Найти в Дзене

Александр Иличевский. Чертёж Ньютона

Давно советовали "добрые" люди. Я не сразу уловил сарказм. Обычно после прочтения подобных книг первая мысль: что со мной не так? И ведь действительно. Премия Большая книга в 2020 году, масса восторженных отзывов на всех площадках. Я, если позволите, без оглядки на уважаемое жюри Большой книги, на не менее уважаемую редакцию Елены Шубиной, выпустившую полторы тысячи экземпляров книги в свободную продажу - скажу как есть. Роман Чертеж Ньютона по факту романом не является. Строго говоря, он не является вообще художественным произведением. Формальные атрибуты в виде действующих лиц и сюжетного контура присутствуют, но скорее лишь поводом длинных рассуждений о науке, мистика, ну и конечно об Иерусалиме и Израиле. Фактически это сборник эссе. Да, пожалуй всё-таки сборник. Не смог я проследить убедительной связи между перечисленными темами. 1. Путевые заметки авто путешествия героя по Соединённым Штатам в поисках пропавшей тещи, примкнувший к одной из тамошних многочисленных сект.

Давно советовали "добрые" люди. Я не сразу уловил сарказм.

Обычно после прочтения подобных книг первая мысль: что со мной не так?

И ведь действительно. Премия Большая книга в 2020 году, масса восторженных отзывов на всех площадках.

Я, если позволите, без оглядки на уважаемое жюри Большой книги, на не менее уважаемую редакцию Елены Шубиной, выпустившую полторы тысячи экземпляров книги в свободную продажу - скажу как есть.

Роман Чертеж Ньютона по факту романом не является. Строго говоря, он не является вообще художественным произведением.

Формальные атрибуты в виде действующих лиц и сюжетного контура присутствуют, но скорее лишь поводом длинных рассуждений о науке, мистика, ну и конечно об Иерусалиме и Израиле.

Фактически это сборник эссе. Да, пожалуй всё-таки сборник. Не смог я проследить убедительной связи между перечисленными темами.

1. Путевые заметки авто путешествия героя по Соединённым Штатам в поисках пропавшей тещи, примкнувший к одной из тамошних многочисленных сект.

2. Похожие по структуре путевые заметки о поездке героя и исследовательской работе в памирской лаборатории. Здесь как раз темная материя и сопутствующая мистика.

3. Ну и основная часть. Подробное дополнение к большому путеводителю по Иерусалиму и Израилю. Формально герой занимается поисками жившего и пропавшего в Иерусалиме отца. На самом же деле длинно повествует о местах, так или иначе связанных с пропавшим, ну и об истории, географии, археологии Святой земли.

Эссе местами философские, местами религиозные, местами социо-культурные. Они, вне всякого сомнения, насыщены познавательной информацией, возможно даже энциклопедической.

Отдельные абзацы, справедливости ради, неплохо читаются - текст ритмически выстроен. Есть ощущения что над ними поработали. Наверное, их можно было бы назвать поэтичными.

В основной же массе язык тяжёлый, вязкий, сковывающий бесконечно длящимися сложносочинёнными конструкциями.

Текст при этом лишён ожидаемого от художественного произведения эмоционального проживания.

Сопереживать тут некому. Формальные действующие лица по факту здесь не живут и не действуют.

Концовка выглядит в этом контексте некоторой насмешкой над читателем. Герой за несколько абзацев - ну, буквально щёлкнув двумя перстами, создаёт объемную голограмму храма на Храмовой горе в натуральную величину.

Особенно порадовало "сконструировал с помощью купленных по интернету деталей" и ещё "Матрицы мне отлили и отожгли в Японии, в лаборатории, пользовавшейся моими услугами; я расплатился с ними эксклюзивным доступом к памирским данным."

Получается, на протяжении половины книги автор брал нас измором, тщательно живописуя едва ли не каждую трещинку в древних руинах. А теперь у него герой буквально наспех сооружает нечто немыслимое без оглядки на условности реалистичного с виду жанра.

Очевидно, божественным. способом, ну или мистическим. Хотя, если быть внимательным, судя по крайне сжатому описанию, ему кроме всего прочего потребовалось потуже зашнуровать ботинки и закрепить зеркальные конструкции в определенных местах.

Наспех - это, по-видимому, верное ощущение. Концовка, похоже, так и написана второпях.

Но даже при очевидных недочётах она несомненно оживила унылое повествование. Слегка подпружинила напоследок активным действием, хоть и чудовищно скомканным.

Однако и с учётом более живой концовки текст остаётся крайне отстранённым обезличенным и эмоционально нейтральным.

Предположу, что при умелом обращени нейросеть написала бы не хуже.

Я здесь тоже в нейтральном ключе постарался высказаться.

Длинная версия впечатлений - эмоциональная, а может и резкая, но с уже отретушированными проклятиями - по традиции отдельным томиком на ЛитРес.

Телеграм канал "Пишу прозу"