Найти в Дзене
Лекторий TopCreator.School

Золотой унитаз Маурицио Каттелана за 10 миллионов долларов

Одна из самых скандальных и знаковых работ современного искусства, золотой унитаз Маурицио Каттелана «Америка», будет выставлена на торги Sotheby’s. В характерной для художника провокационной манере стартовая цена лота будет привязана к его весу в золоте, что превращает объект в живой финансовый инструмент и острую критику товарного фетишизма. Этот полностью функциональный объект из 18-каратного золота, представляющий собой реплику стандартной модели унитаза Kohler, является арт-жестом, направленным на разоблачение язв современного общества: безудержного капитализма, социального неравенства и тщеславия институций. Инсталляция заставляет зрителя столкнуться с абсурдностью, где символ гигиены и отходов трансмутируется в объект роскоши и вожделения. В отличие от его дебюта в нью-йоркском музее Гуггенхайма в 2016 году, где более 100 000 человек получили возможность воспользоваться арт-объектом по прямому назначению, на этот раз аукционный дом разрешает посетителям лишь визуальное взаимоде

Одна из самых скандальных и знаковых работ современного искусства, золотой унитаз Маурицио Каттелана «Америка», будет выставлена на торги Sotheby’s.

В характерной для художника провокационной манере стартовая цена лота будет привязана к его весу в золоте, что превращает объект в живой финансовый инструмент и острую критику товарного фетишизма.

«Америка» Маурицио Каттелана
«Америка» Маурицио Каттелана

Этот полностью функциональный объект из 18-каратного золота, представляющий собой реплику стандартной модели унитаза Kohler, является арт-жестом, направленным на разоблачение язв современного общества: безудержного капитализма, социального неравенства и тщеславия институций. Инсталляция заставляет зрителя столкнуться с абсурдностью, где символ гигиены и отходов трансмутируется в объект роскоши и вожделения. В отличие от его дебюта в нью-йоркском музее Гуггенхайма в 2016 году, где более 100 000 человек получили возможность воспользоваться арт-объектом по прямому назначению, на этот раз аукционный дом разрешает посетителям лишь визуальное взаимодействие с работой.

Каттелан откровенно цитирует и актуализирует жест Марселя Дюшана и его «Фонтан» (1917), перенося его в эпоху тотальной коммодификации. Если Дюшан ставил под сомнение саму природу искусства, то Каттелан своим «гиперобъектом» безжалостно критикует конкретный социум — Америку, где, по его мнению, всё может быть куплено и продано, а социальные лифты и справедливость остаются фикцией.

Аукционный дом Sotheby’s намерен установить стартовую цену, эквивалентную весу унитаза в золоте, что на сегодняшний день составляет около 10 миллионов долларов. Этот ход отсылает к другому итальянскому провокатору, Пьеро Мандзони, который в начале 1960-х выпустил 90 банок «Дерьма художника», оценив их по весу в золоте.

«"Америка" — это тур де форс Маурицио Каттелана, — заявил Дэвид Гальперин, глава отдела современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке. — Работа служит и буквальным, и метафорическим зеркалом для арт-мира, ставя перед нами самые неудобные вопросы о природе искусства и о верованиях, которые мы считаем священными в институциях рынка и музея».

Независимо от колебаний цен на золото, «Америка» имеет все шансы побить аукционный рекорд самого Каттелана, установленный работой «Он» (2001) — миниатюрной фигуркой Адольфа Гитлера, проданной за 17,2 миллиона долларов в 2016 году.

Статус Каттелана как главного провокатора арт-сцены был подтвержден в прошлом году, когда его работа «Комик» (2019) — банан, приклеенный к стене скотчем, — была продана за 6,2 миллиона долларов. Его покупатель, китайский предприниматель в сфере криптовалют Джастин Сан, впоследствии публично съел фрукт во время пресс-конференции.

Выставляемый на Sotheby’s унитаз является «близнецом» того, что был представлен в Гуггенхайме почти десятилетие назад. В 2019 году, работа была похищена во время экспозиции во дворце Бленхейм. Унитаз так и не был найден, а двое участников кражи были приговорены к тюремному заключению. По словам обвинения, вероятнее всего, арт-объект был разобран и переплавлен, что стало мрачно-поэтичным финалом для работы, так яростно критиковавшей материальные ценности.

А Каттелане мы говорим на нашем знаменитом «Арт-адвенте».