Найти в Дзене
МАЭСТРО про Кино

Почему жестокость в "тренде"?

Оглавление
когда "очень надо"
когда "очень надо"

Моя десятилетняя дочь обратилась ко мне с неожиданным вопросом:

-Пап, а в "Игре в Калмара", что за игра прыгалки?

-Что?

-Ну игра в прыгалки...

-Эмм... А откуда ты знаешь про "Игру в кальмара"?

-Так у нас все в классе посмотрели, а я нет...

-Слушай, ну я боюсь, я тебе не могу такое скачать...

-Да я знаю, знаю, ты хотя бы расскажи что там и как...

И пришлось мне, как в детстве, когда я ей придумывал хороший конец "Русалочки", без особой жестокости рассказать сюжет новых сезонов "Игры в кальмара"... Дабы дочь могла апеллировать в своем классе. А потом я задумался... Офигеть же!, такая бескомпромиссная жесткость и дети смотрят, смеются, радуются и шутят, что мол "Мы не люди, мы лошади!"

Я сейчас не собираюсь ругать новое и старое поколение, мол "как же так допускают родители" и "нельзя такое детям"! Я согласен - "нельзя", но ведь смотрят же...

В обход всех родительских контролей и нашего надзора... Поэтому мне больше хотелось бы как кинематографисту разобраться, почему же молодое поколение такое смотрит и насколько это отличается от поколения нашего.

ГРАДУС ЖЕСТОКОСТИ

Ну начнем именно с "Игры в кальмара". Как признался сам автор этого произведения в интервью Vanity Fair режиссер Хван Дон-хёк рассказал, что изначально задумывал счастливую концовку, в которой Ги-хун выживает, покидает остров и воссоединяется с дочерью в США.

Но в процессе написания сценария он все больше размышлял над тем, что именно хочет сказать этим сезоном: «Мне показалось, что мир стал еще хуже по сравнению с тем временем, когда я работал над первым сезоном. Экономическое неравенство усугубилось, климатический кризис не решается, военные угрозы растут, уязвимых людей становится все больше. Появилось ощущение, что молодежь теряет веру в будущее». Режиссер решил радикально показать, что пришло время измениться, вспомнить, что значит быть человеком, отказаться от гонки за деньгами и задуматься о будущих поколениях...

Но.

На мой субъективный режиссерский взгляд после просмотра второго и третьего сезона "Игры в кальмара", ты ощущаешь совершенно иное чувство..., а чувство это, что каждого человека, могут довести до состояния животного. И это правда. Почти каждого можно до вести до ручки, ставя перед ним невыносимый выбор. И если раскрывать постепенно "Окно Овертона" и грамотно психологически подталкивать человека к безумствам, то оно наступит!

НО, нафига такая сверхзадача?

Я не спорю, произведение действительно - художественное! Хорошая работа художника, сложные актерские работы, витиеватые сценарные ходы, но понимаете... Если бесконечно поднимать ставки в формате жестокости, прощупывать, а что же еще может человек такого учудить, то боюсь мы можем потерять такое слово, как человечность.

кровь... кишки... ну вы поняли
кровь... кишки... ну вы поняли

МОНЕТИЗАЦИЯ

Итак, почему же, нам это показывают и почему мы это смотрим. А все дело в маркетологической завязке. В деньгах проще говоря... Поэтому делаются игрушки в виде зеленых или розовых человечков, раскручиваются ролики в Тик-токе и в Нельзяграмме (куда кстати дети заходят лучше взрослых)... И вот уже развлекательная индустрия делает праздники для детишек в стиле "Игры в кальмара..." А почему? Да потому что принесет гарантированную прибыль... А как же юное неокрепшее сознание? Видимо никак, пущай крепнет. В итоге получается, что декриминализируя убийц (а там они почти все), мы даем очень странные ориентиры подрастающему поколению.

приходится все мазать
приходится все мазать

Просто забейте в поиск "Игра в кальмара квест для детей" без регистрации и смс и вот рынок услуг готов предоставить жесткую игру в мягкой оболочке.

Недорого.

МИРОВАЯ ОБСТАНОВКА

Но вернемся к тому, почему же это смотрят? Почему популярно?

Во всем мире происходят пертурбации. Начинаются военные конфликты локальные и глобальные. Вспыхивают очаги возгорания по всему миру. Мир постоянно балансирует на грани третьей мировой. К чему это приводит?

К внутреннему ожесточению. То есть когда твою нервную систему постоянно испытывают на прочность (не буду здесь писать как), ты привыкаешь к жесткости. Она для тебя становится более естественной.

Знаете я в одной из своих статей ужастики "Крик"

описывал, почему люди смотрят ужастики. Если кратко:

  • У людей накапливается стресс - люди включают ужастики - люди пугаются - стресс кратковременно сбрасывается

Это физиология. Так вот здесь, тот же принцип только по другому.

  • Я смотрю как жесток мир - я смотрю еще большую жесткость - о как здорово, у меня не так все плохо

И таким образом градус жестокости повышается, ибо чем же еще удивить зрителя и поднять рейтинг? "Нужно больше крови! Больше!"

"нужно больше дров! Хочу большой костер! Большой костер!!!"
"нужно больше дров! Хочу большой костер! Большой костер!!!"

АГРЕССИВНАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПОВЕСТКА

А теперь взглянем на другую чашу весов:

В обществе довольно активно (в мире побольше, у нас поменьше) продвигается определенная повестка. Все пытаются быть хорошими. Не "абьюзить", не быть "токсиками", учатся феминитивам и инклюзивности. И это опять же рождает противоположный крен в другую сторону. Потому что не быть "токсичными", как раз пытаются те, кто и сами по себе ответственные, положительные и деликатные..., а вот люди, которым бы следовало поумерить свой эго-пыл, как раз обвиняют всех в том, что к ним не так обратились, не так посмотрели и не так сказали.

(ох чувствую "бомбить" у некоторых комментаторов будет знатно)

Эта ситуация и рождает "пружину напряженности", которую людям приходится "разряжать" с помощью жесткого контента.

НУ И НАПОСЛЕДОК

Дабы сбавить немного и ваш градус напряженности, хочу вернуться на 30 лет назад... Помните "Бумер"? "Бригаду"? Помните, что они были культом юных умов? Смотрели их все без исключения... И как говорится вроде выросли... Почти нормальные)))

А помните "Том и Джерри"? Сколько было беспричинной жестокости и ултранасилия там?

от этой серии мурашки в детстве были
от этой серии мурашки в детстве были

Может быть жестокие произведения и нужны... Но хотелось бы, конечно, чтобы юным умам передавали культурную программу... и разъясняли что самое главное в человеке - это человечность. За что и ратуем.

-6