Моя десятилетняя дочь обратилась ко мне с неожиданным вопросом:
-Пап, а в "Игре в Калмара", что за игра прыгалки?
-Что?
-Ну игра в прыгалки...
-Эмм... А откуда ты знаешь про "Игру в кальмара"?
-Так у нас все в классе посмотрели, а я нет...
-Слушай, ну я боюсь, я тебе не могу такое скачать...
-Да я знаю, знаю, ты хотя бы расскажи что там и как...
И пришлось мне, как в детстве, когда я ей придумывал хороший конец "Русалочки", без особой жестокости рассказать сюжет новых сезонов "Игры в кальмара"... Дабы дочь могла апеллировать в своем классе. А потом я задумался... Офигеть же!, такая бескомпромиссная жесткость и дети смотрят, смеются, радуются и шутят, что мол "Мы не люди, мы лошади!"
Я сейчас не собираюсь ругать новое и старое поколение, мол "как же так допускают родители" и "нельзя такое детям"! Я согласен - "нельзя", но ведь смотрят же...
В обход всех родительских контролей и нашего надзора... Поэтому мне больше хотелось бы как кинематографисту разобраться, почему же молодое поколение такое смотрит и насколько это отличается от поколения нашего.
ГРАДУС ЖЕСТОКОСТИ
Ну начнем именно с "Игры в кальмара". Как признался сам автор этого произведения в интервью Vanity Fair режиссер Хван Дон-хёк рассказал, что изначально задумывал счастливую концовку, в которой Ги-хун выживает, покидает остров и воссоединяется с дочерью в США.
Но в процессе написания сценария он все больше размышлял над тем, что именно хочет сказать этим сезоном: «Мне показалось, что мир стал еще хуже по сравнению с тем временем, когда я работал над первым сезоном. Экономическое неравенство усугубилось, климатический кризис не решается, военные угрозы растут, уязвимых людей становится все больше. Появилось ощущение, что молодежь теряет веру в будущее». Режиссер решил радикально показать, что пришло время измениться, вспомнить, что значит быть человеком, отказаться от гонки за деньгами и задуматься о будущих поколениях...
Но.
На мой субъективный режиссерский взгляд после просмотра второго и третьего сезона "Игры в кальмара", ты ощущаешь совершенно иное чувство..., а чувство это, что каждого человека, могут довести до состояния животного. И это правда. Почти каждого можно до вести до ручки, ставя перед ним невыносимый выбор. И если раскрывать постепенно "Окно Овертона" и грамотно психологически подталкивать человека к безумствам, то оно наступит!
НО, нафига такая сверхзадача?
Я не спорю, произведение действительно - художественное! Хорошая работа художника, сложные актерские работы, витиеватые сценарные ходы, но понимаете... Если бесконечно поднимать ставки в формате жестокости, прощупывать, а что же еще может человек такого учудить, то боюсь мы можем потерять такое слово, как человечность.
МОНЕТИЗАЦИЯ
Итак, почему же, нам это показывают и почему мы это смотрим. А все дело в маркетологической завязке. В деньгах проще говоря... Поэтому делаются игрушки в виде зеленых или розовых человечков, раскручиваются ролики в Тик-токе и в Нельзяграмме (куда кстати дети заходят лучше взрослых)... И вот уже развлекательная индустрия делает праздники для детишек в стиле "Игры в кальмара..." А почему? Да потому что принесет гарантированную прибыль... А как же юное неокрепшее сознание? Видимо никак, пущай крепнет. В итоге получается, что декриминализируя убийц (а там они почти все), мы даем очень странные ориентиры подрастающему поколению.
Просто забейте в поиск "Игра в кальмара квест для детей" без регистрации и смс и вот рынок услуг готов предоставить жесткую игру в мягкой оболочке.
Недорого.
МИРОВАЯ ОБСТАНОВКА
Но вернемся к тому, почему же это смотрят? Почему популярно?
Во всем мире происходят пертурбации. Начинаются военные конфликты локальные и глобальные. Вспыхивают очаги возгорания по всему миру. Мир постоянно балансирует на грани третьей мировой. К чему это приводит?
К внутреннему ожесточению. То есть когда твою нервную систему постоянно испытывают на прочность (не буду здесь писать как), ты привыкаешь к жесткости. Она для тебя становится более естественной.
Знаете я в одной из своих статей ужастики "Крик"
описывал, почему люди смотрят ужастики. Если кратко:
- У людей накапливается стресс - люди включают ужастики - люди пугаются - стресс кратковременно сбрасывается
Это физиология. Так вот здесь, тот же принцип только по другому.
- Я смотрю как жесток мир - я смотрю еще большую жесткость - о как здорово, у меня не так все плохо
И таким образом градус жестокости повышается, ибо чем же еще удивить зрителя и поднять рейтинг? "Нужно больше крови! Больше!"
АГРЕССИВНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПОВЕСТКА
А теперь взглянем на другую чашу весов:
В обществе довольно активно (в мире побольше, у нас поменьше) продвигается определенная повестка. Все пытаются быть хорошими. Не "абьюзить", не быть "токсиками", учатся феминитивам и инклюзивности. И это опять же рождает противоположный крен в другую сторону. Потому что не быть "токсичными", как раз пытаются те, кто и сами по себе ответственные, положительные и деликатные..., а вот люди, которым бы следовало поумерить свой эго-пыл, как раз обвиняют всех в том, что к ним не так обратились, не так посмотрели и не так сказали.
(ох чувствую "бомбить" у некоторых комментаторов будет знатно)
Эта ситуация и рождает "пружину напряженности", которую людям приходится "разряжать" с помощью жесткого контента.
НУ И НАПОСЛЕДОК
Дабы сбавить немного и ваш градус напряженности, хочу вернуться на 30 лет назад... Помните "Бумер"? "Бригаду"? Помните, что они были культом юных умов? Смотрели их все без исключения... И как говорится вроде выросли... Почти нормальные)))
А помните "Том и Джерри"? Сколько было беспричинной жестокости и ултранасилия там?
Может быть жестокие произведения и нужны... Но хотелось бы, конечно, чтобы юным умам передавали культурную программу... и разъясняли что самое главное в человеке - это человечность. За что и ратуем.