомили с огнестрельным оружием, фортификацией, механикой (что интересовало придворных и военных).
в) Придворные контакты и переводы
При императорском дворе:
иезуиты составляли краткие обзоры о европейских государствах, их правителях, вере, обычаях;
переводили отрывки из европейских книг по естествознанию и технике;
отвечали на вопросы императора и чиновников о Западе.
г) Ограниченные торговые контакты
Через Макао и другие порты китайцы получали:
образцы европейских товаров (ткани, стекло, часы, оружие);
устные сведения от португальских и других купцов о дальних странах.
- Важные особенности обмена
а) Асимметрия доступа. Европейцы через миссионеров и торговцев получали относительно систематические сведения о Китае; китайцы же узнавали о Европе в основном через призму иезуитских объяснений и демонстраций, без прямого знакомства с западными обществами.
б) Фильтрация информации. Иезуиты адаптировали европейские знания к китайскому контексту, подчёркивая то, что могло заинтересовать двор (астрономия, техника), и смягчая религиозные и политические отличия.
в) Политический контекст. Китайские власти сознательно ограничивали контакты, поэтому знания о Европе оставались достоянием узкого круга придворных и учёных, а не широкой публики.
4. Китай и Россия в XVII в.
4.1. Первая попытка установления дипломатических отношений была предпринята при династии Мин. В 1618 г. в Пекин прибыла российская миссия во главе с казаком Иваном Петлиным. Из-за отсутствия подарков для императора официальная аудиенция не состоялась, но китайская сторона проявила интерес, выдав грамоту, разрешавшую новые посольства и торговлю.
Миссия Петлина не получила развития из-за нестабильности на западных границах России и была забыта. Привезённое послание перевёл лишь полвека спустя дипломат Николай Спафарий, возглавлявший посольство в Китай в 1675─1678 гг.
При династии Цин отношения с Россией стали важнее. Активная внешняя политика Китая и продвижение русских землепроходцев в Приамурье привели к военным конфликтам. В 1689 г. Нерчинский договор определил границы и условия торговли между двумя странами».
4.2. В чём связь между отказом Петлину в императорской аудиенции и принципами дипломатии и внешней торговли Китая того времени?
Отказ миссии Ивана Петлина в императорской аудиенции в Китае XVII века связан с принципами дипломатии и внешней торговли того времени. Это связано с тем, что Китай считал иностранных купцов и послов данниками, а не равными партнёрами, и внешняя торговля в эпоху Мин была выведена из сферы товарно-денежных отношений.
- Обязательность подарков для дипломатических миссий. В то время подарки были практически обязательным атрибутом любой миссии. Если бы с русской стороны были преподнесены дары императору, это означало бы косвенное признание вассалитета Русского государства — Русь стала бы данником империи Мин.
- Стремление к изоляции от чуждого политического, религиозного и культурного влияния. Китайские императоры опасались, что европейцы нарушат их традиционный уклад, и ограничили контакты с европейцами, чтобы сосредоточиться на внутренних делах и защите сухопутных границ.
5. Япония в XVI в.
5.1. Период XVI века в Японии известен как эпоха «воюющих провинций», характеризующаяся междоусобными войнами и отсутствием сильной центральной власти.
Ключевым внешним фактором стало появление европейцев: португальцев (1543 г.), испанцев и позднее голландцев. Это привело к импорту и последующему местному производству огнестрельного оружия (аркебуз), что изменило военное дело — снизилась роль кавалерии самураев, возросла значимость пехоты.
Следом за купцами прибыли католические миссионеры. Благодаря веротерпимости и расчетам князей на поддержку европейцев, число христиан быстро росло, достигнув к 1582 г. около 150 тысяч.
Процесс объединения страны начался с середины XVI в. Его инициатором стал Ода Нобунага (1568–1582), выдающийся и жестокий полководец. В битве при Нагасино (1575 г.) он применил новаторскую тактику массированного огня аркебузиров, разгромив самурайскую конницу. Его реформы включали упорядочение повинностей, отмену внутренних пошлин, унификацию мер и весов, а также выдвижение людей по способностям, а не знатности. Ода Нобунага погиб, совершив ритуальное самоубийство.
Его преемник, Тоётоми Хидэёси, завершил объединение. Важным шагом стало изъятие оружия у крестьян («Указ о сборе мечей», 1588 г.), чтобы предотвратить восстания и закрепить сословные барьеры. Изъятое оружие переплавлялось на статую Будды.
Первоначально терпимое отношение Тоётоми Хидэёси к христианам сменилось гонениями из-за опасений влияния иностранцев (особенно иезуитов) и использования религии мятежными князьями.
5.2. Как сказалось на развитии Японии проникновение европейцев?
· Армия: Появилось огнестрельное оружие (аркебузы), что изменило тактику боя и уменьшило роль самурайской конницы.
· Религия: В страну пришло христианство, и многие японцы стали христианами.
· Политика: Сначала правители дружили с европейцами, но потом испугались их сильного влияния и начали преследовать христиан.
6. Правление Токугава
6.1. После победы в междоусобной войне Токугава Иэясу в 1603 г. принял титул сёгуна, положив начало династии, правившей до 1867 г. Центральная власть была укреплена, а император оставался отстранённым от политики.
Сёгуны ввели строгие запреты: для сохранения самурайских ценностей было ограничено производство и владение огнестрельным оружием среди простолюдинов и всех японцев.
Жестоко преследуя христиан, власти после их участия в восстании 1637 г. полностью запретили христианство. Тогда же была начата политика самоизоляции: японцам запрещено покидать страну, иностранцам — посещать её. Исключение сделано только для голландцев и китайцев, чья торговля строго контролировалась. Политика изоляции продолжалась более двух веков.
- Политика самоизоляции — политика японского правительства в период с 1639 по 1853 г., запрещавшая японцам покидать страну, а иностранцам — посещать её. Исключение было сделано только для голландских и китайских купцов, которые могли торговать через порт Нагасаки.
6.2. Почему Япония перешла к политике самоизоляции?
· Чтобы избавиться от влияния иностранцев (особенно христианских миссионеров).
· Чтобы предотвратить новые восстания, подобные восстанию христиан в 1637 году.
· Чтобы сохранить свою традиционную культуру и власть сёгуната, оградив страну от внешнего мира.
7. Культура Японии в XVI─XVII вв.
7.1. Японская культура сохраняла традиционный характер, развиваясь под влиянием китайских образцов и внутренних исторических процессов.
1) Изобразительное искусство: Ключевой фигурой стал художник Сэссю (конец XV ─ начала XVI в.), который перенёс в Японию китайскую технику монохромной туши (суйбокуга). Его свободная манера «хабоку» оказала серьёзное влияние на графику.
2) Влияние истории на культуру: Непрерывные войны эпохи объединения страны стимулировали строительство великолепных замков, которые были также резиденциями, требовавшими произведений живописи и декоративно-прикладного искусства.
3) Контакт с Европой: Во второй половине XVI в. контакты с португальцами привели к появлению жанра намбан — живописи, реалистично изображавшей европейцев и их корабли.
4) Театр: XVII век стал временем расцвета театра кабуки — популярного среди горожан красочного зрелища, которое власти считали вульгарным.
7.2. Докажите, что события японской истории прямо влияли на развитие культуры.
· Войны → Замки: Из-за постоянных междоусобных войн стали строить огромные и красивые замки, что способствовало развитию архитектуры и искусства.
· Европейцы → Живопись: Контакты с португальцами привели к появлению нового жанра в живописи — «намбан», где изображали европейцев.
· Горожане → Театр: Рост городов привёл к появлению популярного театра «кабуки» для простых людей.
- Кабуки — вид японского театра, в котором актёры, загримированные и в масках, исполняют роли в пьесах, содержание которых известно зрителям.
- Намбан — японская живопись, на которой изображались португальцы и другие европейцы, прибывающие в Японию на больших кораблях.
8. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В эпоху Мин Китай переживал расцвет. Однако в XVII в. страна столкнулась с трудностями. Её завоевали маньчжуры, основавшие новую династия Цин. В Японии в конце XVI ─ начале XVII в. происходил процесс объединения, завершённый сёгунами из рода Токугава. В это же время в обе страны проникали европейцы. В Японии быстрыми темпами проходила христианизация, однако затем этот процесс был прерван. Резкое ограничение связей с внешним миром повлияло на всю последующую историю обеих стран.
Выводы
Анализ Китая и Японии Нового времени, выполненный нейросетью, помог нам четко увидеть и сходства, и различия в их исторических путях. Такой подход учит ребенка не просто зазубривать, а анализировать и сравнивать — а это один из самых важных навыков. Надеюсь, эта заготовка вдохновит вас на создание таких же конспектов по другим темам. Жду ваших отзывов, идей и подписок!
#нейросети #нейросетидляродителей #нейросетивобразовании